Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 16:19, курсовая работа
Поэтому цель работы - рассмотреть особенности бюджетного и внебюджетного финансирования научных организаций. В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи:
- рассмотреть финансовые отношения научно-исследовательских организаций и способы их финансирования;
- рассмотреть особенности бюджетного и внебюджетного финансирования фундаментальной науки и научных исследований;
- изучить особенности венчурного финансирования.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научно-исследовательские организации как объект исследования.
1.1. Классификация научно-исследовательских организаций…………………5
1.2. Виды и особенности деятельности научно-исследовательских организаций………………………………………………………………………..7
1.3. Способы государственного финансирования научных организаций……13
Глава 2. Особенности финансирования научных организаций.
2.1. Бюджетное финансирование фундаментальной науки…………………...19
2.2. Внебюджетное финансирование научных исследований………...………22
2.3. Особенности венчурного финансирования……………………………..…26
Глава 3. Организация работы финансовых органов научно-исследовательских организаций…………………………………………...………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….40
Практическая часть………………………..………….…..…………………….41
Список использованной литературы………………………………………….47
Фонд заработной платы штатного состава планируется, как правило, на основе среднегодовой численности и средней ставки заработной платы. Предусматриваются, кроме того, заработная плата преподавателей и научных руководителей по подготовке аспирантов, а также премиальный фонд в части, оставляемой в распоряжении руководителя организации (за успешное выполнение тематических планов научно-исследовательских работ и за оказание предприятиями помощи по внедрению результатов этих работ в производство). Начисления на заработную, плату производятся по установленным нормативам социальных платежей.
Канцелярские
и хозяйственные расходы
Ассигнования на капитальный ремонт зданий и сооружений планируются на основе перечня работ, подлежащих выполнению в соответствии с актами дефектов и технической документацией по договорным ценам на проведение этих работ. При выполнении договорных работ по согласованию с заказчиком научно-технической продукции определяется договорная цена научно-исследовательских работ, в основе которой лежит расчет калькуляции плановой (фактической) себестоимости, что с необходимо учитывать при налогообложении прибыли от этих работ, так как реализация работ по ценам ниже себестоимости влечет сегодня нежелательные налоговые последствия. Калькуляция содержит следующие статьи затрат: материалы, спецоборудование для научных работ, затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием научно технической продукции, отчисления на социальные нужды, прочие прямые расходы, накладные расходы, отдельно выделяются затраты по работам, выполняемым сторонними организациями и предприятиями. При выполнении нескольких работ кроме калькуляции составляется и свод затрат на производство по статьям и элементам затрат.
Научные организации, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие свою деятельность по отрасли «наука и научное обслуживание», независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности планируют, учитывают и калькулируют себестоимость научно-технической продукции в соответствии с Типовыми рекомендациями Министерства науки и технической политики РФ1.
Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» упорядочивает финансирование всех сфер деятельности, включая и научную. В законе, вступившем в действие с 1 января 1997 г., нашли отражение функциональная классификация - направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, а также ведомственная классификация расходов федерального бюджета, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ предусматривает раздел «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» с подразделами «Фундаментальные исследования в области естественных, технических и общественных наук», «Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений НТП» и «Исследование и использование космического пространства». Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ включает и оплату услуг научно-исследовательских организаций.
Закон приводит перечень прямых получателей средств из федерального бюджета на научные цели, в число которых помимо органов государственной власти (Министерство науки и технологий РФ) входят Российская Академия наук с региональными отделениями, отраслевые академии наук, государственные научные фонды, а также такие крупные научные объекты, как «Курчатовский институт» и «Объединенный институт ядерных исследований». Большое внимание научной сфере уделено и в приведенной в этом законе классификации целевых статей расходов федерального бюджета. Это следующие позиции: участие в межгосударственных научных исследованиях; расходы на международные культурные, научные и информационные связи; расходы на НИОКР (отдельно выделены НИОКР в области медицинской промышленности и области здравоохранения); расходы на проведение фундаментальных исследований (в том числе проведение фундаментальных исследований в области сельского хозяйства); расходы на проведение прикладных исследований в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, искусства, архитектуры и градостроительства; расходы на проведение медицинских исследований.
Отдельно в классификации целевых статей выделено финансирование разработок перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, также рассматривается государственная поддержка научной деятельности российских академий наук (без уточнения их статуса).
