Фонд социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Структурная перестройка в Республике Беларусь привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днём. Появилась безработица. Среди безработных растёт группа длительно неработающих. В то же время, действующее законодательство ориентируется главным образом на занятых постоянно полное рабочее время и слабо защищает частично или временно занятых, а также тех, кто долго не может найти работу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. История возникновения фонда социальной защиты населения, его назначение 7
1.1. Сущность и история создания фонда социальной защиты населения …...…7
1.2. Задачи и функции фонда социальной защиты населения 16
2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 19
3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
Заключение 33
Список использованных источников 36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………....39

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.docx

— 78.66 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. История возникновения фонда социальной защиты населения, его назначение 7

1.1. Сущность и история создания фонда социальной защиты населения …...…7

1.2. Задачи и функции фонда социальной защиты населения 16

2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА                  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 19

3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27

Заключение 33

Список использованных источников 36

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………....39

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. Успешное развитие современной экономики невозможно без учёта нужд и потребностей человека. При переходе государства к рынку коренным образом меняются социально-экономические отношения, изменяются и условия жизни людей. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками.

      Структурная  перестройка в Республике Беларусь  привела к увеличению количества  нестабильных рабочих мест, временных  или с неполным рабочим днём. Появилась безработица. Среди  безработных растёт группа длительно  неработающих. В то же время,  действующее законодательство ориентируется  главным образом на занятых  постоянно полное рабочее время  и слабо защищает частично  или временно занятых, а также  тех, кто долго не может найти  работу.

      Демобилизация  значительного числа военнослужащих, появление беженцев, лиц без определённого  места жительства привели к  росту количества нуждающихся  в социальной реабилитации и  материальной помощи.

      Уровень  доходов основной части населения  резко снизился и наличие устойчивого  контингента бедняков трудоспособного  возраста вызывает серьёзное  беспокойство. Происходит быстрое  старение населения, которое воздействует  на состав рабочей силы, структуру  производства, потребления и особенно  социальное обеспечение и здравоохранение,  так как влечёт за собой  значительный рост расходов на  пенсии, медицинское обслуживание, специальные службы по уходу  за престарелыми. Действуют факторы,  связанные с ухудшением здоровья  людей, вызванным неблагоприятной  экологической обстановкой и  снижением жизненного уровня  значительной части населения.

      Увеличивается  число неполных семей, что предполагает совершенствование социального законодательства в части гарантий дохода,

ухода за малолетними детьми, занятости и профессионального  обучения женщин из неполных семей, чтобы  они могли сочетать работу с семейными  обязанностями.

При этом следует иметь  в виду, что спад производства, перестройка многих отраслей народного хозяйства и ряд других факторов повлияли на ограничение средств государственного бюджета на социальные расходы. Всё это и определяет актуальность исследования вопросов социальной защиты населения.

Оценка современного состояния решаемой проблемы. Оценивая существующую систему социальной защиты в республике в целом, следует признать, что она недостаточно эффективна. Именно в связи с этим система социальной защиты должна потерпеть серьезные изменения, вызванные необходимостью адаптации к новым экономическим, социальным и демографическим реалиям.

Цель и задачи работы. Цель работы – исследовать порядок формирования и использования средств Фонда социальной защиты населения и наметить пути его совершенствования. Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

•  изучить экономическую сущность и содержание социального страхования, выявить необходимости и предпосылок образования Фонда социальной защиты населения, его задачи и функции;

• охарактеризовать действующий  механизм формирования и использования Фонда социальной защиты населения;

•  определить основные тенденции, проблемы и перспективы развития социального страхования в Республике Беларусь.

Основные и  исходные данные для разработки темы. Теоретической и информационной основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов, официальные сайты Министерства экономики, Министерства Фонда социальной защиты населения, Министерства финансов, а также нормативные документы Республики Беларусь.

Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической  литературе следующие ученые: А. Н. Аверин, С. И. Берлин, Л. Н. Давыденко,  Н. Е. Заяц, Х. Ламперт, Е. М. Попов и А. Б. Чещевик. В периодических изданиях достаточно глубокие исследования по данной теме проводили следующие авторы: В. И. Грихутик, Н. Н. Красовская, А. Сверж и И. Таберко.

Перечень примененных  методов исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход, методы  выборочных наблюдений а также специальные методы и приемы.

Объектом исследования курсовой работы является государственное социальное страхование в Республике Беларусь.

Предметом исследования является поиск направлений совершенствования системы государственного социального страхования.

Информация о  внедрении результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применены в практической деятельности Фонда социальной защиты населения в целях повышения эффективности оказания социальной помощи.

Объем и структура  результатов. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Курсовая работа включает 42 страницы, 29 источников, 2 приложения.

 

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ

    1. . Сущность и история создания фонда социальной защиты населения

Понятие "социальная защита" впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого  в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование  нового для США института обязательного  страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.

Данный термин органически  вписался в понятийный аппарат ученых и практиков, так как просто и  доходчиво выражал сущность поддержки  социально уязвимых слоев населения.

В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились, чему способствовала, в том числе  и разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального  обеспечения, посвящённых социальному  страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов  работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.

Широкое применение международным  сообществом категории "социальная защита" во многом обусловлено кардинальными  изменениями, произошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах.

У нас термин "социальная защита" стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании  возникла, когда появилась настоятельная  необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.

