Финансы домашних хозяйств

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы состоит в необходимости дать чёткое определение финансам домашних хозяйств с указанием их места в национальной финансовой системе. Подобная необходимость продиктована переходом нашей страны к рыночной модели хозяйствования под влиянием процессов мировой экономической интеграции, перестройки структуры отношений между основными элементами финансовой системы, что основательно изменило условия жизнедеятельности российских домашних хозяйств, которые получили возможность самостоятельно определять направления своего финансового поведения.
Цель исследования состоит в изучении сущности и функций финансов домашних хозяйств в системе финансовых отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
1.1 Понятие домашнего хозяйства в экономике
1.2 Функции финансов домашних хозяйств
1.2.1 Распределительная функция финансов домашних хозяйств
1.2.2 Контрольная функция финансов домашних хозяйств
1.2.3 Регулирующая функция финансов домашних хозяйств
1.3 Состав финансов домашних хозяйств
1.4 Роль и место домашних хозяйств в структуре финансовой системы
2. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Сущность бюджета домашних хозяйств
2.2 Доходная часть бюджета домашних хозяйств
2.2.1 Заработная плата, как основная составляющая доходов
2.2.2 Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам
2.3 Расходная часть бюджета домашних хозяйств
2.3.1 Обязательные платежи домашних хозяйств
2.3.2 Расходы на потребление
2.3.3 Денежные сбережения домашних хозяйств
2.4 Структура доходов и расходов населения Архангельской области
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Экономические риски домашних хозяйств
3.2 Долгосрочное прогнозирования развития домашних хозяйств
3.3 Проблема бедности и пути ее преодоления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Финансы.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

Потребность в создании фонда накопления возникает не только для приобретения товаров длительного пользования, требующих больших средств, для отдыха и дорогостоящего медицинского обслуживания, но также для обеспечения достойной жизни в старости [4].

В экономической зарубежной литературе различают постоянный и временный доход домохозяйства:

1) Постоянный – это доход, который согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем. В стабильном экономическом обществе к этому виду относят, как правило, оплату трудовой деятельности.

2) Временным  считается доход, который в будущем может исчезнуть, например, доход от ценных бумаг в связи с прекращением деятельности акционерного общества. В России, когда общее экономическое положение страны сохраняет черты неустойчивости, весь доход домохозяйства становится временным, трудно прогнозируемым.

Доход семейного бюджета определяет объем потребления домохозяйства. Постоянный доход, размер которого не меняется из года в год, не вызовет серьезных колебаний в его потребительских расходах [11]. В то же время временный доход может оказать серьезное влияние на общий платежеспособный спрос страны. Его рост в отдельный период времени, создав дополнительные требования товаров и услуг, осложнит ситуацию на рынке.

Государство оказывает существенное воздействие на объем бюджета домашнего хозяйства, так как в рыночной экономике оно полностью интегрировано в общий кругооборот материальных и денежных средств [6]. Это воздействие осуществляется:

           1) через налоговую систему – домохозяйства платят налоги, сборы, пошлины и делают другие обязательное отчисления;

           2) через оплату труда работников в государственном секторе;

           3) через предоставляемые различные общественные блага и услуги;

           4) через государственное ценообразование.

В условиях ограниченности бюджета перед членами домохозяйства постоянно возникает проблема распределения средств между денежными фондами, между доходами и расходами. Отсюда вытекает неизбежная необходимость для каждой семьи планировать бюджет, при этом основываясь на доходных источниках [4]. При определении доходной части бюджета учитываются все возможные поступления, причем заемные средства, как правило, исключаются. В расходах предусматриваются текущие и капитальные затраты.

 

     2.2 Доходная часть бюджета домашних хозяйств

 

              Доходы служат основным источником, удовлетворения потребностей домашних хозяйств в потребительских товарах и услугах, накопления и сбережения и обязательных платежей, т.е. осуществления расходов [7]. Неразрывная связь доходов и расходов домашних хозяйств проявляется прежде всего в зависимости от структуры и объема расходов от структуры и объема доходов.

              Доходы домашних хозяйств можно разделять по различным критериям. Прежде всего, можно выделить доходы в денежной и натуральной форме. К последним относятся продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, садоводствах, огородничествах, а также натуроплату от сельскохозяйственных предприятий, которые потребляются в домашнем хозяйстве [8]. Если домашнее хозяйство часть продуктов производит с целью реализации на рынке, то доходами следует считать денежные средства, вырученные от продажи.

              Денежные доходы домашних хозяйств подразделяются чаще всего по источникам поступлений:

1)     заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;

2)                 пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;

3)     доходы от предпринимательской деятельности;

4)     доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово- кредитной сфере.

 

          2.2.1 Заработная плата, как основная составляющая доходов

 

Основное значение для работников государственной сферы и лиц наемного труда в частном секторе экономики играет оплата труда в различных формах [5]. В соответствии с системой национальных счетов к ней относят:

- начисленную заработную плату по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;

- выплаты за работу в особых условиях;

- доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни;

- премии и единовременные поощрительные выплаты;

- плата за выслугу лет;

- оплату ежегодных и дополнительных отпусков;

- доходы от участия в прибылях (например, дивиденды на акции);

- командировочные расходы и подъемные;

- стоимость выданной спецодежды, спецобуви и спецпитания и др.

В целях социальной защиты государство гарантирует населению минимальный размер оплаты труда (МРОТ) [3].

