Фонд социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Структурная перестройка в Республике Беларусь привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днём. Появилась безработица. Среди безработных растёт группа длительно неработающих. В то же время, действующее законодательство ориентируется главным образом на занятых постоянно полное рабочее время и слабо защищает частично или временно занятых, а также тех, кто долго не может найти работу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. История возникновения фонда социальной защиты населения, его назначение 7
1.1. Сущность и история создания фонда социальной защиты населения …...…7
1.2. Задачи и функции фонда социальной защиты населения 16
2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 19
3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
Заключение 33
Список использованных источников 36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………....39

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.docx

— 78.66 Кб (Скачать)

Данные таблицы о структуре  и динамике доходов Фонда в  приложении А свидетельствуют об изменениях в удельном весе поступлений средств в Фонд, в 2011 году по сравнению с 2010 годом он  вырос на 3,30 п.п., а удельный вес переходящего остатка средств в 2011 году снизился на 3,31 п.п.

Доля обязательные страховых  взносов работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно в 2011 году, по сравнению с 2010 годом увеличилась на 2,8 п.п.

Так же наблюдается увеличение удельного веса обязательных страховых взносов, уплачиваемых гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность в 2011 году  по сравнению с 2010 годом на 0,05 п.п.

Удельный вес доходов от капитализации средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты в 2011 году по сравнению с 2010 годом вырос на 0,04 п.п.

На 0,14 п.п. в 2011 году выросла  доля доходов от капитализации средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а доля других поступлений Фонда увеличилась на 0,15 п.п.

В целом, в 2011 году по сравнению  с 2010 годом наблюдается увеличение удельных весов всех составляющих доходов  Фонда, за исключением остатка переходящих  средств, вследствие чего в 2011 году происходит увеличение суммы средств Фонда.

Хранящиеся на счетах Фонда  денежные средства в соответствии с  Законодательством изъятию не подлежат, не облагаются налогами и не могут  быть использованы на цели, не относящиеся  к социальному страхованию.

На устойчивость финансирования положительно влияет более высокий  уровень собираемости страховых  взносов по сравнению с налогами. Это обусловлено, главным образом, целевой направленностью этих взносов, а также тем обстоятельством, что за сбор взносов и финансирование пенсий и пособий отвечают одни и  те же лица и это обязывает их относиться к сбору взносов с  высокой степенью ответственности.

Основным источником дохода Фонда социальной защиты населения  являются обязательные страховые взносы.

Средства государственного социального страхования являются совокупностью денежных средств, аккумулируемых Фондом за счет отчислений работодателей  и работников на цели социального  страхования.

Все годы существования Фонда  его бюджет был сбалансированным, расходы покрывались доходами без  дотационных вливаний со стороны  государства. В результате принятых мер, сумма просроченной задолженности по платежам в Фонд за 2011 год снизилась на 25,5 млрд. р. и на 01.01.2012 г. составила 9,1 млрд. р.

Страховые взносы в меньшей  степени подвержены уклонению от их уплаты, чем налоги, особенно в  условиях, когда работники Фонда  ведут необходимую разъяснительную  работу со страхователями о целевой  направленности этих взносов.

Действующим законодательством  в республике установлена жесткая  система санкций в виде пени и  финансовых штрафов к страхователям  и обслуживающим банкам в случае нарушения ими правил уплаты и  перечисления страховых взносов. Помимо этого, действует система привлечения  виновных к административной ответственности.

Все это позволяет обеспечивать собираемость страховых взносов  на уровне 97 - 99 % и поддерживать тем самым систему финансирования выплаты пенсий и пособий в сравнительно устойчивом состоянии.

Весьма ценным с точки  зрения обеспечения стабильности финансирования является право Фонда капитализировать временно свободные остатки средств. Это дает возможность даже при  наличии сравнительно небольших  запасов финансовых ресурсов (как  правило, ниже месячного) за счет такого рода деятельности увеличивать доходы Фонда.

