Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:15, контрольная работа
Левчаев Петр Александрович – кандидат экономических наук доцент кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, автор и соавтор около семидесяти научных и учебно-методических работ (включая монографии, учебные пособия, учебник) по проблематике финансов, финансовых ресурсов и стоимостных отношений предприятий.
В книге рассматриваются важнейшие аспекты финансовой сферы деятельности предприятий национальной экономики: раскрывается экономическая сущность финансов, их роль в воспроизводственном процессе; показывается экономическое содержание таких основополагающих категорий как затраты, выручка, прибыль предприятий; подробно освещаются особенности организационно-правовых форм хозяйствования и отраслевой принадлежности предприятий; изучаются аспекты финансово-аналитической и управленческой деятельности на предприятии.
-
некомпенсируемые потери от
-некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий и других экстремальных условий;
- убытки от хищений, виновники которых не установлены;
-отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также по операциям с валютой.
Так как валовая прибыль хотя и установлена законодательно, но не отражается в балансе целесообразно использовать тождественное (до принятия соответствующего нормативного документа) понятие балансовой прибыли. Балансовая прибыль - конечный финансовый результат отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухгалтерского учета всех его хозяйственных операций и оценки статей баланса.
Балансовая прибыль используется для оценки эффективности производства, выявления динамики ее роста и определения общей рентабельности деятельности. Валовая же прибыль используется для целей налогообложения прибыли, для чего состав внереализационных доходов и убытков корректируется на величину штрафов, пени перечисленных в бюджет. Например:
- штрафы уплаченные составили 350 тыс. руб. в т.ч. в бюджет в виде санкций - 190 тыс. руб;
- штрафы полученные - 371 тыс. руб.;
Тогда в состав балансовой прибыли в качестве дохода будет включена 21тыс. руб. (371 тыс. руб. - 350 тыс. руб), а в состав валовой будет включено 211 тыс. руб. (371 - (350 - 190)).
Чистой прибылью - называют прибыль остающуюся на предприятии после уплаты всех налогов и используемую на развитие производства и социальные нужды.
Объектом распределения на предприятии является балансовая прибыль. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно регулируется только часть прибыли поступающая в бюджет. Определение направлений расходования прибыли остающейся в распоряжении предприятия находится в его компетенции. Таким образом, прибыль распределяется между государством, предприятием и собственниками. Налоговые платежи не должны влиять на заинтересованность предприятия в результатах деятельности. Распределение между предприятием и собственниками должно учитывать не только современное положение предприятия но и перспективы его развития.
Формирование фондов и резервов вышестоящих организаций ( холдингов, консорциумов) за счет прибыли входящих в них предприятий осуществляется по нормативам, устанавливаемым вышестоящим органом управления. Эти нормативы носят индивидуальный характер и зависят от финансового положения хозяйствующего субъека.
На
предприятии распределению
Государство напрямую не вмешивается в процесс распределения чистой прибыли, но посредством предоставления налоговых льгот может стимулировать направление ресурсов на капитальные вложения, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, на проведение научно-исследовательских работ. Законодательно установлен размер резервного капитала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам.
Распределение прибыли регламентируется в уставных документах предприятия. В соответствии о уставом создаются фонды: потребления, накопления, социальной сферы. Если фонды не создаются, то в целях планового расходования средств составляются соответствующие сметы на развитие производства, социальные нужды, материальное поощрение работников, благотворительные цели.
К расходам связанным с развитием производства относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы, финансирование разработок и освоение новой продукции и технологических процессов, затраты связанные о техническим перевооружением производства, расширением предприятия, проведением природоохранных мероприятий, расходы по погашению долгосрочных кредитов. Накопленная прибыль может быть направлена в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, а также может перечисляться вышестоящим организациям, концернам, ассоциациям, союзам.
Распределение на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий.
К материальным поощрениям относятся выплаты премий работникам за достижения в труде, оказание материальной помощи, единовременные пособия, компенсация стоимости питания.
Очевидно,
что вся прибыль остающаяся в
распоряжении предприятия разделяется
на прибыль увеличивающую стоимость имущества
(т.е. участвующую в накоплении) и прибыль
направляемую на потребление (не увеличивающую
стоимость имущества). Если прибыль не
расходуется она остается как нераспределенная
прибыль прошлых лет и увеличивает размер
собственного капитала. Наличие такой
прибыли свидетельствует о наличии источника
для дальнейшего развития предприятия.
5.
Планирование выручки
и прибыли предприятия
В процессе своей деятельности хозяйствующие субъекты могут осуществлять планирование выручки на год, квартал, оперативно. Оперативно - для контроля за своевременностью поступления средств. Общая сумма выручки включает: выручку от реализации товарной продукции и полуфабрикатов собственного производства, выручку от выполнения работ и услуг промышленного и непромышленного характера. Для определения выручки необходимо знать объем реализации в действующих ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок, экспортных тарифов т.к. они не принадлежат предприятию. Выручка от выполненных работ и услуг определяется исходя из объема выполненных услуг и соответствующих цен и тарифов. Существует два метода определения плановой выручки:
1) Метод прямого счета - основан на гарантированном опросе и предполагает, что весь объем произведенной продукции приходится на пакет заказов. Это достоверный способ, при нем план выпуска и объем реализации увязаны со опросом, известен ассортимент и цены:
В=Р*Ц
где В - выручка от реализации;
Р - объем сопоставимой
Ц - цена единицы реализуемой продукции.
2)
Основой расчетного метода
В=Он + Т - Ок
где Он - нереализованные остатки готовой продукции на начало планового периода;
Т - товарная продукция
Ок - остатки нереализованной
Все
составные части выручки
Остатки нереализованной продукции на начало периода на предприятии могут не учитываться, поэтому используется ожидаемая величина, так же как и при планировании затрат, а стоимость остатков оценивается о помощью коэффициента пересчета: частное от деления объема продукции в ценах периода предшествующего плановому, на производственную себестоимость продукции того же периода.
Остатки на начало периода (при кассовом методе) включают:
По отгрузке, нереализованными считаются только готовая продукция на складе.
В рыночных условиях существенным является определение отпускных цен. Это обусловлено тем, что если в цену заложена недостаточная рентабельность, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать вое меньшими средствами.
В условиях стабильного развития экономики применяются аналитические методы прогнозирования оптимальной выручки. Задачей такого прогноза является оценка изменения объема выручки в зависимости от других факторов. Например от цены. Эластичность спроса определяется:
Э=%изм.В : %изм.Ц
где Э - эластичность спроса;
В - выручка;
Ц- цена.
Спрос эластичный (т.е. повышение цены приведет к большему снижению выручки) если Э>1. Если неэластичен, то имеется возможность увеличения цен на продукцию для максимизации выручки.
Эластичность может быть расчитана также по доходам потребителей, по замещающим и дополняющим товарам.
Планирование прибыли выступает как составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия. В условиях стабильной экономики планирование осуществляется на 3-5 лет, распространено также текущее планирование (в рамках одного года) и кратковременное (на квартал, полугодие). Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли и в первую очередь прибыль от реализации продукции. Основой расчетов здесь служит объем продаж. Объем ограничивается имеющимися производственными мощностями. После определения объема продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных договоров, которая зависит от планового объема реализации и от величины готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода. При этом необходимо учитывать изменения остатков незавершенного производства. Производственная программа, в свою очередь является основой расчета потребности в материалах. Важным моментом в планировании прибыли является учет трудовых затрат. С учетом необходимых отчислений в социальные фонды планируются затраты на оплату труда, которые называются еще расходами на персонал. Эти затраты зависят от вида продукции, расценок. Предварительно также необходимо нормирование рабочего времени на изготовление единицы продукции.
Далее составляется смета расходов включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих затрат зависит от состава объема производства. Раздельно определяются переменные и постоянные расходы. В результате проведенных расчетов формируется производственная себестоимость реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
На следующем этапе составляются сметы административных и коммерческих расходов. Эти затраты связанные с обслуживанием и управлением производством, а также продвижением товаров на рынок. Часть этих затрат зависит от объема продаж (комиссионные), другие же учитываются в общей сумме. На основании этих расчетов формируется план по прибыли от реализации продукции. Для планирования балансовой прибыли используются также данные о предстоящих операционных и внереализационных доходах и расходах.
Названный метод известен как метод прямого счета, в основе которого лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант расчета предполагает укрупненное планирование по позициям плана.
Расчитывается
Информация о работе Финансы предприятий национальной экономики