Финансы домашних хозяйств

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы состоит в необходимости дать чёткое определение финансам домашних хозяйств с указанием их места в национальной финансовой системе. Подобная необходимость продиктована переходом нашей страны к рыночной модели хозяйствования под влиянием процессов мировой экономической интеграции, перестройки структуры отношений между основными элементами финансовой системы, что основательно изменило условия жизнедеятельности российских домашних хозяйств, которые получили возможность самостоятельно определять направления своего финансового поведения.
Цель исследования состоит в изучении сущности и функций финансов домашних хозяйств в системе финансовых отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
1.1 Понятие домашнего хозяйства в экономике
1.2 Функции финансов домашних хозяйств
1.2.1 Распределительная функция финансов домашних хозяйств
1.2.2 Контрольная функция финансов домашних хозяйств
1.2.3 Регулирующая функция финансов домашних хозяйств
1.3 Состав финансов домашних хозяйств
1.4 Роль и место домашних хозяйств в структуре финансовой системы
2. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Сущность бюджета домашних хозяйств
2.2 Доходная часть бюджета домашних хозяйств
2.2.1 Заработная плата, как основная составляющая доходов
2.2.2 Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам
2.3 Расходная часть бюджета домашних хозяйств
2.3.1 Обязательные платежи домашних хозяйств
2.3.2 Расходы на потребление
2.3.3 Денежные сбережения домашних хозяйств
2.4 Структура доходов и расходов населения Архангельской области
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Экономические риски домашних хозяйств
3.2 Долгосрочное прогнозирования развития домашних хозяйств
3.3 Проблема бедности и пути ее преодоления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Финансы.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

Применяя налоги и сборы с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики, государство, во-первых, обеспечивает необходимые поступления в бюджеты различных уровней; во-вторых, оказывает влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов; и, в-третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения [13].

Система основных отношений домашнего хозяйства по поводу выплаты прямых налогов и сборов с бюджетами различных уровней представлена ниже (рис. 3):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает подоходный налог (его точное название в соответствии со второй частью Налогового кодекса РФ — налог па доходы физических лиц) [17]. Потенциальными плательщиками этого налога в Российской Федерации являются более 80 млн чел., а в общем объеме бюджетных поступлений РФ в настоящее время подоходный налог составляет около 13% (для примера во Франции — 17%, в США — до 60%).

Домашние хозяйства обязаны также выплачивать налог с имущества, переходящего им в порядке наследования или дарения [9]. Сумма налога зависит от стоимости переходящего имущества и степени родства нового владельца имущества.

К имущественным налогам тесно примыкает налог с владельцев автотранспортных средств [12]. Его выплачивают граждане, владеющие грузовым или легковым автотранспортом, не подлежащим обложению налогом на имущество.

Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством могут устанавливать на своей территории местные налоги на физических лиц [5]. К ним относятся:

• целевые сборы с граждан на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели. Эти сборы с физических лиц не могут превышать 3% от 12 установленных законом МРОТ;

• сбор с владельцев собак;

• сбор на выдачу ордера на квартиру (ставка поставлена в зависимость от площади и качества жилья, максимальный размер сбора не может превышать 75% МРОТ);

• сбор за уборку населенных пунктов (величина не имеет законодательных ограничений);

• курортный сбор и др.

Подчеркнем также обстоятельство, что домашнее хозяйство выплачивает налоги и сборы только в том случае, если участники домашнего хозяйства совершают определенные правовые действия [9].

Кроме прямых налогов домашние хозяйства выплачивают и косвенные налоги. Прямые налоги, о которых говорилось выше,— это лишь небольшая часть всех налогов, уплачиваемых участниками домашних хозяйств. Основная доля налогов, поступающих от физических лиц в государственную казну, приходится на невидимые ими косвенные налоги, содержащиеся в цене товара и выплачиваемые при его покупке [13]. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж. Уровень товарных цен увеличивают не только косвенные, но и прямые налоги: единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, таможенные пошлины и ряд других федеральных, региональных и местных налогов, которые в общей сложности увеличивают цену товара (работ, услуг) примерно в полтора-два раза.