Для удовлетворения общественных потребностей в области социального  страхования средства Фонда необходимо не только накапливать, но и использовать по конкретным направлениям. Средства Фонда имеют целевое назначение и направляются на:

  • выплату трудовых пенсий, в том числе государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;
  • за особые заслуги перед республикой в части, соответствующей размеру пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет;
  • ежемесячного денежного содержания в части, соответствующей размеру пенсии, исчисляемой по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;
  • выплату профессиональных пенсий;
  • выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);
  • оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;
  • выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;
  • финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;
  • финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
  • финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения;
  • финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Данные средства могут  направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств  государственного социального страхования.

На основе данных, представленных в таблице о структуре и динамике расходов Фонда в приложении Б, можно сделать выводы о том, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом удельный  вес расходов, связанных с выплатой:

  • пенсий и пособий пенсионерам снизился на 0,78 п.п;
  • пенсий военнослужащим срочной службы рядового, сержантского и старшинского состава и их семьям, социальных пенсий, доплат за особые заслуги и доплат за выслугу лет госслужащим (включая почтовые расходы) вырос на 0,06 п.п;
  • пенсий гражданам, выехавшим за пределы страны и прибывшим из-за пределов страны, вырос на 0,25 п.п;
  • пособий на погребение снизился на 0,04 п.п;
  • пособий на детей в возрасте до 3 лет вырос на 0,45 п.п;
  • пособий на детей в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся, не получающих стипендий, детей-инвалидов до 18 лет) снизился на 0,57 п.п;
  • пособий по временной нетрудоспособности вырос на 0,43 п.п;
  • пособий по беременности и родам вырос на 0,13 п.п;
  • пособий в связи с рождением ребенка вырос на 0,16 п.п.

Удельный вес расходов на оказание услуг по выплате пенсий и пособий в 2011 году, по сравнению с 2010 годом снизился на 0,10 п.п.

На 0,02 п.п. в 2011 году вырос  удельный вес расходов на оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам.

Доля расходов на финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление в 2011 году снизилась на 0,17 п.п.

Удельный вес расходов на финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси в структуре расходов Фонда в 2011 году по сравнению с 2010 годом вырос на 0,04 п.п.

Доля расходов на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизилась на 0,19 п.п.

Удельный вес расходов на содержание органов Фонда социальной защиты населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом вырос на 0,07 п.п.

Доля расходов, связанных  с международной деятельностью, а так же расходов по профессиональному пенсионному страхованию значительно не изменилась.

Наибольшая часть расходов - это расходы на выплату пенсий, доля которых в общей сумме  расходов составила около 78,65%. Второй по значимости составляющей расходов являются расходы на оплату пособия по временной нетрудоспособности. Надо отметить, что в течение ряда лет наблюдается уменьшение доли расходов на пенсионное обеспечение, что происходит по причине практического отсутствия реформ в пенсионной системе при наличии некоторых подвижек в страховании по болезни и других направлениях.

Удовлетворительное финансирование выплат пенсий и пособий в течение  прошедших лет не является основанием считать систему социального  страхования в Республике Беларусь устойчивой и не имеющей проблем.

Основными факторами, отрицательно влияющими на финансовое положение  Фонда, являются:

• экономическое положение  в стране,

• демографическая ситуация,

• несовершенство законодательства по социальному страхованию и, в  первую очередь, пенсионного законодательства,

• использование средств  Фонда на цели, не относящиеся к  социальному страхованию.

Несмотря на увеличение численности  занятых в экономике, и соответственно увеличение численности уплачивающих страховые взносы,  за период с 2005 года по настоящее время, число количество получателей пенсий также возросло. Число граждан, выходящих на пенсию по возрасту, в 2009 году увеличилось  по сравнению с 2005 годом  почти  на 30 %.

Причем это происходит на фоне общего сокращения численности  населения и его старения.