Большое значение для научной сферы имеет приведенная в законе классификация видов расходов федерального бюджета. Она рассматривает финансирование федеральных целевых программ; финансирование конкурсного фонда индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ; создание компьютерных сетей связи баз данных фундаментальной науки и техники; оплату головным заказчиком НИОКР, выполняемых соисполнителями по договорам в рамках федеральных программ; финансирование НИОКР, выполняемых научными учреждениями, подведомственными головному заказчику, в интересах отрасли; ремонт научно-исследовательских судов; финансирование естественных и технических наук; финансирование общественных наук; организацию НИОКР в интересах научно-технического прогресса. За каждой из перечисленных позиций в принимаемом на текущий год федеральном бюджете должно стоять денежное наполнение.
В
приложении 12 к ФЗ «О бюджетной классификации
РФ» приведены прямые получатели
средств из федерального бюджета. Один
из основных получателей средств
на научные исследования и разработки
- Министерство науки и технологий, через
которое проходит финансирование указанных
выше видов расходов федерального бюджета.
Следует отметить, что практически во
всех исполнительных органах государственной
власти предусмотрены расходы на НИОКР.
Помимо этого через Министерство финансов
РФ предусматриваются расходы на международные
научные и информационные связи.
Глава 2. Особенности финансирования научных организаций.
2.1. Бюджетное финансирование фундаментальной науки
В развитых странах значительная часть научных исследований финансируется из государственного бюджета. Инвестиции в науку считаются приоритетными, так как научные достижения, в первую очередь, определяют духовное, социальное и экономической развитие общества.
В 1991 году Россия тратила на науку 1% ВВП и 3,9% расходной части бюджета, а в 2002 году – всего 0,4% ВВП, 2% федерального и 1% консолидированного бюджетов. Наука стала второстепенной статьей расходов бюджета. мизерное финансирование повлекло за собой нарастание застоя, а затем постепенную деградацию мощной научно-технической системы страны. В настоящее время 90-95% затрат расходуются на оплату труда и коммунальных услуг и лишь 5-10% - на приобретение научного оборудования и развитие экспериментальной базы.
Финансирование НИОКР за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом. Однако в последние годы произошло сокращение выделения средств на эти цели.
При сохранении этих тенденций в дальнейшем произойдет окончательное разрушение единой системы науки, что негативно скажется на многих аспектах жизнедеятельности России.
При формировании бюджетов органы представительной и исполнительной власти определяют получателей ассигнований, методы финансирования государственных фондов научно-технической деятельности, распределение бюджетных средств между федеральными целевыми программами (ФЦП), федеральными органами исполнительной власти, научными организациями, государственными научными фондами.
Основными получателями ассигнований федерального бюджета являются: Министерство промышленности и науки РФ, Министерство образования РФ, другие министерства и ведомства, система научных фондов, а также ряд академий и наиболее значительные высшие учебные и научные заведения. помимо этого, через Министерство финансов РФ финансируются расходы на международные научные и информационные связи, оплату контрактов по закупке научного оборудования, оргтехники, материалов и реактивов, зарубежных научных журналов, а также на обеспечение морских экспедиций, ремонт научно-исследовательских судов для российских академий наук.
Отдельно в классификации целевых статей выделено финансирование разработок перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса.
Классификация видов расходов федерального бюджета на науку предусматривает финансирование:
- федеральных целевых программ;
-
конкурсного фонда
-
создания компьютерных сетей
связи и баз данных
-
НИОКР, выполняемых
-
НИОКР, выполняемых научными
-
ремонта научно-
-
естественных и технических
- общественных наук;
- организации НИОКР в интересах научно-технического прогресса.
Главный метод бюджетного финансирования научной деятельности – сметный. Затраты на науку складываются из оплаты труда творческого персонала. Условий и материальной базы, содержания аппарата управления и обслуживания. Соответственно общая смета бюджетной научной организации содержит следующие основные разделы:
- свод расходов;
- расчет расходов на содержание аппарата управления;
-
расчеты производственных
- расчеты расходов по статьям затрат;
- распределение объема затрат по видам работ, структурным подразделениям и темам.
Конкретными расходами сметы являются:
Значительные средства государство выделяет на реформирование научно-технической сферы. Особое внимание при планировании и финансировании расходов федерального бюджета на науку уделяется следующим позициям:
-
участие в международных
-
международные научные и
- НИОКР;
-
проведение фундаментальных
-
проведение прикладных
-
проведение медицинских
Информация о работе Финансы научно-исследовательских организаций