Фонд социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Структурная перестройка в Республике Беларусь привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днём. Появилась безработица. Среди безработных растёт группа длительно неработающих. В то же время, действующее законодательство ориентируется главным образом на занятых постоянно полное рабочее время и слабо защищает частично или временно занятых, а также тех, кто долго не может найти работу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. История возникновения фонда социальной защиты населения, его назначение 7
1.1. Сущность и история создания фонда социальной защиты населения …...…7
1.2. Задачи и функции фонда социальной защиты населения 16
2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 19
3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
Заключение 33
Список использованных источников 36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………....39

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.docx

— 78.66 Кб (Скачать)

Для поддержания реального  уровня жизни людей, и в первую очередь социально уязвимых семей, которых у нас более 500 тыс., внесены  изменения в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». С  принятием этих изменений размеры  государственных пособий и уровень  совокупного дохода, дающего право  на их получение, определяются в зависимости  от величины минимального потребительского бюджета, что позволило в 1,5 раза повысить размеры пособий, а также увеличить число их получателей.

На постоянном контроле Министерства финансов и его органов на местах находятся вопросы оплаты труда  работников бюджетных учреждений, ее совершенствования, а также полноты и своевременности выплаты.

Значительная часть расходов по содержанию детей в них финансируется  за счет средств бюджета. Достаточно сказать, что родительская плата  с 1 декабря 1999 г. покрывает только около 15% стоимости питания детей. Все  же остальные расходы, а их удельный вес в общих расходах составляет более 85%, взяло на себя государство.

Ежегодно источниками  финансирования обеспечиваются приоритетные направления данной государственной  программы (полная потребность в  бесплатном питании учащихся, предоставление льгот и компенсаций инвалидам, населению, проживающему на загрязненных радионуклидами территориях, ликвидаторам и др.).

Часть населения обеспечивается лекарственными препаратами по льготным ценам, а ряд категорий получает их бесплатно.

Отдельно о пенсионном обеспечении. В Беларуси 2,5 млн. пенсионеров, или около 25% от общей численности  населения. В стране законодательно утверждена целая система мер  по их поддержке.

В системе Министерства социальной защиты функционирует 74 дома-интерната  для инвалидов и престарелых, где проживают 15,5 тыс. человек. Кроме  того, социальная помощь гражданам  пожилого возраста и инвалидам оказывается  на дому. Таким образом, обслуживаются  более 78 тыс. человек.

Бюджетом предусмотрены  возможности на приобретение и ремонт специальных транспортных средств  и всех видов инвалидных колясок.

Важное значение придает  государство проблемам занятости. Численность экономически активного  населения составляет 45,4% от численности  всего населения. В государственной  службе занятости в качестве безработных  официально зарегистрированы 96,7 тыс. человек, или 2,1 % экономически активного населения.

В условиях сегодняшнего дня  важнейшей составляющей региональной социальной политики является система  социальной поддержки, т.е. система  временных мер для обеспечения  адаптации населения региона  к новым или изменившимся социально-экономическим  условиям и амортизации негативных последствий кризисного периода. Одним  из критериев оценки качества жизни  является доступность и разнообразие перечня социальных услуг. В настоящее  время такие услуги предоставляются  государственными учреждениями – территориальными центрами социального обслуживания. Развитие центров, внедрение инновационных  технологий социальной работы с нетрудоспособными  гражданами, практики оказания социальных услуг на договорной основе (социальный заказ) являются в ближайшей перспективе  основным направлением развития системы  социального обслуживания. Кроме  того, большое значение для решения  многих проблем граждан, проживающих  в регионах республики, является привлечение  инвесторов в малые города и сельские поселения, а важнейшими составляющими  инвестиционной привлекательности  выступают, в свою очередь, стабильные доходы населения и благоприятная  социальная ситуация.

