Финансы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа раскрывает сущность финансов населения, то есть нас с вами, показывает структуру доходов и расходов домашних хозяйств, именно так называется семья в финансах.
Так же как и на уровне государственной финансовой системы у домашних хозяйств есть и доходы и расходы. Есть свое сальдо, и главной задачей управляющего данным хозяйством является то, чтобы оно не было отрицательным. Грамотное ведение хозяйства обеспечивает и доход семье.

Содержание

Введение. 3
1. Финансы. 4
1.1. Экономическая сущность финансов. 4
1.2. Функции финансов. Финансовый механизм 6
2. Общее о финансах населения. 9
2.1. Сущность и функции финансов населения 9
3. Баланс доходов и расходов населения. 13
3.1. Денежные доходы населения и их состав 13
3.2. Денежные расходы населения и их состав 17
Заключение. 23
Список использованной литературы. 24
Приложение 1. 25
Приложение 2. 26
Приложение 3. 27

Работа содержит 1 файл

Finansi naselenia.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

            Распределительная функция финансов населения охватывает первичное распределение национального дохода и формирование первичных доходов семьи. Финансовые отношения при этом включают:

  • отношения со звеньями финансовой системы (государственными финансами — бюджетами и внебюджетными фондами и финансами коммерческих организаций), создавая первичные доходы в виде заработной платы, пенсий, пособий и т. п.;
  • отношения между членами домохозяйства, когда средства распределяются и обособляются, образуя обособленные денежные фонды. Обособление средств внутри домохозяйства не меняет собственника, исключая всякую эквивалентность.

            Эта функция включает три последовательные ступени: формирование, распределение и использование денежных фондов.

            Обе функции финансов населения взаимосвязаны и действуют одновременно, дополняя друг друга.

            При взаимодействии финансов населения с государственными финансами (бюджетами — федеральным, региональными, местными и внебюджетными социальными фондами) и с финансами хозяйствующих субъектов разных форм собственности, а также с финансовым рынком между ними возникают непрерывные денежные потоки — одно-, двух- и многосторонние. Члены домохозяйств предоставляют труд работников для государственного сектора, продают государству товары и услуги собственного производства. За это семья получает оплату труда и доход. Кроме того, финансовые отношения возникают и при оплате налогов, сборов, пошлин и отчислений в бюджеты и социальные внебюджетные фонды. Вместе с тем население получает от государства различные денежные трансферты, а также общественные блага и услуги и в натуральной форме.

            Денежные потоки возникают у домашних хозяйств с  негосударственным сектором — предприятиями, организациями, компаниями, получая от них товары, услуги, одновременно возвращая им стоимость полученных различных благ в форме денег. Юридические лица вместе с тем могут обеспечивать домохозяйства кредитными ресурсами, а также прибылью, дивидендами, процентами, арендной платой при наличии соответствующей собственности у членов данного коллектива.

            В результате кругооборота финансовых ресурсов домохозяйства могут удовлетворять свои личные потребности сегодня и в будущем.

            Финансовые ресурсы  населения — это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Созданный в результате производственной деятельности членов домохозяйства, он выступает частью национального дохода общества. Объем денежного фонда домохозяйства зависит от усилий каждого в хозяйстве.

            В состав финансовых ресурсов населения включаются:

  • собственные средства, т. е. заработанные каждым членом семьи — зарплата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;
  • средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;
  • средства, поступившие в порядке перераспределения, — пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

            Финансовые ресурсы  населения выступают в виде двух обособленных денежных фондов:

  • фонда потребления, предназначенного для удовлетворения личных потребностей данного коллектива — семьи (приобретение продуктов питания, товаров промышленного производства, оплата различных платных услуг и др.);
  • фонда сбережений (отложенных потребностей), который будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров либо как капитал для получения прибыли.

            Фондовая форма  финансовых ресурсов позволяет увязать  потребности семьи с финансовыми возможностями, а также контролировать, как удовлетворяются потребности каждого в семье.

            Финансовые ресурсы формируют бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства — это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. Средств семейного бюджета постоянно не хватает в связи с расширением потребностей. Недостаток средств бюджета, особенно в нашей стране, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, приобретать и реализовывать ценные бумаги и т. п.

            В рамках бюджета  формируются обособленные денежные фонды:

  • индивидуальные, предназначенные для отдельных членов семьи и используемые на приобретение разных товаров, развлечения, учебу, медицинское обслуживание и т.п.;
  • совместный, для покупки товаров общего пользования 
    (телевизора, холодильника и т. д.);

            • накопления и обеспечения (резервный фонд), используемый для будущих капитальных расходов (покупки дома, квартиры, участка земли, средств транспорта, а также формирования первоначального капитала для коммерческой деятельности). 