Следующая статья обязательных расходов домашнего хозяйства —коммунальные и другие ежемесячные платежи населения [15]. Размер этой статьи зависит от места нахождения домашнего хозяйства. Очевидно, что жители крупных городов потребляют большее количество коммунальных услуг, чем жители небольших населенных пунктов.

Кроме коммунальных платежей домашние хозяйства должны ежемесячно оплачивать потребленное ими электричество, услуги городской и междугородной телефонной связи [4].

Доля этой части обязательных выплат домашнего хозяйства составляет в настоящее время около 16% общей суммы расходов российских домашних хозяйств.

Оставшаяся после выплаты налогов, сборов, коммунальных и других ежемесячных платежей часть совокупных доходов домашнего хозяйства поступает в его полное распоряжение (располагаемые доходы) и расходуется с целью удовлетворения совместных и индивидуальных потребностей его участников.

 

          2.3.2 Расходы на потребление

 

На потребление расходуется основная часть доходов домашнего хозяйства в РФ. Обобщенные статистические данные позволяют сказать, что они составляют 60—80% совокупного дохода усредненного домашнего хозяйства РФ.

Существуют различные варианты классификации расходов домашних хозяйств на потребление [6]. В соответствии с функционально-временным критерием расходы домашнего хозяйства на потребление целесообразно подразделить прежде всего на две статьи: текущие расходы и капитальные расходы.

К текущим расходам домашнего хозяйства следует отнести расходы на приобретение продовольственных товаров, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обувь, одежда и т. п.), а также оплату периодически потребляемых населением в течение всей жизни услуг (например, таких, как услуги парикмахерской, прачечной, стоматолога и т. п.).

Капитальные расходы включают в себя затраты на приобретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на мебель, приобретение жилья, транспортных средств и т. д.). К этой же статье следует отнести затраты на услуги, которые участники домашнего хозяйства потребляют достаточно редко, а результат этих услуг, напротив, оказывает на них существенное влияние и определяет их жизнь в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на образование, на медицинскую операцию, на туристическую путевку и т. д.). Статистические данные говорят о том, что основную часть расходов на потребление в РФ составляют текущие расходы [11].

Общая сумма расходов на потребление зависит от целого ряда факторов, которые с точки зрения области возникновения можно разделить на внутренние и внешние [13]. К внутренним факторам следует отнести (в порядке значимости): величину совокупных денежных доходов домашнего хозяйства; степень обеспечения потребностей домашнего хозяйства за счет ведения натурального хозяйства; уровень организации ведения бюджета домашнего хозяйства; уровень материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства.

Внешними факторами являются: уровень розничных цен на потребляемые домашним хозяйством товары и услуги; величина государственных дотаций, направляемых на финансирование едицины, образования, транспорта и т. д.; сумма налогов других обязательных платежей домашнего хозяйства; уровень развития потребительского кредита в национальной экономике и др.

     

         

 

          2.3.3 Денежные сбережения домашних хозяйств

 

Подобно предприятию, домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельно хозяйствующим субъектом, т.е. полностью зависит от результатов собственной деятельности. Поэтому рациональное ведение домашнего хозяйства, обеспечение непрерывности его развития в условиях рынка невозможно без создания различных денежных фондов.

Значение денежных сбережений велико не только с точки зрения домашнего хозяйства. Сбережения населения — это важный источник стабильности национальной экономики [14].

Сбережения населения — это важный инвестиционный ресурс для российских предприятий (напомним, что уровень изношенности основных фондов в различных отраслях отечественной экономики варьирует в пределах от 30 до 70%, при этом реализация подавляющего большинства инвестиционных программ сдерживается из-за отсутствия доступных источников финансирования).

Денежные фонды домашнего хозяйства возникают в результате сбережения и накопления населением денежных средств. Источником их формирования является располагаемый доход домашнего хозяйства. Целевое назначение этих фондов может быть различным [7]. Можно выделить, как минимум, три мотивационные установки, определяющие процесс сбережения в домашних хозяйствах:

• создание страхового резерва для поддержания обычного уровня текущего потребления в случае снижения по тем или иным причинам величины располагаемого дохода;

• создание денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов, связанных с приобретением дорогостоящих предметов длительного пользования или услуг;

• создание денежного фонда для его дальнейшего инвестирования с целью повышения уровня дохода домашнего хозяйства (вложение средств в акции, облигации и т. д.) — индивидуальное накопление.