В данном контексте эффективная  социальная политика, нацеленная на предотвращение бедности и социальной уязвимости становится ключевым условием успешного социально-экономического развития регионов. В предстоящем пятилетии продолжится реализация мер по дальнейшему развитию малых и средних городских поселений. Государственная программа возрождения и развития села на 2011-2015 гг. определяет направления развития сельской местности.

Основными задачами социальной политики государства являются повышение  уровня и качества жизни населения  и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Как известно, сегодня многие необходимые показатели представлены только на национальном и областном  уровнях, аккумулируются в разных ведомствах, имеют разный временной лаг представления. Во многих регионах необходимо проведение реструктуризации производств, что  может привести к существенному  изменению социальной обстановки. Остаются малоизученными потенциал регионов и механизмы по выходу населения  из кризисных ситуаций.

Тем не менее, принимаемые  меры по реализации социальной политики не позволяют устранить или существенно  снизить существующий уровень малообеспеченности отдельных групп населения. Причиной тому являются, с одной стороны, либерализация  цен и девальвация национальной валюты, а с другой — распространение  государственных пособий на значительную часть людей.

В области оплаты труда  важнейшим направлением ее реформирования должны стать поэтапное повышение  размера тарифной ставки первого  разряда и ее приближение к  бюджету прожиточного минимума, а  в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету, исходя из экономических  возможностей республики.

Для повышения эффективности  адресной социальной помощи важно усовершенствовать  существующие программы для создания единой системы адресной поддержки  незащищённых слоев населения. В  связи с этим следует провести всесторонний анализ действующих законодательных  актов, регулирующих предоставление социальных пособий, услуг и льгот, и по его  результатам подготовить необходимые  проекты нормативных правовых актов, предусматривающих перераспределение  финансовых ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан. Практика показывает, что ни в одной стране социальные нужды населения не удовлетворяются  полностью, ибо для этого не хватает  ни государственных, ни частных пожертвований. Для решения этой задачи потребовалось бы резко увеличить налоги на занятое население.

Сегодня также важно упорядочить  имеющиеся льготы населению с  последующим направлением высвобожденных средств программы адресной социальной защиты, ввести механизмы персонификации отдельных льгот и практику, при  которой любая услуга будет оплачена по действующим тарифам с последующей  компенсацией средств льготнику. С  целью упорядочения льгот и привилегий следует осуществить информационно-образовательную  программу, то есть подготовить общественное мнение к пониманию необходимости  реформы системы социальной защиты семей и граждан.

Политика по преодолению  бедности должна опираться на следующие  принципы:

• справедливое распределение  социальных издержек реформ на все  группы населения;

• предоставление широких  возможностей для честного, хорошо оплачиваемого труда;

• стимулирование трудоспособных граждан к активному самообеспечению своим трудом;

• реалистичности, осуществимости предпринимаемых мер по борьбе с  бедностью с учетом ограниченности финансовых ресурсов.

Следовательно, представляется необходимым переориентировать  политику государственной социальной помощи на создание соответствующих  условий, при которых малообеспеченные семьи (в первую очередь, имеющие  в своем составе трудоспособных членов семьи) получили бы возможность  выхода из кризисного состояния собственными силами. Такая организация социальной защиты позволит сократить численность  семей, которым оказывается помощь государства, и за счет этого существенно  увеличить размеры поддержки  тем, кто в ней действительно  нуждается.

На решении этих кардинальных направлений реформирования системы  социальной защиты, как утверждает президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и будет в значительной степени сконцентрирована деятельность правительства республики в ближайшие годы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев многие вопросы  и поставленные задачи, касающиеся формирования распределения и использования Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, а также изучив его структуру и принципы функционирования, мною были сделаны следующие выводы.

Осуществляемые в Республике Беларусь общественно-политические, экономические  реформы создали новую социальную среду и потребовали выработки  эффективной социальной политики. Эта  политика должна быть ориентирована  на человека, в ней должна быть правильно  выстроена система приоритетов  и предусмотрено эффективное  использование государственных  средств на социальную защиту.