            Потребность в создании фонда накопления возникает не только для приобретения товаров длительного пользования, требующих больших средств, для отдыха и дорогостоящего медицинского обслуживания, но также для обеспечения достойной жизни в старости.

            Государство оказывает  существенное воздействие на объем бюджета домашнего хозяйства, так как в рыночной экономике оно полностью интегрировано в общий кругооборот материальных и денежных средств. Это воздействие осуществляется:

  • через налоговую систему — домохозяйства оплачивают налоги, сборы, пошлины и другие обязательные отчисления;
  • через оплату труда работников в государственном секторе;
  • через предоставляемые различные общественные блага и услуги;
  • через государственное ценообразование.

            В действительности перед семьей постоянно возникает проблема распределения средств между денежными фондами, между доходами и расходами. В связи с этим появляется необходимость для каждой семьи рационально планировать и использовать доходы, не допуская отрицательных показателей. В домашнем хозяйстве очень подробно изображена модель упрощенного финансового планирования. 

3. Баланс доходов  и расходов населения.

3.1. Денежные доходы населения и их состав

            Денежные доходы населения — это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т. е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства, однако в современном обществе из-за провала экономических реформ и резкого социального расслоения населения денежные доходы у определенных его категорий находятся на крайне низком уровне, чтобы поддержать их жизненные силы.

            На динамику и  структуру доходов населения  и домохозяйств в 90-е гг. оказали серьезное влияние такие факторы социально-экономического характера, как:

  • глубокий экономический кризис и становление рыночных отношений;
  • инфляция, которая на протяжении первой половины 
    90-х гг. носила гиперинфляционную форму;
  • задержка выплаты зарплаты (особенно работникам бюджетной сферы), государственных пенсий, пособий;
  • многочисленные финансовые злоупотребления и нарушения в области оплаты.

            Реальные денежные доходы населения в 2001-2005 гг. хотя и возрастали более высокими темпами, чем промышленное производство, однако их уровень в 2005 г. еще не достигал уровня докризисного 1997 г. В то время, как известно, их уровень в 1997 г. был вдвое ниже уровня 1990 г.

            Денежные доходы населения формируются за счет следующих источников:

  • оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспорт 
    ных услуг, путевок и т. п.;
  • доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам: арендная плата, доходы от реализации имущества и др.;

            • государственные социальные выплаты - пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов. 

            Соотношения между  указанными тремя источникам доходов зависят от социального состава конкретной семьи, например работающая супружеская пара без детей и супруги-пенсионеры. Естественно, в первой из них основным источником доходов будет оплата труда, а во второй — социальные выплаты.

            На структуру доходов  семей оказывает влияние место  проживания — город или село. Материалы Росстата о выборочных обследованиях бюджетов домохозяйств свидетельствуют, что в структуре доходов городского населения более 90% приходится на денежные доходы, в то время как в сельской местности почти треть приходится на натуральные поступления (в стоимостном выражении).

            Главными источниками  натуральных поступлений являются производимые в подсобных хозяйствах продукты или произведенные для собственного потребления на приусадебных участках, а также полученные семьями от работодателей или государства товарно-материальные ценности.

            В практике анализа  и планирования денежные доходы населения  классифицируют не только в зависимости от источника их поступления, но и в зависимости от равномерности и надежности поступления.

            В зависимости от равномерности поступления различают доходы:

  • регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);
  • периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам и др.);
  • случайные и разовые (подарки, доходы от реализации имущества).

            В зависимости от надежности поступления различают доходы:

  • гарантированные (пенсии, доходы по госзаймам);
  • условно-гарантированные (оплата труда);

            • негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

            Основное место  в доходах населения занимают оплата труда (включая предпринимательскую деятельность) и государственные социальные выплаты. На них приходится более 90% всех доходов.

            В условиях рыночных отношений государство воздействует на их уровень с помощью законодательных актов и через налоговый механизм.

            В целях регулирования  уровня оплаты труда и социальной защиты населения еще в декабре 1991 г. был принят Закон "О минимальном размере оплаты труда" (МРОТ) в размере 200 руб. в месяц. За период с 1991 г. по настоящее время МРОТ десятки раз изменялся, стремясь оградить минимальную оплату от обесценения из-за инфляции. Однако, несмотря на изменения, он отстает от темпов инфляции и не соответствует реальному содержанию российской денежной единицы. С 1 мая 2006 г. МРОТ был установлен в размере 1100 руб. в месяц, что естественно мало, так как размер потребительской корзины составляет 3600.

            Согласно указанному Закону, предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют права платить работникам меньше установленного минимума.

            Понятие "прожиточный  минимум" введено Федеральным  законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

            Прожиточный минимум  — это стоимость потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы (транспорт, квартплата). Так называемая потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Информация о работе Финансы населения