Цель, которую домашние хозяйства пытаются достигнуть в процессе сбережения, во многом определяет и форму денежных сбережений населения. Выделяют две основные формы сбережений:

(а) неорганизованные сбережения;

(б) организованные сбережения.

К первой форме следует отнести наличные деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте. Ко второй — денежные средства населения, размещенные на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в акции, облигации различных предприятий и другие финансовые инструменты.

Российские домашние хозяйства предпочитают неорганизованные сбережения [13]. По данным Центробанка России, в четвертом квартале 2000 г. вклады в банках и вложения населения в ценные бумаги составили 13,5% общей суммы сбережений; доля неорганизованных сбережений была равна 86,5%, при этом в иностранную валюту было вложено 48,8%, в отечественную — 28,9%; тезаврация (т. е. вложение и драгоценные металлы) составила 8,8%. Общая величина сбережений домашних хозяйств, а также пропорции, в которых они делятся на организованные и неорганизованные, определяются:

- факторами внутреннего характера, связанными с приоритетами в потребительских расходах, их уровнем и структурой;

- специфическими факторами внешнего характера. В частности, к последним можно отнести: уровень доверия населения к банковской системе; совершенство государственной системы страхования частных вкладов; уровень законодательного обеспечения операций на рынке ценных бумаг, банковских операций, пенсионного обеспечения, страхового дела.

Рассмотрим влияние на процесс сбережения некоторых из выделенных факторов. Низкий уровень организованных сбережений отражает степень доверия российских домашних хозяйств к отечественным банкам, предприятиям и государству [5]. В условиях развитой экономики домашние хозяйства большую часть своих активов размещают на банковские счета или вкладывают в различные финансовые инструменты.

Экономические мотивы отечественных домашних хозяйств, размещающих денежные средства на текущие счета в отечественных банках, практически отсутствуют: население не рассчитывает подобным образом снизить степень риска их случайной утраты (уровень доверия к банковской системе чрезвычайно низок); сохранить стоимость сбережений невозможно — ставка по остатку на текущих счетах не превышает 2%, тогда как, даже по официальным данным, уровень инфляции в 2010 г. составит не менее 12—13%. (Заметим, что уже в первой половине января 2010 г. инфляция составила 1,2%; если такие темпы обесценения рубля сохранятся, то к концу года он может подешеветь на 28,8%).

 

  2.4 Структура доходов и расходов населения Архангельской области

 

Как известно, одним из основных показателей качества жизни, как населения в целом, так и отдельных домашних хозяйств является величина прожиточного минимума на душу населения. Увеличение данного показателя в первую очередь является следствием увеличения расходной части бюджета населения, посредством увеличения индекса потребительской корзины, т.е. увеличения цен на продукты питания и услуги. Следует заметить, что увеличение прожиточного минимума на душу населения конкретного региона характеризует общий рост экономики данного региона. По данным статистики Архангельской области наблюдается постоянный рост прожиточного минимума и сокращения населения с величиной доходов ниже него (табл. 1).:

Таблица 1

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода

Архангельская область

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс.чел.

465,7             

375,1             

357,9             

313,6             

259,6             

229,8             

224,5             

206,6             

185,5             

176,1

в процентах от общей численности населения

33,5             

27,4             

26,5             

23,5             

19,7             

17,6             

17,4             

16,1             

14,6             

14,0

Дефицит денежного дохода:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

млн.руб.

195,6             

192,2             

232,3             

228,3             

212,5             

224,3             

264,2             

280,6             

301,7             

323,2

в процентах от общего объема денежных доходов населения

6,6             

4,6             

4,3             

3,5             

2,6             

2,2             

2,1             

1,9             

1,6             

1,5

Информация о работе Финансы домашних хозяйств