Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:14, курсовая работа
Структурная перестройка в Республике Беларусь привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днём. Появилась безработица. Среди безработных растёт группа длительно неработающих. В то же время, действующее законодательство ориентируется главным образом на занятых постоянно полное рабочее время и слабо защищает частично или временно занятых, а также тех, кто долго не может найти работу.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. История возникновения фонда социальной защиты населения, его назначение 7
1.1. Сущность и история создания фонда социальной защиты населения …...…7
1.2. Задачи и функции фонда социальной защиты населения 16
2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 19
3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
Заключение 33
Список использованных источников 36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………....39
Истоки социального
Социальному страхованию присущи следующие признаки:
1) страховые взносы являются
централизованными доходами
2) страховые взносы представляют обязательный платеж из суммы сокрытых, заниженных или не внесенных в установленный срок платежей, взыскиваются в принудительном порядке;
3) страховые взносы, аккумулируемые в специальных фондах, используются целенаправленно;
4) страховым взносам присущ
возвратный характер, но возвратность
не адекватна уплаченным
5) привлекаемые страховые взносы обезличены, отсутствует персонификация;
6) временно свободные
средства могут
Организация социального страхования базируется на следующих принципах: всеобщность, универсальность, комплексность, самоуправление, а в странах с развитой рыночной экономикой и самоокупаемость.
Система социального страхования может быть двух видов: государственной и негосударственной. Она предназначена для обеспечения восстановления и сохранения трудоспособности работников; обеспечения нетрудоспособных лиц. Материальной основой этих обеспечений выступают специализированные фонды денежных средств.
Процесс формирования фондов
социального страхования
Вместе с тем эти
распределительные отношения
Итак, социальная защита представляет
собой часть денежных отношений
по распределению и
Социальная защита населения в Республике Беларусь регламентирована Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» [13], введенным в действие с 1 апреля 1995 г. Социальное обеспечение может проводиться на основе обязательного государственного, а также добровольного и дополнительного социального страхования.
Основными принципами государственного
социального страхования
• участие работающих граждан и нанимателей в создании государственных страховых фондов;
• солидарный характер их создания, обеспечивающий содержание нетрудоспособных и неработающих трудоспособными и работающими;
• гарантированность пенсий, пособий и прочих социальных выплат;
• равенство граждан в праве на социальное страхование;
• дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и прочих социальных выплат.
Добровольное и дополнительное
социальное страхование может
Обязательному государственному страхованию подлежат лица, работающие на основе трудовых договоров; членства в кооперативах, предприятиях и обществах коллективных форм собственности. Государственное социальное страхование может также распространяться и на другие категории граждан при условии оплаты страховых взносов (предпринимателей; членов крестьянских хозяйств; творческих работников; работников, работающих по договорам подряда; иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь).
Средства государственного
социального страхования
В Беларуси система социального
страхования в современном его
понимании существует сравнительно
недавно. До 1921 года в республике существовала
система социального
Провозглашенная в конце
80-х годов в бывшем СССР перестройка
вызвала изменения в
В целях совершенствования
системы финансирования
Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 № 122 [15] Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица.
Указом от 24.09.2001 № 516 [19] Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В настоящее время Фонд
социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь относится к государственным
внебюджетным страховым фондам и
является органом государственного
управления средствами государственного
социального страхования в
В структуру Фонда входят:
Обеспечение
деятельности Фонда
Органом
управления Фонда социальной
защиты населения является его
правление. В состав правления
входят Министр труда и
Главными задачами Фонда социальной защиты населения являются:
• сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;
• финансирование расходов
на пенсии, пособия, санаторно-курортное
лечение и оздоровление населения
и иные выплаты в соответствии
с законодательством о
• организация и ведение
индивидуального (персонифицированного)
учета сведений о застрахованных
лицах для целей
• осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда социальной защиты населения на основе принципа самофинансирования;
• проведение разъяснительной
работы среди плательщиков обязательных
страховых взносов и
• сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования, находящимся в компетенции Фонда социальной защиты населения.
Чтобы лучше понять сущность Фонда социальной защиты населения, необходимо рассмотреть его функции, которые обеспечивают выполнение поставленных перед ним задач:
• осуществляет сбор, аккумулирование средств государственного социального страхования и управление ими;
• осуществляет финансирование
предусмотренных
• обеспечивает финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения республики;
• готовит предложения о тарифах страховых взносов и вносит их через Министерство труда и социальной защиты на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь для дальнейшего представления в Национальное собрание Республики Беларусь;
• осуществляет контроль за правильным расходованием денежных средств;
• осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, согласно действующему законодательству принимает соответствующие меры к страхователям, нарушающим порядок уплаты этих взносов;
• сотрудничает с международными
организациями по вопросам, относящимся
к его компетенции, участвует
в разработке и реализации в установленном
порядке международных
Таким образом, можно сделать
вывод, что Фонд социальной защиты населения
Республики Беларусь представляет собой
государственный внебюджетный фонд,
который образуется в процессе перераспределения
финансовых ресурсов государства, предприятий
и населения и используется на
финансирование не включённых в бюджет
некоторых общественных потребностей
(материального обеспечения
2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Рассмотрев выше понятие Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, его задачи и функции, необходимо остановиться на источниках его формирования, которые в свою очередь и позволяют выполнять фонду возложенные на него функции, исходя из целевой направленности.
Средства Фонда в соответствии
с действующим