Финансы научно-исследовательских организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель работы - рассмотреть особенности бюджетного и внебюджетного финансирования научных организаций. В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи:

- рассмотреть финансовые отношения научно-исследовательских организаций и способы их финансирования;

- рассмотреть особенности бюджетного и внебюджетного финансирования фундаментальной науки и научных исследований;

- изучить особенности венчурного финансирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Научно-исследовательские организации как объект исследования.

1.1. Классификация научно-исследовательских организаций…………………5

1.2. Виды и особенности деятельности научно-исследовательских организаций………………………………………………………………………..7

1.3. Способы государственного финансирования научных организаций……13

Глава 2. Особенности финансирования научных организаций.

2.1. Бюджетное финансирование фундаментальной науки…………………...19

2.2. Внебюджетное финансирование научных исследований………...………22

2.3. Особенности венчурного финансирования……………………………..…26

Глава 3. Организация работы финансовых органов научно-исследовательских организаций…………………………………………...………………………….31

Заключение……………………………………………………………………….40

Практическая часть………………………..………….…..…………………….41

Список использованной литературы………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

Финансы бюдж.организаций.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

     Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее с 70% общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления. Объем продукции (товаров, работ и (или) услуг), которая произведена научной организацией при осуществлении неосновных видов деятельности с использованием полученных указанной организацией научных и (или) научно-технических результатов и прибыль от реализации которой направляется на финансирование научной и (или) научно-технической деятельности указанной организации, не учитывается в общем объеме выполненных указанной организацией работ при определении доли научной и (или) научно-технической деятельности от данного объема в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Организация работы финансовых органов  научно-исследовательских  организаций.

     В 1996 г. был принят Федеральный закон  «О науке и государственной научно-технической  политике», который формирует основополагающие принципы по широкому спектру вопросов, затрагивающих научную и научно-техническую  деятельность, регулирует отношения, возникающие между государством и участниками научной и научно-технической деятельности, отношения участников этих видов деятельности между собой и с потребителями научной продукции, работ и услуг, определяет принципы формирования и реализации государственной научно-технической политики.

     Основными целями государственной научно-технической  политики в соответствии с этим законом  провозглашаются развитие, рациональное размещение и эффективное использование  научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и в развитие экономики государства, реализация важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования. Закон устанавливает, что определение основных направлений государственной научно-технической политики и выбор приоритетных направлений развития науки и техники проходят с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов, в условиях гласности. Законом предусмотрено, что на финансирование науки в федеральном бюджете должно предусматриваться не менее 4% его расходной части.

     Федеральные научно-технические программы, приоритетные и прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться также научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новой техники и технологии двойного применения.

     Работы  регионального значения могут финансироваться  за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, региональных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. Наиболее важные региональные научные и научно-технические программы и проекты, результаты осуществления которых могут быть использованы и в других регионах, могут финансироваться за счет средств федерального бюджета, в том числе в порядке долевого участия.

     Правительство РФ организует разработку и исполнение федерального бюджета в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности, утверждает распределение предусмотренных федеральным бюджетом средств на эти цели между государственными заказчиками федеральных целевых программ, федеральными органами исполнительной власти, научными организациями и указанными государственными фондами.

     Поскольку в соответствии с Конституцией РФ общие вопросы науки находятся в совместном ведении Российской федерации и ее субъектов, очень важен вопрос о разграничении полномочий соответствующих государственных органов.

     К ведению органов государственной власти РФ Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» отнесены:

     - разработка и проведение единой  государственной научно-технической  политики;

     - выбор приоритетных направлений  развития науки и техники в  РФ;

     - формирование и реализация федеральных  научных и научно-технических программ и проектов;

     - финансирование научной и (или)  научно-технической деятельности  за счет средств федерального  бюджета;

     - установление системы экономических  и иных льгот в целях регулирования  научной и научно-технической  деятельности, использование ее результатов;

     - содействие развитию научной,  научно-технической и инновационной  деятельности субъектов Российской  Федерации;

     - управление государственными научными  организациями федерального значения, в том числе их научными  и научно-техническими программами и проектами, предусмотренными международными договорами РФ;

     - охрана прав интеллектуальной  собственности;

     - формирование единых систем стандартизации, обеспечение единства измерений,  сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;

     - установление государственной системы  аттестации научных и научно-технических  работников;

     - порядок государственной аккредитации  научных организаций;

     - создание необходимых условий  для международного научного  и научно-технического сотрудничества;

     - осуществление контроля за передачей  научных и (или) научно-технических  результатов, а также, научной  и (или) научно-технической продукции  за пределы территории Российской  Федерации.

