Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Социальное страхование распространяется, прежде всего, на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Оно основывается на анализе различных социальных рисков потери дохода или заработка лицами наемного труда и тщательно статистическом учете.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
1. Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации
1.1. Причина создания Фонда социального страхования, его цели и основные задачи……………………………………………………………...........................5
1.2. Система организации Фонда социального страхования……………........10
1.3. Исторические аспекты развития ФСС…………………………………….21
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
1. Структура доходов и расходов ФСС РФ …………………………....29
2. Анализ изменения структуры доходов и расходов ФСС РФ ……...30
3. Анализ бюджетных показателей ФСС РФ ………………………….34
3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ
1. Пути преодоления проблем ФСС РФ….…………………………….41
2. Развитие ФСС РФ …………………………………………………….42
Заключение …………………………………………………………………………47
Библиографический список………………………………………………………..50
Приложение 1 ………………………………………………………………………52
Приложение 2 ………………………………………………………………………53
Приложение 3……………………………………………………………………….54

Работа содержит 1 файл

МОЯ - на сайт.doc

— 466.50 Кб (Скачать)

       - Стоимость  бесплатно  предоставляемых    (частично оплачиваемых)  отдельным  категориям  работников  в соответствии с законодательством жилья,  коммунальных услуг, топлива или соответствующее денежное возмещение.

       - Стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачиваемого   работодателем   в  соответствии   с законодательством РФ.

       - Стоимость оплачиваемых работодателем путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей.

       - Стипендии, выплачиваемые учебными заведениями и работодателями учащимся (студентам,  аспирантам) в период обучения с отрывом от производства.

       - Доходы  по акциям и другие доходы,  получаемые от участия работников в управлении  собственностью  организации  (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и т.д.).

       - Суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых работодателем по обязательному страхованию работников.

       - Суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых работодателем  по договорам добровольного медицинского страхования работников,  заключаемым  на срок не менее одного года,  договорам добровольного  личного  страхования,  заключаемым исключительно на случай    наступления    смерти    застрахованного    или   утраты   застрахованным  трудоспособности в связи с исполнением им трудовых   обязанностей, если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным без наступления страхового случая.

       - Суммы страховых платежей (взносов), не превышающие в год 24-кратного  минимального  размера  оплаты  труда, уплачиваемые  работодателем  по  договорам   негосударственного    пенсионного    обеспечения    и   договорам  негосударственного   пенсионного   страхования,    заключенным   с негосударственными ПФ и страховыми организациями  на  срок не менее 5 лет и предусматривающим выплаты сумм в случаях   установления  застрахованному  инвалидности  и (или) достижения им пенсионного    возраста,    дающего    право    на    установление  государственной пенсии.

       - Вознаграждения,  выплачиваемые  гражданам по договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам.

       [13, c.374-375]

       От  уплаты взносов в ФСС освобождены:

  • Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба контрразведки РФ, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство связи и информации, Служба военной разведки, Главное управление охраны РФ, Служба безопасности Президента РФ, другие воинские образования, Департамент налоговой полиции;
  • Общественные организации инвалидов, среди которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%,  находящиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, в части выплат в пользу работников, являющихся инвалидами I, II, III групп и получающих пенсии по инвалидности.
  • Индивидуальные предприниматели, частные детективы, нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II, III групп и получающие пенсии по инвалидности.

[16]

       Страховые взносы в ФСС регулируются Постановлением Правительства РФ и уплачиваются ежемесячно одновременно  с  получением (перечислением)  в  банках или иных кредитных организациях средств на  выплату  заработной  платы  работникам  за   истекший   месяц. Указанные  средства  перечисляются  на единый текущий счет Фонда и его исполнительных органов. Суммы начисленных в ФСС страховых взносов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

       Законодательство  РФ предусматривает применение к  работодателями и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов в ФСС РФ неуплаченная сумма считается  недоимкой и взыскивается с  плательщиков  страховых  взносов с начислением пени. К недоимке относится и сумма   задолженности,   выявленная   при  проверке плательщика  страховых  взносов,  в  том числе при сдаче расчетных  ведомостей.

       Датой исполнения плательщиком обязательства по уплате страховых  взносов  является  день  списания  средств  плательщика страховых взносов с его расчетного счета [13, c.376].

       Для обеспечения деятельности ФСС (рис.2) создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отделениях - координационные советы.

       Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем, возглавляющим центральный аппарат Фонда. Отделением руководит управляющий. Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами.

       Бюджет  Фонда и отчет об его исполнении утверждаются Федеральным законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

       Филиал  отделения Фонда является обособленным подразделением отделения Фонда. Положением о филиале предусматривается осуществление всех или части функций отделения Фонда, а также возможность иметь отдельный баланс либо смету, счета в банке, при этом он не является юридическим лицом. Филиал наделяется имуществом, создавшим его отделением Фонда на праве оперативного управления.