Оплата труда работников бюджетной сферы более жестко регламентируется государством, в первую очередь на основе тарифной системы. Основными элементами тарифной системы оплаты труда являются: тарифные ставки, тарифные сетки, районные коэффициенты, тарифно-квалификационные справочники, надбавки и доплаты за работу с отклонением от нормальных условий труда [2]. Элементами тарифной системы являются также оклады рабочих.

Единая тарифная сетка (ETC) предусматривает дифференциацию оплаты по определенному количеству разрядов (в настоящее время — 18). Соотношение 1-го и 18-го разрядов называется диапазоном ETC. Тарифные ставки и оклады дифференцируются по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников [2]. Другие факторы дифференциации (условия, тяжесть, напряженность, значимость труда) учитываются с использованием других элементов организации труда.

Тарификация рабочих производится по восьми разрядам, что соответствует действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС). Для высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, а также на особо важных и особо ответственных работах, разрешается устанавливать оклады исходя из 9—10 разрядов оплаты труда ETC по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами РФ, и из 11 — 12 разрядов системы ETC — по перечням, утвержденным Минтруда РФ.

Применение ETC обязательно для всех предприятий, учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании. Но они могут в пределах выделяемых бюджетных ассигнований самостоятельно определять виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера. При оплате труда рабочих по усмотрению руководства организации, учреждения может использоваться как тарифная, так и бестарифная система.

 

          2.2.2 Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам

 

Пенсии, пособия и другие социальные и страховые поступления объединены в одну большую группу, поскольку основную их часть выплачивает государство. Их начисление и выплата в существенной степени зависит от законодательных норм.

Наибольшее значение среди страховых и социальных выплат имеют пенсии [5]. По действующему пенсионному законодательству существуют четыре вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если гражданин имеет право на разные пенсии, то назначается одна из них по выбору (за исключением граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, имеющих право на пенсию по старости либо за выслугу лет и, кроме того, на пенсию по инвалидности).

Пенсии по старости, или по возрасту, являются наиболее распространенными. Они предоставляются с определенного возраста (мужчины — с 60 лет, женщины — с 55 лет) и при наличии установленного трудового стажа (не менее 20 лет). Устанавливаются и категории граждан с льготным трудовым стажем и пенсионным возрастом, например многодетные матери, инвалиды ВОВ, граждане, трудившиеся на подземных работах, на работах с вредными условиями труда ,и др.

Среди пособий наиболее распространены различные виды детских пособий, которые подразделяются на:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- ежемесячное пособие на ребенка.

Пособие по беременности и родам выплачивается в зависимости от места работы, службы или учебы женщины, а также для безработных и уволенных женщин соответственно в размере среднего заработка (дохода) по месту работы, денежного довольствия, стипендии и минимального размера оплаты труда [14].

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается в размере минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день предоставления отпуска по беременности и родам.

Единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается в размере 15-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день рождения ребенка.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход [14]. Указанное пособие выплачивается лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения им возраста полутора лет.

Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми в размере 70% минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом [10].

Важное место в системе социальной защиты населения имеют пособия, предоставляемые из бюджета. При этом государство гарантирует:

- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

 

              2.3 Расходная часть бюджета домашних хозяйств

 

В экономической науке существуют различные подходы к классификации расходов домашних хозяйств [7]. Так, с точки зрения периодичности (частоты) осуществления, выделяют три агрегированные группы расходов домашних хозяйств:

(1) краткосрочные расходы;

(2) среднесрочные расходы;

(3) долгосрочные расходы.

К первой группе можно отнести расходы на насущные блага (продукты, некоторые непродовольственные товары, большая часть услуг), вторая группа включает расходы на периодически (сезонно) приобретаемые товары (одежда, обувь и др.), третья группа состоит из расходов, которые осуществляются раз в несколько лет.

В данной классификации не учтены обязательные платежи домашних хозяйств [9].

Если классифицировать расходы населения исходя из совокупных доходов, то к первой агрегированной группе следует добавить обязательные выплаты домашних хозяйств — коммунальные и другие ежемесячные платежи населения, ежемесячно выплачиваемые налоги и сборы, а во вторую группу включить налоги, которые физические лица выплачивают не регулярно, а только при совершении отдельных правовых действий (наследовании имущества, приобретении недвижимости и т. д.).

В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, некоторые экономисты делят их на следующие основные группы:

(а) личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг);

(б) налоги и другие обязательные платежи;

(в) денежные накопления и сбережения.

В данной работе для дальнейшей характеристики расходов домашнего хозяйства мы будем использовать иной вариант их классификации, который, в определеной степени, позволяет объединить два указанных выше критерия. Этот вариант предполагает разделение расходной части бюджета домашних хозяйств на три основных раздела:

(1) обязательные платежи;

(2) расходы на потребление;

(3) денежные сбережения.

Примерная структура расходной части бюджета домашнего хозяйства [15] (рис.2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим подробнее каждую составляющую расходной части бюджета домашних хозяйств.

 

          2.3.1 Обязательные платежи домашних хозяйств

 

Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные доходы. Чем больший объем денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение [6]. Величина этой статьи в бюджетах отдельных домашних хозяйств значительно изменяется как в абсолютном выражении, так и относительно других расходных статей.

Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы [12]. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко второй — коммунальные и другие платежи населения. Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями.

Информация о работе Финансы домашних хозяйств