     К совместному ведению органов  государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ отнесены:

     - формирование экономического механизма  осуществления государственной  научно-технической политики;

     - организация научно-технического  прогнозирования;

     - размещение объектов научно-технического потенциала создание инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;

     - формирование рынков научной  и (или) научно-технической продукции  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации;

     - формирование научно-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территории субъектов РФ;

     - разработка и реализация мер  по социальной защите научных  и научно-технических работников, в том числе их материальное  обеспечение;

     - формирование совместных фондов научного, научно-технического и технологического развития, а также международные научные связи.

     К ведению органов государственной  власти субъектов РФ отнесены:

     - участие в выработке и реализации  государственной научно-технической  политики;

     - определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах Российской Федерации;

     - формирование научных и научно-технических  программ и проектов субъектов  Российской Федерации;

     - финансирование научной и научно-технической  деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

     - формирование органов управления  в сфере научной и научно-технической  деятельности субъектов Российской  Федерация и межрегиональных  органов;

     - управление государственными научными  организациями регионального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

     - контроль за деятельностью государственных  научных организаций федерального  значения по вопросам, относящимся  к полномочиям органов государственной  власти субъектов РФ;

     - создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных и информационных ресурсов;

     - формирование межрегиональных и  региональных фондов научного, научно-технического  и технологического развития.

     Органы  государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создают государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности некоммерческих организаций, деятельность которых финансируется за счет средств соответствующего бюджета или иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

     Особую  форму финансирования в научной  сфере представляет система академий наук, сложившаяся в советское  время. В нынешних условиях государственный  статус Российской Академии наук и отраслевых академий, а также их роль в формировании и проведении государственной научно-технической политики в области фундаментальных наук закреплены в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике». Под государственным статусом академий подразумевается то, что академии учреждаются федеральными органами государственной власти, финансируются за счет средств федерального бюджета, наделяются правами управления своей деятельностью и имуществом. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации данных научных исследований.

     В соответствии с Федеральным законом  «О науке и государственной научно-технической политике» научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное Объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

     Для получения предусмотренных действующих  льгот научная организация должна иметь государственную аккредитацию. Порядок такой аккредитации определяется Правительством РФ. В законе оговорены основные условия такой аккредитации: наличие научной и (или) научно-технической деятельности не менее 70% от общего объема выполняемых данной организацией работ и предусмотренный уставом организации ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.

     Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать дл государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.

     Кроме Федерального закона «О науке и государственной  научно-технической политике», который регулирует общие вопросы организации научной и научно-технической деятельности в России, имеется ряд законов, в которых регулируются конкретные виды научной деятельности: Федеральный закон «О государственной политике в области генно-инженерной деятельности», Закон РФ «О селекционных достижениях» и др.

     Научные организации, ведущие фундаментальные  научно-технические разработки, в  подавляющем большинстве - некоммерческие организации, их деятельность во многом определяется Федеральным законом «О некоммерческих организациях». В тексте закона при перечислении целей деятельности некоммерческих организаций упоминается научная деятельность как одна из возможных форм деятельности. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

     Определенный  интерес представляют субъекты малого предпринимательства в научно-технической  сфере. Их государственная поддержка  предусмотрена Федеральным законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом к субъектам малого предпринимательства в научно-технической сфере отнесены коммерческие организации (малые предприятия), в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает 60 человек. В числе основных направлений поддержки малого предпринимательства государством предусматривается создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; стимулирование внешнеэкономической деятельности малых предприятий, включая содействие развитию научно-технических, производственных и информационных связей с зарубежными партнерами. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с государственными и муниципальными программами, в которых предусматриваются меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, инновационных программ.

Информация о работе Финансы научно-исследовательских организаций