Фонд социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Структурная перестройка в Республике Беларусь привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днём. Появилась безработица. Среди безработных растёт группа длительно неработающих. В то же время, действующее законодательство ориентируется главным образом на занятых постоянно полное рабочее время и слабо защищает частично или временно занятых, а также тех, кто долго не может найти работу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. История возникновения фонда социальной защиты населения, его назначение 7
1.1. Сущность и история создания фонда социальной защиты населения …...…7
1.2. Задачи и функции фонда социальной защиты населения 16
2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 19
3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
Заключение 33
Список использованных источников 36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………....39

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.docx

— 78.66 Кб (Скачать)

Истоки социального страхования  тесным образом связаны с движением  рабочих за создание материальных условий  на случай болезни, безработицы, несчастья  во время работы. Первоначальными  формами социального страхования  были кассы и общества взаимопомощи, а законодательная база и наиболее совершенная структура социального  страхования были разработаны в  Германии в 1883 — 1889 гг.

Социальному страхованию  присущи следующие признаки:

1) страховые взносы являются  централизованными доходами государства,  так как внебюджетные фонды  относятся к государственной  форме собственности и порядок  установления и уплаты взносов  регламентирован государством;

2) страховые взносы представляют  обязательный платеж из суммы  сокрытых, заниженных или не внесенных  в установленный срок платежей, взыскиваются в принудительном  порядке;

3) страховые взносы, аккумулируемые  в специальных фондах, используются  целенаправленно;

4) страховым взносам присущ  возвратный характер, но возвратность  не адекватна уплаченным суммам;

5) привлекаемые страховые  взносы обезличены, отсутствует  персонификация;

6) временно свободные  средства могут инвестироваться  для получения дополнительных  доходов.

Организация социального  страхования базируется на следующих  принципах: всеобщность, универсальность, комплексность, самоуправление, а в  странах с развитой рыночной экономикой и самоокупаемость.

Система социального страхования  может быть двух видов: государственной  и негосударственной. Она предназначена  для обеспечения восстановления и сохранения трудоспособности работников; обеспечения нетрудоспособных лиц. Материальной основой этих обеспечений  выступают специализированные фонды  денежных средств.

Процесс формирования фондов социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных  законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и  использования фондов социального  страхования опосредуют распределение  национального дохода, аккумуляцию  его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают  государство, предприятия и организации  различных форм собственности, население.

Вместе с тем эти  распределительные отношения обусловлены  спецификой социального страхования, проявляющейся в наличии первичного и вторичного распределения. Первичное  распределение осуществляется в  процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий  и организаций. Вторичное — проявляется  при поступлении в фонд социальной защиты населения (ФСЗН) и последующем  использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы  работников. Определенная часть национального  дохода проявляется через отношения  по поводу формирования и использования  ФСЗН и реализуется в сфере  социального обеспечения для поддержки на случай болезни, полной потери трудоспособности, неудовлетворительного материального положения неполных и многодетных семей.

Итак, социальная защита представляет собой часть денежных отношений  по распределению и перераспределению  национального дохода с целью  формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

Социальная защита населения  в Республике Беларусь регламентирована Законом Республики Беларусь «Об  основах государственного социального  страхования» [13], введенным в действие с 1 апреля 1995 г. Социальное обеспечение может проводиться на основе обязательного государственного, а также добровольного и дополнительного социального страхования.

Основными принципами государственного социального страхования являются:

• участие работающих граждан  и нанимателей в создании государственных  страховых фондов;

• солидарный характер их создания, обеспечивающий содержание нетрудоспособных и неработающих трудоспособными  и работающими;

• гарантированность пенсий, пособий и прочих социальных выплат;

• равенство граждан в  праве на социальное страхование;

• дифференциация условий  и размеров пенсий, пособий и прочих социальных выплат.

Добровольное и дополнительное социальное страхование может осуществляться негосударственными страховыми органами (страховщиками) за счет собственных  средств нанимателей или самих  граждан.

Обязательному государственному страхованию подлежат лица, работающие на основе трудовых договоров; членства в кооперативах, предприятиях и обществах  коллективных форм собственности. Государственное  социальное страхование может также  распространяться и на другие категории  граждан при условии оплаты страховых  взносов (предпринимателей; членов крестьянских хозяйств; творческих работников; работников, работающих по договорам подряда; иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь).

Средства государственного социального страхования размещаются  во внебюджетном фонде социальной защиты населения, не подлежат изъятию, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством  о государственном социальном страховании.

В Беларуси система социального  страхования в современном его  понимании существует сравнительно недавно. До 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства. В начале 1922 года Советом Народных Комиссаров Беларуси было принято постановление "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных  предприятиях, учреждениях и хозяйствах" и в составе Наркомата социального  обеспечения БССР было создано управление социального страхования. С 7 июня 1922 года управление социального страхования  было переведено на самоокупаемость. В 1933 году социальное страхование передано в ведение профсоюзов. Им были переданы все средства социального страхования, санатории, дома отдыха и другие учреждения. Непосредственное руководство осуществлялось отраслевыми, а также территориальными межсоюзными организациями. Тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам. При профсоюзных комитетах работали комиссии по социальному страхованию  и комиссии по пенсионным вопросам.

