Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 16:19, курсовая работа
Поэтому цель работы - рассмотреть особенности бюджетного и внебюджетного финансирования научных организаций. В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи:
- рассмотреть финансовые отношения научно-исследовательских организаций и способы их финансирования;
- рассмотреть особенности бюджетного и внебюджетного финансирования фундаментальной науки и научных исследований;
- изучить особенности венчурного финансирования.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научно-исследовательские организации как объект исследования.
1.1. Классификация научно-исследовательских организаций…………………5
1.2. Виды и особенности деятельности научно-исследовательских организаций………………………………………………………………………..7
1.3. Способы государственного финансирования научных организаций……13
Глава 2. Особенности финансирования научных организаций.
2.1. Бюджетное финансирование фундаментальной науки…………………...19
2.2. Внебюджетное финансирование научных исследований………...………22
2.3. Особенности венчурного финансирования……………………………..…26
Глава 3. Организация работы финансовых органов научно-исследовательских организаций…………………………………………...………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….40
Практическая часть………………………..………….…..…………………….41
Список использованной литературы………………………………………….47
Кроме
прямого бюджетного финансирования
государство оказывает
Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться также научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новой техники и технологий двойного применения. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ имеют право устанавливать для государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных разработок.
Научные работы регионального значения могут финансироваться из территориальных бюджетов, региональных фондов поддержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств заинтересованных организаций. Наиболее важные региональные научные и научно-технические проекты, результаты которых предполагается использовать в других регионах, могут полностью или в порядке долевого участия финансироваться за счет средств федерального бюджета.
2.2. Внебюджетное финансирование научных исследований
Финансирование большинства научных проектов, как правило, осуществляется или за счёт государства, или за счёт средств специализированных фондов. Главной особенностью такого финансирования является его целевой характер, то есть выделяемые средства предназначены для реализации конкретных мероприятий и могут быть использованы лишь по назначению. Существуют различные формы финансовой поддержки, в зависимости от которых у организаций-получателей возникают определённые права и обязанности, как в части выполнения финансируемых работ, так и в вопросах налогообложения полученных средств и распределения прав на итоговые результаты. Рассмотрим, какие наиболее частные формы финансирования научных разработок существуют в настоящее время.
Гранты
К одному из самых распространённых видов целевого финансирования науки относятся гранты. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями. Существует перечень организаций-грантодателей, периодически обновляемый и утверждаемый правительством РФ, поступления от которых на осуществление конкретных программ, в том числе в области образования и науки, не подлежат налогообложению с точки зрения уплаты налога на прибыль и НДФЛ. Как правило, гранты выделяются на конкурсной основе, условия их предоставления свои для каждого фонда и/или конкурса, и устанавливают их сами грантодатели. Выдача гранта оформляется путём заключения грантового соглашения (договора). И хотя ГК РФ не предусматривает такой вид обязательств, как грант, никаких запретов на заключение таких договоров и урегулирование отношений между грантодателем и грантополучателем не установлено.
С точки зрения гражданского законодательства наиболее близок к гранту договор пожертвования. Однако существует одно серьёзное отличие между этими двумя видами правоотношений, которое выделяет грантовые соглашения в отдельную категорию. Пожертвование может быть осуществлено и без указания конкретной цели. Что же касается гранта, то его характерной особенностью является именно целевой характер предоставления. Поэтому в грантовом соглашении, как правило, стороны фиксируют следующие моменты: цели, на которые выделяется финансирование; срок реализации проекта; порядок учёта средств гранта, их использования и предоставления отчётности грантодателю; условия взаимодействия сторон в случае установления факта нецелевого использования выделенных средств. Поскольку грант предоставляется на безвозмездной основе, то у грантодателя не возникает каких-либо прав на полученные результаты деятельности грантополучателя, равно как и на оборудование или иные материалы, приобретаемые грантополучателем за счёт средств гранта.
Целевое финансирование
Средства на проведение различных научных работ могут также выделять специализированные отраслевые и межотраслевые научные и научно-технические фонды, в частности Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций. Все виды поддержки научных исследований и проектов производятся на конкурсной основе. Финансирование отобранных проектов осуществляется в рамках договора (как правило, договора на выполнение НИОКР), который заключают соответствующий фонд и организация-победитель конкурса. Права на объекты интеллектуальной собственности, на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении работ, финансируемых за счёт средств фондов, реализуются в соответствии с ГК РФ. В настоящее время складывается тенденция к закреплению прав на полученные результаты за организацией-исполнителем с предоставлением РФ прав на безвозмездное некоммерческое использование этих результатов в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для федеральных государственных нужд.
Заключение государственных контрактов
Ещё одним способом финансирования НИОКР является заключение государственных контрактов (в том числе и в рамках выполнения различных государственных целевых программ). Отношения сторон в данном случае полностью регулируются ГК РФ и федеральным законом РФ от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Порядок отбора исполнителей на выполнение НИОКР для государственных нужд, процедуры заключения государственных контрактов на выполнение НИОКР по результатам конкурса, а также сопровождения контрактов и приёмки отдельных этапов работ устанавливаются непосредственными государственными заказчиками в соответствии с законодательными нормами.