Объективно встала необходимость  реформирования пенсионной системы. От того, как будет осуществляться пенсионная реформа, по каким основополагающим принципам - таков будет уровень  социальных гарантий и материальной обеспеченности каждого человека в  нетрудоспособном возрасте.

Необходимым условием перехода республики к новой системе является создание Национальной информационной системы социальной защиты, основой  которой станет индивидуальный персонифицированный  учет и единая база данных по уплаченным пенсионным взносам, а также вся  информация, необходимая для назначения и начисления пенсий и пособий.

В рамках реформы системы  социальной защиты республики необходимо осуществлять процесс реформирования Фонда социальной защиты населения. Необходимо также увеличение спектра  социальных услуг, предоставляемых  гражданам.

Важным направлением реформ в системе социальной защиты является совершенствование адресной социальной помощи уязвимых категорий граждан. Смысл эффективной адресной социальной защиты и состоит именно в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворение потребностей социально незащищенных слоев населения. Важно полностью перейти от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов.

Основной проблемой Фонда  является нецелевое использование  средств социального страхования. В связи со сложностями в выполнении республиканского бюджета Министерство финансов республики ведет целенаправленную политику по закрытию бюджетных прорех средствами Фонда. Третий год подряд 50 % расходов на выплату пособий на детей старше трех лет финансируется из средств Фонда, хотя в соответствии с законодательством эти расходы должен нести республиканский бюджет. Многочисленны аналогичные примеры и по другим видам расходов.

Однако пути решения финансовых проблем есть.

Прежде всего, необходимо реформирование законодательства, а  также инвестирование средств социального  страхования в экономику страны должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки  и покупкой государственных казначейских обязательств. Конечно, это требует  более квалифицированного подхода  в сравнении с тем, который  мы имеем сегодня. Нужны подготовленные люди, нужны соответствующие структуры  в Фонде, но эти затраты правомерны и окупятся с лихвой. В условиях сегодняшнего дня важнейшей составляющей региональной социальной политики является система социальной поддержки, т.е. система временных мер для  обеспечения адаптации населения  региона к новым или изменившимся социально-экономическим условиям и амортизации негативных последствий  кризисного периода. Одним из критериев  оценки качества жизни является доступность  и разнообразие перечня социальных услуг. В настоящее время такие  услуги предоставляются государственными учреждениями – территориальными центрами социального обслуживания. Развитие центров, внедрение инновационных  технологий социальной работы с нетрудоспособными  гражданами, практики оказания социальных услуг на договорной основе (социальный заказ) являются в ближайшей перспективе основным направлением развития системы социального обслуживания.

Кроме того, большое значение для решения многих проблем граждан, проживающих в регионах республики, является привлечение инвесторов в  малые города и сельские поселения, а важнейшими составляющими инвестиционной привлекательности выступают, в  свою очередь, стабильные доходы населения  и благоприятная социальная ситуация.

Сегодня также важно упорядочить  имеющиеся льготы населению с  последующим направлением высвобожденных средств программы адресной социальной защиты, ввести механизмы персонификации отдельных льгот и практику, при  которой любая услуга будет оплачена по действующим тарифам с последующей  компенсацией средств льготнику.