Провозглашенная в конце 80-х годов в бывшем СССР перестройка  вызвала изменения в организации  и финансировании социального страхования. Были приняты Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года №818 "Об организации пенсионного  Фонда СССР" [14] и №827 "О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение" [18]. В соответствии с этим Советом Министров Белорусской ССР и Федерацией профсоюзов Белоруссии принято Постановление от 20 декабря 1990 года №327 "Об образовании Фонда социального страхования Белорусской ССР" [12]. В 1991 году Советом Министров Республики Беларусь принято Постановление от 20 декабря 1991 года №481 "Об организации Пенсионного Фонда Республики Беларусь" [16]. Состав Правления Пенсионного Фонда утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1992 года №278 [21]. Эти документы фактически положили начало внедрению страховых принципов в пенсионную систему республики.

   В целях совершенствования  системы финансирования государственного  социального страхования, постановлением  Верховного Совета Республики  Беларусь от 10.06.1993 г. на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, как орган государственного управления финансами социального страхования, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 № 122 [15] Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица.

Указом от 24.09.2001 № 516 [19] Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В настоящее время Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь относится к государственным  внебюджетным страховым фондам и  является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре  Министерства социальной защиты. Его  денежные средства являются республиканской собственностью, не входят в состав бюджета Республики Беларусь, не подлежат изъятию, хранятся на счетах в банках. Имущество закрепляется за Фондом социальной защиты населения на праве оперативного управления. В своей деятельности Фонд руководствуется актами законодательства Республики Беларусь.

В структуру Фонда входят:

  • центральный аппарат;
  • 6 областных и Минское городское управления;
  • 153 городских, районных и районных в городах отделов.

      Обеспечение  деятельности Фонда производится  в пределах средств на его  содержание, утвержденных Советом  Министров Республики Беларусь.

      Органом  управления Фонда социальной  защиты населения является его  правление. В состав правления  входят Министр труда и социальной  защиты (председатель правления), управляющий  (заместитель председателя правления)  и его заместители по должности,  а также представители Министерства  финансов, Министерства экономики,  Национального банка, объединений  нанимателей и профсоюзов. Количественный  и персональный состав правления  утверждается Советом Министров  Республики Беларусь.

    1. . Задачи и функции фонда социальной защиты населения

Главными задачами Фонда  социальной защиты населения являются:

• сбор и аккумуляция  обязательных страховых взносов  и иных платежей на государственное  социальное страхование;

• финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное  лечение и оздоровление населения  и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном  социальном страховании;

• организация и ведение  индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования;

• осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда  социальной защиты населения на основе принципа самофинансирования;

• проведение разъяснительной  работы среди плательщиков обязательных страховых взносов и застрахованных по вопросам деятельности Фонда социальной защиты населения;

• сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями  по вопросам государственного социального  страхования, находящимся в компетенции  Фонда социальной защиты населения.

Чтобы лучше понять сущность Фонда социальной защиты населения, необходимо рассмотреть его функции, которые обеспечивают выполнение поставленных перед ним задач:

• осуществляет сбор, аккумулирование  средств государственного социального  страхования и управление ими;

• осуществляет финансирование предусмотренных законодательством  выплат государственных пенсий, пособий  и иных выплат по государственному социальному страхованию;

• обеспечивает финансирование расходов на санаторно-курортное лечение  и оздоровление населения республики;

• готовит предложения  о тарифах страховых взносов  и вносит их через Министерство труда  и социальной защиты на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь для дальнейшего представления  в Национальное собрание Республики Беларусь;

• осуществляет контроль за правильным расходованием денежных средств;

  • руководит работой городских, районных и районных в городах отделов и оказывает им необходимую методическую помощь;

• осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, согласно действующему законодательству принимает соответствующие меры к страхователям, нарушающим порядок уплаты этих взносов;

• сотрудничает с международными организациями по вопросам, относящимся  к его компетенции, участвует  в разработке и реализации в установленном  порядке международных договоров  Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования

Таким образом, можно сделать  вывод, что Фонд социальной защиты населения  Республики Беларусь представляет собой  государственный внебюджетный фонд, который образуется в процессе перераспределения  финансовых ресурсов государства, предприятий  и населения и используется на финансирование не включённых в бюджет некоторых общественных потребностей (материального обеспечения граждан  в старости, в случае полной или  частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям).

 

2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Рассмотрев выше понятие  Фонда социальной защиты населения  Республики Беларусь, его задачи и  функции, необходимо остановиться на источниках его формирования, которые в свою очередь и позволяют выполнять  фонду возложенные на него функции, исходя из целевой направленности.

Средства Фонда в соответствии с действующим законодательством  образуются за счет:

  • обязательных страховых взносов;
  • ассигнований из республиканского бюджета;
  • добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц;
  • доходов от капитализации средств Фонда;
  • средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий в соответствии с пунктом "б" части первой статьи 12 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении";
  • поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, ответственным за причиненный вред, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца;
  • средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов;
  • других поступлений.

Информация о работе Фонд социальной защиты населения