Действующее в республике пенсионное законодательство в значительной степени унаследовано от законодательства бывшего Союза и ему присущи  многие недостатки последнего.

Все еще присутствуют нормы, позволяющие рано выходить на пенсию: мужчинам - по достижении 60 лет, женщинам - 55 лет. При этом, в отличие от большинства стран бывшего Союза, несмотря на крайнюю сложность демографической ситуации в стране, реальных подвижек по изменению этого положения не предпринято.

Продолжают действовать  многочисленные, далеко не всегда обоснованные, льготы и привилегии о досрочном  выходе на пенсию. Законодательно определено более 20 оснований для назначения досрочных пенсий. В результате ежегодно почти четверти "новых" пенсионеров  пенсии назначаются на 5-10 лет ниже и без того невысокого общеустановленного пенсионного возраста.

С советских времен сохранилась  система финансирования за счет средств  социального страхования оздоровления населения, на что уходят немалые  суммы - около 4 % от всех расходов фонда. Значительная часть этих расходов не имеет никакого отношения к социальному страхованию (финансирование детско-юношеских спортивных школ профсоюзов, финансирование отдыха населения и т.п.).

Нецелевое использование  средств социального страхования  имеет место не только в оздоровлении населения. В связи со сложностями  в выполнении республиканского бюджета  Министерство финансов республики ведет  целенаправленную политику по закрытию бюджетных прорех средствами Фонда. Третий год подряд 50 % расходов на выплату пособий на детей старше трех лет финансируется из средств Фонда, хотя в соответствии с законодательством эти расходы должен нести республиканский бюджет. Многочисленны аналогичные примеры и по другим видам расходов.

В результате всего этого  динамика расходов и доходов Фонда  социальной защиты населения неминуемо  ведет и приведет в самом ближайшем  будущем к большому и быстрорастущему  финансовому дефициту Фонда.

Однако положение нельзя считать безнадежным. Пути решения  финансовых проблем есть.

Прежде всего, необходимо реформирование законодательства, а  также инвестирование средств социального  страхования в экономику страны должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки  и покупкой государственных казначейских обязательств. Конечно, это требует  более квалифицированного подхода  в сравнении с тем, который  мы имеем сегодня. Нужны подготовленные люди, нужны соответствующие структуры  в Фонде, но эти затраты правомерны и окупятся с лихвой.

Процесс совершенствования  системы социального страхования - процесс перманентный, и самоуспокоенности  достигнуто быть не должно.

Государством принимаются  все меры по устранению проблем, связанных  с недостатками действующего законодательства, осуществляется процесс реформирования Фонда социальной защиты населения, а также увеличения спектра социальных услуг, предоставляемых гражданам.

 

3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Социально-экономические  и политические преобразования, происходящие в Республике Беларусь, создали новую  социальную среду, обострили психологические, экономические проблемы в первую очередь таких категорий населения, как инвалиды, безработные, одинокие пожилые люди, семьи с неблагоприятным  экономическим климатом, конфликтными отношениями, дети - сироты и др.

В связи с этим отличительной  особенностью формирования бюджета  в последние годы является его  социальная направленность.

В результате удалось сохранить сеть учреждений социально-культурного комплекса. Дальнейшее развитие получили новые типы образовательных учреждений (лицеи, гимназии, колледжи). Создаётся сеть территориальных центров социального обслуживания семьи и детей, социальных приютов, различных учреждений культуры, физкультуры и спорта.

Значительные финансовые ресурсы направляются и на реализацию президентских, государственных, отраслевых и региональных программ в области  здравоохранения, образования, социальной защиты и реабилитации инвалидов, обеспечения  прав детей и других. С 1998 г. в республике реализуется крупномасштабная президентская  программа «Дети Беларуси», в  состав которой входят программы: «Дети  Чернобыля», «Дети - инвалиды», «Дети - сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие индустрии детского питания».

Информация о работе Фонд социальной защиты населения