Обобщение изложенного позволяет  сделать вывод, что решение перечисленных  выше задач возможно лишь при условии  рационального реформирования системы  социальной защиты, направленного на смену приоритетов, снижение доли выплат из бюджета, переориентацию самой психологии получателей социальной помощи. Каждый человек должен осознать, что система  социальной защиты не может превышать  достигнутый обществом уровень  развития.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Аверин, А. Н. Государственная система социальной защиты населения: учеб. пособие / А. Н. Аверин – М. : РАГС, 2010. – 124 с.
  2. Берлин, С. И. Теория финансов: учеб. пособие / С. И. Берлин – М. : Приор, 2000. – 89 с.
  3. Грихутик, В. И. Материальная помощь и обязательные страховые взносы в ФСЗН: (комментарий к постановлению Совета Министров РБ от 25.01.1999 г. №115) / В. И. Грихутик // Главный бухгалтер. – 2012. – № 19. – С. 22 – 24.
  4. Грихутик, В. И. Порядок исчисления и уплаты обязательных страховых взносов в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь / В. И. Грихутик // Налоги Беларуси. – 2011. – № 3. – С. 41 – 50.
  5. Давыденко, Л. Н. Зарубежный опыт реформирования системы социальной защиты населения / Л. Н. Давыденко, Л. Г. Титаренко  // Социология. – 1997.  – №1. – С. 35 – 40.
  6. Красовская, Н. Н. Новые тенденции в деятельности системы социальной защиты населения Республики Беларусь / Н. Н. Красовская // Социология – 2002. – №2. – С. 86 – 90.
  7. Ламперт, Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь: учеб. пособие/  Х. Ламперт –  М. : Дело, 1993. –150-152 с.
  8. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь итоги работы в 2010 г. и перспективы развития // Бюллетень министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – 2011. – №2 – С. 2 – 25.
  9. Об утверждении положения о Фонде социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь: постановление Кабинета Министров Респ. Беларусь от 11 января 1996 г. №20 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – №5 – С. 54 – 55.
  10. Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы: указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. №136 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – №43 – С. 88 – 89.
  11. Об образовании Фонда социального страхования Белорусской ССР:  постановление от 20 декабря 1990 г. №327 // СП СССР. – 1990. – №18.
  12. Об основах государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь от 31.01.1995 г. №3563  // НРПА РБ. – 2001. – № 2
  13. Об организации пенсионного Фонда СССР: постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 г.  №818 // СП СССР. – 1990. –№ 23.
  14. Об изменении структуры центральных органов управления Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 23 сентября 1994 г. №122 // Собрание указов Президента Министров Республики Беларусь. – 1994. – №6.
  15. Об организации Пенсионного Фонда Республики Беларусь:  постановление от 20 декабря 1991 г. №481 // Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1991. – №20.
  16. О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. №329-З // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2012. – № 2 – С. 34–35.
  17. О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение: постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 15 августа 1990 г.  №827 // СП СССР. – 1990. – № 23.
  18. О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. №516 // Нац. реестр  правовых  актов Республики Беларусь. – 2001. – № 74.
  19. О пенсионном обеспечении: Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. №404-3 // Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь. – 2012. – № 2.
  20. О вопросах Пенсионного фонда Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1992 года №278 // Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. –1992. – №14.
  21. Попов, Е.М. Финансы предприятий: учеб. пособие / Е.М. Попов. – Минск: Высш. шк., 2005. – 573 с.
  22. Сверж, А. Система социальной защиты и необходимость её реформирования / А. Сверж // Финансы, учёт, аудит – 2000. – №4. – С. 3 – 6.
  23. Социальная сфера Республики Беларусь. Региональные аспекты / А.Б. Чещевик [и др.] ; под общ. ред. А.Б. Чещевика. – Минск:  ИСПИ., 2002. –42 – 46 с.
  24. Таберко, И. Истины старые, но их стоит повторить, или последствия несвоевременного перечисления взносов в ФСЗН / И. Таберко // Главный бухгалтер. – 2012. – № 18. – С. 20 – 21.
  25. Теория финансов: учеб. пособие / Н. Е. Заяц [и др.] ; под общ. ред. Н. Е. Заяц. – Минск: Выш. шк., 1997. – 255 – 259 с.
  26. www.economy.gov.by – официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. – дата доступа 13.11.2012 г.
  27. www.minfin. by – официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. – дата доступа 13.11.2012 г.
  28. www.ssf.gov.by – официальный сайт Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. – дата доступа 13.11.2012 г.
  29. www.pravo. by – национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – дата доступа 13.11.2012 г.

Информация о работе Фонд социальной защиты населения