При этом зачастую используют производный термин от "социальной защиты", а именно - "социальная защищенность". Их различие состоит  в соотнесении действия и состояния: для "социальной защиты" ключевым служит характер намерений (государства, общественных структур и личности) по реализации социальной политики или  мер по самозащите; для "социальной защищенности" смысловая нагрузка воплощается в определении состояния, в котором находится защищаемая личность или социальная группа (инвалиды, безработные, пенсионеры и т.д.).

Теоретико-методологическое обоснование доктрины социальной защиты и ее законодательное выражение  зависят от трех групп факторов - политических, экономических и социальных, формирующих пространство жизнедеятельности  людей. Политические факторы охватывают идеологию, законодательство, институциональную  структуру государства и общества. Экономические (материально-вещественные) факторы определяют уровень материального  благосостояния страны и ее населения. Социальные факторы (социально-психологические, морально-этические, религиозные компоненты жизнедеятельности) - степень гармонизации отношений между государством, обществом  и индивидом.

Следует отметить, что эти  три группы факторов развиваются  по своим собственным законам, поэтому  требуется постоянный поиск компромиссов для снятия возникающих между  ними противоречий.

Критериями эффективности  функционирования государства являются показатели материального положения  населения, продолжительность жизни  граждан, отсутствие массовых социальных конфликтов и проявлений социального  иждивенчества.

Таким образом, конституционное, трудовое и социальное право представляют собой, по существу, национальную доктрину социальной защиты.

Определив содержание понятия  «социальная защита», можно более  детально рассмотреть данный вопрос по средствам изучения сущности и  значения социального страхования.

Социальное страхование  выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования  и страхования определенных объектов в связи с непредвиденными  и чрезвычайными событиями. В  экономическом аспекте страхование  представляет собой систему экономических  отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения в связи с наступлением определенных событий.

Социальное страхование  непосредственно связано с системой социальной защиты населения, наличие которой характерно практически для всех стран. Уровень этой системы зависит от экономических условий, культурно-исторических особенностей, политической культуры, состояния общественного движения. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения становится наиболее значимой и актуальной.

Система социальной защиты призвана улучшать статус экономически и социально слабых слоев населения, создавать им определенную защищенность и безопасность, ограничивая нарушение  принципов равенства и равноправия. Важнейшим приоритетом системы  является поддержка нетрудоспособных граждан, для которых обособляется часть созданного валового продукта посредством формирования и использования  специальных денежных фондов. Строится система, судя по опыту стран с  рыночной экономикой, на основе многосторонней ответственности государства, негосударственных (включая и частные) структур, общественных объединений.

Сфере социальной защиты населения  присущи такие термины, как «социальное  обеспечение» и «социальное страхование». Термин «социальное обеспечение» появился в обиходе в 1919 г., когда социальное страхование было заменено социальным обеспечением. Последнее носило характер материальной помощи рабочим и служащим, семьям красноармейцев, ремесленникам, крестьянам, больным и престарелым. Расходы покрывались за счет ассигнований из бюджета. По окончании гражданской  войны государственное обеспечение  было заменено социальным страхованием.

В дальнейшем в хозяйственной  практике эта терминология и сфера  деятельности появились вновь. Причем социальное обеспечение находилось в ведении Министерства социального обеспечения, социальное страхование — в ведении профсоюзов и существовали «Фонд социального обеспечения» и «Бюджет социального страхования». В 1964 г. вводится социальное обеспечение и некоторые формы социального страхования членов колхозов, которые с 30-х гг. были одной из самых незащищенных категорий трудящихся. В 1971 г. организуются автономные от бюджета государственного социального страхования и фонда социального обеспечения фонды социального страхования и социального обеспечения колхозников. В 1991 г. все фонды слились в систему государственного социального страхования.

В экономической и публицистической литературе термины «социальное  обеспечение» и «социальное страхование» нередко отождествляют или, наоборот, считают неоднозначными. Между тем  каждый из них несет специфическую  смысловую нагрузку.

Под социальным обеспечением следует понимать установленную  государством систему материального  обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной  утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям. Социальное обеспечение — это часть финансов, используемых государством как экономический  инструмент распределения средств  для содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества. Социальное обеспечение  осуществляется в формах «социального страхования», «обеспечения» и «попечительства».

Характерной чертой социального  страхования является финансирование социальных выплат за счет взносов. При  «обеспечении» финансирование материальной помощи осуществляется за счет налогов  независимо от сделанных ранее взносов. Форма попечительства представляет финансирование из бюджета и ориентацию на индивидуальную нуждаемость. Форма  социального страхования является доминирующей в странах рыночной экономики.

Таким образом, под социальным обеспечением следует понимать процесс  социальной защиты населения, а под  социальным страхованием — одну из форм осуществления этого процесса.

В системе социального  страхования место страхования  реализуется за счет взносов от определенной части заработной платы работников и фонда заработной платы работодателей. Причем в одних странах метод  страхования носит накопительный  характер, в других — солидарный. В первом случае при утрате заработка  страхуемые получают компенсацию, размер которой ориентируется на величину их прежней заработной платы с  учетом уплаты предварительных взносов. Этот принцип построения системы  социального обеспечения во многих странах считается справедливым и одобряется ее участниками. При  солидарном характере социального  страхования работающие содержат нетрудоспособных.

Информация о работе Фонд социальной защиты населения