     Рис.2. «Деятельность ФСС»

     [16]

       Средства для государственного социального страхования хранятся на текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов, открываемых в учреждениях ЦБ РФ. Для хранения и учета средств для социального страхования Фонду, его отделениям открываются текущие счета, филиалам отделений Фонда — транзитные и текущие счета.

       Отделения Фонда ежеквартально финансируют расходы своих филиалов по содержанию аппарата в пределах утвержденных смет и обеспечивают покрытие перерасхода по выплаченным пособиям страхователей. Другие операции по расходованию средств с транзитных счетов филиалами не производятся.

       Средства  государственного социального страхования  расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами и Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда.

       Страхователь  не вправе приостанавливать выплату  пособий по государственному социальному страхованию даже в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов. Если сумма фактических расходов по социальному страхованию превышает сумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается в десятидневный срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя. До получения расчетной ведомости недостающая сумма может быть возмещена страхователю на основании представленной им промежуточной ведомости или справки-расчета после проведения соответствующим исполнительным органом Фонда экспертной оценки обоснованности произведенных расходов и расчетов.

       В отдельных случаях назначение и  выплаты по государственному страхованию осуществляют региональные отделения либо по их поручению филиалы отделений, а не предприятия, на которых работают получатели этих пособий.

       Расходы на санаторно-курортное обслуживание должны оплачиваться страхователем в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом Фонда на календарный год.

       Страхователи  обязаны вести учет сумм начисленных  страховых взносов и других платежей в бюджет Фонда; сумм произведенных расходов по их видам с указанием количественных показателей по установленным формам отчетности; сумм произведенных платежей в счет начисленных страховых взносов; расчетов по средствам социального страхования с исполнительным органом Фонда, в котором они зарегистрированы[11, c.439-441].

       Финансовые  отчеты об исполнении бюджета Фонда составляются ежеквартально. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой России, а за рациональным расходованием этих средств в организациях — Фондом с участием профессиональных союзов.

       Контроль  страхователей осуществляется органами контрольно-ревизионной службы ФСС РФ. Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда[16].

       В России система социального страхования  начала формироваться ещё с конца 19 века. Про историю развития ФСС рассмотрим по этапам в следующем параграфе.

     1.3. Исторические аспекты развития фонда социального страхования в России

       Для того, чтобы проанализировать тему данной работы глубже, обратимся к  отечественному опыту социального  страхования. По временной протяженности  он занимает около столетия. Но по внутренней сути - это, пожалуй, наиболее значительный опыт в сравнении с опытом других стран. Ибо периоды реформ, революций, реконструкций выявили как внутренние структурные особенности системы социального страхования в России, так и ее функциональную зависимость от состояния и изменения государства в целом. Вместе с тем, опыт организации отечественного социального страхования на начальном этапе вполне соотносим с мировым, обращение к которому стало довольно частым в последние десятилетия.

       В истории развития системы социального  страхования в России условно  можно выделить три основных этапа.

       Первый  этап - с 80-х годов прошлого века до 1917 г. В этот период социальное страхование в России развивалось в едином русле с аналогичными системами других стран (Германии, Франции, Австрии).

       Необходимо  отметить, что обязательное устройство касс страхования восходит еще к 1861 году, когда в России был принят закон о «вспомогательных товариществах» при казенных горных заводах. В более развернутом виде принципы социальной защиты нашли свое воплощение в законодательном акте от 15 мая 1901 г. «Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах». В 1903 г. был принят закон о вознаграждении потерпевших и их семейств за увечье и смерть в промышленных заведениях, который в основание права на вознаграждение пострадавших от несчастных случаев на производстве положил понятие о профессиональном риске.

       Базовые основы социального страхования  были заложены в стране в 1912 г., когда  Третьей Государственной Думой  был принят пакет законов: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих»; «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих»; «Об обеспечении рабочих на случай болезни»; «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве». Принятая в 1912 г. система социального страхования была построена на тех же принципах и методологических подходах, которые были характерны для аналогичных систем в Австрии, Германии, Франции. С этого периода Россия влилась в строй цивилизованных стран с передовой для того времени, достаточно широкой системой обязательного социального страхования.

       Общее руководство деятельностью в  этой области осуществлял Совет по делам страхования рабочих, созданный в Петербурге при Министерстве торговли и промышленности. В губерниях и крупнейших городах действовали страховые органы, носившие имя Страховых Присутствий и наблюдавшие за исполнением страховых законов. Основными рабочими органами на местах были  больничные кассы и страховые  товарищества. Основную роль в управлении страховыми кассами играли на паритетных началах рабочие и работодатели. Страховые товарищества объединяли в страховых целях предпринимателей по округам, границы которых устанавливались Советом по делам страхования рабочих (несколько губерний). В дореволюционной России действовало несколько тысяч страховых касс и около десятка товариществ.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы