Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:14, курсовая работа
Структурная перестройка в Республике Беларусь привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днём. Появилась безработица. Среди безработных растёт группа длительно неработающих. В то же время, действующее законодательство ориентируется главным образом на занятых постоянно полное рабочее время и слабо защищает частично или временно занятых, а также тех, кто долго не может найти работу.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. История возникновения фонда социальной защиты населения, его назначение 7
1.1. Сущность и история создания фонда социальной защиты населения …...…7
1.2. Задачи и функции фонда социальной защиты населения 16
2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 19
3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
Заключение 33
Список использованных источников 36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………....39
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
1. История возникновения фонда социальной защиты населения, его назначение 7
1.1. Сущность и история создания фонда социальной защиты населения …...…7
1.2. Задачи и функции фонда социальной защиты населения 16
2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 19
3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
Заключение 33
Список использованных источников 36
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Успешное развитие современной экономики невозможно без учёта нужд и потребностей человека. При переходе государства к рынку коренным образом меняются социально-экономические отношения, изменяются и условия жизни людей. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками.
Структурная
перестройка в Республике
Демобилизация
значительного числа
Уровень
доходов основной части
Увеличивается число неполных семей, что предполагает совершенствование социального законодательства в части гарантий дохода,
ухода за малолетними детьми, занятости и профессионального обучения женщин из неполных семей, чтобы они могли сочетать работу с семейными обязанностями.
При этом следует иметь в виду, что спад производства, перестройка многих отраслей народного хозяйства и ряд других факторов повлияли на ограничение средств государственного бюджета на социальные расходы. Всё это и определяет актуальность исследования вопросов социальной защиты населения.
Оценка современного состояния решаемой проблемы. Оценивая существующую систему социальной защиты в республике в целом, следует признать, что она недостаточно эффективна. Именно в связи с этим система социальной защиты должна потерпеть серьезные изменения, вызванные необходимостью адаптации к новым экономическим, социальным и демографическим реалиям.
Цель и задачи работы. Цель работы – исследовать порядок формирования и использования средств Фонда социальной защиты населения и наметить пути его совершенствования. Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить экономическую сущность и содержание социального страхования, выявить необходимости и предпосылок образования Фонда социальной защиты населения, его задачи и функции;
• охарактеризовать действующий механизм формирования и использования Фонда социальной защиты населения;
• определить основные тенденции, проблемы и перспективы развития социального страхования в Республике Беларусь.
Основные и исходные данные для разработки темы. Теоретической и информационной основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов, официальные сайты Министерства экономики, Министерства Фонда социальной защиты населения, Министерства финансов, а также нормативные документы Республики Беларусь.
Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической литературе следующие ученые: А. Н. Аверин, С. И. Берлин, Л. Н. Давыденко, Н. Е. Заяц, Х. Ламперт, Е. М. Попов и А. Б. Чещевик. В периодических изданиях достаточно глубокие исследования по данной теме проводили следующие авторы: В. И. Грихутик, Н. Н. Красовская, А. Сверж и И. Таберко.
Перечень примененных методов исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход, методы выборочных наблюдений а также специальные методы и приемы.
Объектом исследования курсовой работы является государственное социальное страхование в Республике Беларусь.
Предметом исследования является поиск направлений совершенствования системы государственного социального страхования.
Информация о внедрении результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применены в практической деятельности Фонда социальной защиты населения в целях повышения эффективности оказания социальной помощи.
Объем и структура результатов. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Курсовая работа включает 42 страницы, 29 источников, 2 приложения.
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ
Понятие "социальная защита"
впервые использовали американские
законодатели в тексте закона, принятого
в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование
нового для США института
Данный термин органически вписался в понятийный аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.
В дальнейшем рамки этой
дефиниции значительно
Широкое применение международным сообществом категории "социальная защита" во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах.
У нас термин "социальная
защита" стал употребляться относительно
недавно, с началом рыночной трансформации:
потребность в его
При этом зачастую используют производный термин от "социальной защиты", а именно - "социальная защищенность". Их различие состоит в соотнесении действия и состояния: для "социальной защиты" ключевым служит характер намерений (государства, общественных структур и личности) по реализации социальной политики или мер по самозащите; для "социальной защищенности" смысловая нагрузка воплощается в определении состояния, в котором находится защищаемая личность или социальная группа (инвалиды, безработные, пенсионеры и т.д.).
Теоретико-методологическое
обоснование доктрины социальной защиты
и ее законодательное выражение
зависят от трех групп факторов -
политических, экономических и социальных,
формирующих пространство жизнедеятельности
людей. Политические факторы охватывают
идеологию, законодательство, институциональную
структуру государства и
Следует отметить, что эти три группы факторов развиваются по своим собственным законам, поэтому требуется постоянный поиск компромиссов для снятия возникающих между ними противоречий.
Критериями эффективности функционирования государства являются показатели материального положения населения, продолжительность жизни граждан, отсутствие массовых социальных конфликтов и проявлений социального иждивенчества.
Таким образом, конституционное, трудовое и социальное право представляют собой, по существу, национальную доктрину социальной защиты.
Определив содержание понятия «социальная защита», можно более детально рассмотреть данный вопрос по средствам изучения сущности и значения социального страхования.
Социальное страхование
выступает в двух обособленных формах:
в форме социального
Социальное страхование
непосредственно связано с
Система социальной защиты
призвана улучшать статус экономически
и социально слабых слоев населения,
создавать им определенную защищенность
и безопасность, ограничивая нарушение
принципов равенства и
Сфере социальной защиты населения
присущи такие термины, как «социальное
обеспечение» и «социальное страхование».
Термин «социальное обеспечение» появился
в обиходе в 1919 г., когда социальное
страхование было заменено социальным
обеспечением. Последнее носило характер
материальной помощи рабочим и служащим,
семьям красноармейцев, ремесленникам,
крестьянам, больным и престарелым.
Расходы покрывались за счет ассигнований
из бюджета. По окончании гражданской
войны государственное
В дальнейшем в хозяйственной практике эта терминология и сфера деятельности появились вновь. Причем социальное обеспечение находилось в ведении Министерства социального обеспечения, социальное страхование — в ведении профсоюзов и существовали «Фонд социального обеспечения» и «Бюджет социального страхования». В 1964 г. вводится социальное обеспечение и некоторые формы социального страхования членов колхозов, которые с 30-х гг. были одной из самых незащищенных категорий трудящихся. В 1971 г. организуются автономные от бюджета государственного социального страхования и фонда социального обеспечения фонды социального страхования и социального обеспечения колхозников. В 1991 г. все фонды слились в систему государственного социального страхования.
В экономической и
Под социальным обеспечением
следует понимать установленную
государством систему материального
обеспечения граждан в
Характерной чертой социального
страхования является финансирование
социальных выплат за счет взносов. При
«обеспечении» финансирование материальной
помощи осуществляется за счет налогов
независимо от сделанных ранее взносов.
Форма попечительства представляет
финансирование из бюджета и ориентацию
на индивидуальную нуждаемость. Форма
социального страхования
Таким образом, под социальным обеспечением следует понимать процесс социальной защиты населения, а под социальным страхованием — одну из форм осуществления этого процесса.
В системе социального
страхования место страхования
реализуется за счет взносов от определенной
части заработной платы работников
и фонда заработной платы работодателей.
Причем в одних странах метод
страхования носит