Субсидии и субвенции
Для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ, внедрения в производство новой техники, переподготовки кадров и прочих целей научной организации могут быть предоставлены субсидии или субвенции, то есть денежные средства, выделяемые федеральным или местным бюджетом, или же специальными фондами на безвозмездной и безвозвратной основе на реализацию опредёленных целей. Право на получение субсидий или субвенций может быть предоставлено организации на условиях конкурсного отбора. Данные средства относятся к доходам, которые не учитываются при налогообложении прибыли при условии их целевого использования, и должны подлежать отдельному учёту у организации-получателя. В случае нецелевого использования предоставленное финансирование может быть отозвано.
В соответствии с последними изменениями, внесёнными в Бюджетный кодекс РФ, государственным (муниципальным) учреждениям субсидии из средств федерального (регионального или местного) бюджетов не предоставляются, по всей видимости, в целях сокращения различных видов государственного финансирования бюджетных учреждений и учёта поступающих средств на различных счетах.
Как видим, все вышеперечисленные способы финансирования научной деятельности носят строго целевой характер, при условии соблюдения которого организации-получатели имеют налоговые льготы (в том числе в части освобождения от уплаты налога на прибыль, НДС, НДФЛ). Также выделение средств сопровождается строгой отчётностью их получателя. В большинстве приведённых случаев права на полученные результаты также сохраняются за организацией- исполнителем, но могут ограничиваться определёнными требованиями в части последующего их использования и внедрения.
2.3. Особенности венчурного финансирования
Венчурный бизнес сформировался в 60-х гг. Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались вблизи крупных университетских центров. Так, в США вблизи Стэнфордского университета сосредоточено свыше 3 тыс. средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 тыс. человек. Каждая из них ориентируется на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом покрывает 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов.
Малые инновационные фирмы основывают ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм могут служить личные сбережения основателя, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых предоставить рисковый капитал.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создают государственные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности в форме учреждений и иных некоммерческих организаций, деятельность которых финансируется за счет средств соответствующего бюджета или иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Государственный фонд поддержки научной и научно-технической деятельности является самоуправляемой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом.
Государственные
фонды поддержки научной и
научно-технической
Первым примером финансирования научных исследований через специальный фонд был учрежденный в 1992 г. вневедомственный Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). Его про образом послужил Национальный научный фонд США, действующий с 1950 г. Средства РФФИ образуются за счет фиксированного про цента отчислений от общей суммы государственных расходов на на уку, указанной в бюджете (первоначально 3%, с 1994 г. — 4%, 2000 г. — 7,5% совместно с Российским гуманитарным научным фондом). Эти средства предназначены для грантов исследовательским коллективам и отдельным ученым на проведение перспективных исследований (60% средств), для субсидий на поддержание исследовательской инфраструктуры научной организации (20%), для финансирования информационно-издательской деятельности в науке (7,6%), для стипендий отдельным ученым и оплаты расходов на проведение лекций и семинаров. Ученые ценят этот фонд за опыт научных конкурсов, создание общественного контроля за расходованием средств через разветвленную систему экспертных советов с квалифицированными экспертами, информационное обеспечение конкурсов и работ по проектам. РФФИ доводит деньги до конечных исполнителей, ежегодно заключая соглашение фонд—исполнитель—научное учреждение. Доля накладных расходов зафиксирована на уровне не более 20%.
Экспертные советы фонда состоят из авторитетных специалистов (более 2000 чел.) в своих областях фундаментальных знаний. Этим положением, отраженным в уставе РФФИ, закреплена главенствующая роль научного сообщества в принятии решений в профессионально сложной и не поддающейся нормативным, количественным оценкам научной деятельности.
В 1995 г. из РФФИ выделился и стал самостоятельным Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), ориентированный на поддержку фундаментальных исследований в области гуманитарных и общественных наук. РГНФ опирается на принципы и методику, детально проработанные в РФФИ. В 1995 г. в Нижнем Новгороде был создан Международный центр (фонд) перспективных исследований, в 1997 г. в Новосибирске — Международный благотворительный научный фонд имени Замараева.
Доля фондов, распределяющих ассигнования на конкурсных началах, составляет лишь несколько процентов общего бюджета наук.
В 2000 г. Министерство промышленности, науки и технологий провело первый конкурс инновационных проектов с привлечением средств инвесторов на самой рискованной стадии — стадии научно-проектных работ. Цель конкурса — отработать механизм продвижения на рынок научных разработок. По условиям конкурса половину суммы на свой проект претенденты нашли сами, привлекая в компаньоны инвесторов, другую часть на беспроцентной основе выделили Минпромнауки (25 млн руб.) и Российский фонд технологического развития (100 млн руб.). Заемщик обязан вернуть кредит через три года, иначе рискует своим имуществом, которое выставляет в качестве гарантии. Из 200 претендентов, согласившихся со столь жесткими условиями, было отобрано 30.
Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах: путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита с правом конверсии в акции. Средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, без залога, на длительный срок. Возврат вложенных средств и реализация прибыли происходят в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок. Величина прибыли определяется разностью между курсовой стоимостью принадлежащей рисковому инвестору доли акций фирмы-новатора и суммой вложенных им в проект средств.
Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о государственной аккредитации.
Информация о работе Финансы научно-исследовательских организаций