Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 12:06, курсовая работа
Россия, отличающаяся развитой системой образования и высоким образовательным уровнем населения, сегодня столкнулась с проблемой слабой адаптированности к рынку. Применение рыночных методов хозяйствования, включение системы образования России в рыночную среду обусловлено переходом к системе рыночных отношений. Современные требования к высокому уровню образования и квалификации работников на рынке труда ставят соответствующие задачи перед рынком образовательных услуг. В связи с этим финансовые отношения в системе образования находятся в постоянном развитии в Российской Федерации и отдельных ее регионах.
Целью курсовой работы является изучение источников финансирования системы образования , выявление положительных сторон, а также недостатков действующего механизма бюджетного финансирования, поиск принципиально новой модели финансирования образования и рассмотрение формирования эффективных экономических отношений в образовании.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Понятие финансового механизма………………………………………….4
1.1. Сущность и функции финансового механизма……………………………….4
1.2. Финансовый механизм обеспечения образования……………………………5
Глава 2.Формы финансирования образовательных учреждений…………………7
2.1. Сметное финансирование………………………………………………………7
2.2. Блоковые субсидии……………………………………………………………...8
2.3. Размещение заказов……………………………………………………………..8
2.4. Подушевое финансирование…………………………………………………...9
2.5. Особенности финансирования образования…………………………………12
Глава 3.Формирование эффективных экономических отношений в образовании…………………………….18
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………. 25
- предоставление
ресурсов образовательного
- взносы
юридических и физических лиц
– благотворительные и
Образовательным учреждением выбираются те виды внебюджетной деятельности, для осуществления которых имеются потенциальные возможности.
Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов такой деятельности – учебной, научной и иной.
К таким факторам относятся:
Научно-методический потенциал, который влияет на привлечение средств посредством договоров на выполнение учебно-методических разработок, научных исследований, грантов.
Внутренняя нормативная база. Наличие полной и отработанной базы в образовательном учреждении обеспечивает развитие разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимализацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.
Для
успешного осуществления
Наличие лицензии и её параметров является необходимым условием для осуществления большинства внебюджетной деятельности.
Наличие необходимого учебного оборудования определяет возможность качественного осуществления образовательной деятельности, использования новых методик преподавания.
Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказание услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, без данных информационных систем, в том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.
Библиотечный фонд дает возможность оказывать услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг.
Помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду.
Наличие достаточного числа преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг.
Методическая
база является источником получения
прямых доходов от реализации методических
материалов, создает возможность расширения
спектра и повышения качества образовательных
услуг, способствует росту привлекательности
учебного заведения.
Глава 3.Формирование эффективных экономических отношений в образовании
Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:
введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса;
разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ;
создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования;
выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;
достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;
развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;
обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней; стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;
нормативно-правовое
обеспечение экономической
последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений;
обеспечение прозрачности
финансовой деятельности образовательных
учреждений, повышение их финансово-
создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;
расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных процессов;
создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных центров;
поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений;
Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.
Важным элементом формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающим фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должно стать введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса.
Разработан проект методики расчета потребности образовательных учреждений высшего профессионального образования в бюджетных средствах. Предложены модели расчета потребности более чем по 20 видам расходов. Принципы, заложенные в методику расчета, позволяют приступить к их поэтапному апробированию. В настоящее время ведется отработка и уточнение моделей расчета потребности образовательных учреждений высшего профессионального образования в бюджетных средствах по отдельным видам расходов на практическом материале.
Убедительным
подтверждением приоритетности образования
в социально-экономической
Одной из приоритетных задач модернизации является расширение и повышение эффективности мер, направленных на информатизацию системы образования, в первую очередь, в рамках ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды».В качестве приоритетов реализации Программы решением коллегии Минобразования России от 28.02.2002 № 4 были определены:
-компьютеризация городских и поселковых школ;
-создание электронных учебников по всем дисциплинам базового учебного плана;
-организация и создание доступа сельских, городских и поселковых школ к образовательным ресурсам;
-создание системы
общеобразовательных и
Эффективным путем развития материально-технической базы образовательных учреждений является передача на их баланс зданий и сооружений других министерств и ведомств.
Для решения конкретных задач модернизации и развития российского образования привлечены целевые льготные кредиты Всемирного Банка и внебюджетные средства в рамках Инновационного проекта развития образования, реализуемого через Национальный фонд подготовки кадров. Основная задача проекта — экспериментальное внедрение инноваций с целью дальнейшего воспроизведения в системе образования. В частности, в рамках проекта решаются проблемы совершенствования преподавания дисциплин экономического, социологического и политологического циклов, разрабатываются более 700 новых учебных курсов, обеспеченных учебниками и учебно-методическими пособиями, создаются 4 центра переподготовки преподавателей в ведущих вузах, ведется масштабная дополнительная подготовка ППС. Разрабатываются новые формы независимой академической оценки учебных материалов.Значительное внимание уделяется системному решению проблем управления современным вузом. Разрабатываются вопросы: совершенствования структуры вуза, в том числе через создание университетских комплексов; внедрения современных систем управления качеством, ресурсами, персоналом; использования новых информационно-коммуникационных технологий в управлении; эффективного взаимодействия с рынком труда. Ведутся работы по созданию современных вузовских библиотек.
В рамках компонента «Учебное книгоиздание» осуществляется комплекс мероприятий по развитию устойчивой и работоспособной рыночной системы обеспечения школ учебниками и повышению качественного уровня учебной литературы.
4 января 2003 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Минобразованием России и МНС России, одним из направлений которого является взаимодействие по вопросам налогообложения организаций и учреждений системы образования Российской Федерации в части совершенствования налогообложения прибыли образовательных учреждений и деятельности благотворительных организаций.Во исполнение данного Соглашения направлены предложения в МНС России о выводе из налогооблагаемой базы средств, полученных за сдачу в аренду закрепленных за бюджетными учреждениями объектов собственности, при условии, что право сдачи в аренду установлено законодательством Российской Федерации, законодательствами субъектов Российской Федерации и актами местного самоуправления. Внесение данного предложения вызвано имеющимися разночтениями между отдельными законодательными актами Российской Федерации.
Минобразованием России подготовлено и Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 01.04.2003 № 181, распространившее Правила оказания платных образовательных услуг на государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также научные организации.
Образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования проводят работу по реализации программ дополнительного профессионального образования, предоставляемых юридическим и физическим лицам. За последние годы значительно расширились виды и формы предоставляемых образовательных услуг. Дополнительные профессиональные образовательные программы формируются на основе потребности заказчика. В настоящее время востребованными являются освоение информационных и телекоммуникационных технологий, инновационного менеджмента, программы, связанные с появлением новых профессий и повышением требований к квалификации различных категорий работников.
Образовательные
учреждения получили возможность реализовывать
дополнительные профессиональные образовательные
программы с присвоением
Информация о работе Финансовый механизм обеспечения образования