Финансовый механизм обеспечения образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Россия, отличающаяся развитой системой образования и высоким образовательным уровнем населения, сегодня столкнулась с проблемой слабой адаптированности к рынку. Применение рыночных методов хозяйствования, включение системы образования России в рыночную среду обусловлено переходом к системе рыночных отношений. Современные требования к высокому уровню образования и квалификации работников на рынке труда ставят соответствующие задачи перед рынком образовательных услуг. В связи с этим финансовые отношения в системе образования находятся в постоянном развитии в Российской Федерации и отдельных ее регионах.
Целью курсовой работы является изучение источников финансирования системы образования , выявление положительных сторон, а также недостатков действующего механизма бюджетного финансирования, поиск принципиально новой модели финансирования образования и рассмотрение формирования эффективных экономических отношений в образовании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Понятие финансового механизма………………………………………….4
1.1. Сущность и функции финансового механизма……………………………….4
1.2. Финансовый механизм обеспечения образования……………………………5
Глава 2.Формы финансирования образовательных учреждений…………………7
2.1. Сметное финансирование………………………………………………………7
2.2. Блоковые субсидии……………………………………………………………...8
2.3. Размещение заказов……………………………………………………………..8
2.4. Подушевое финансирование…………………………………………………...9
2.5. Особенности финансирования образования…………………………………12
Глава 3.Формирование эффективных экономических отношений в образовании…………………………….18
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………. 25

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

       Все образовательные учреждения (предоставляющие  аналогичные образовательные услуги) получают одинаковую сумму на каждого учащегося. В результате образовательные учреждения заинтересованы в максимизации числа учащихся (в рамках ограничений численности классов, которая в России составляет 25 человек для классов общеобразовательных учреждений и 12 человек для коррекционных классов). Между образовательными учреждениями возникает конкуренция за учеников, что является стимулом для повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Конкуренция заставляет школы быть гибкими,стимулирует их инновационную активность. Таким образом, в результате применения нормативного подушевого финансирования происходит нормирование квазирынков в секторе образования.

Одновременно  стимулируется активность и ответственность  родителей при выборе образовательного учреждения и образовательной программы.

Кроме того, применение нормативов финансирования обеспечивает повышение прозрачности и объективности распределения бюджетных средств между образовательными учреждениями, а также сокращение времени, которое уходит на переговоры между администрацией школ и органом управления образованием. Норматив финансирования, отражающий стоимость той или иной образовательной услуги, является критерием, обеспечивающим более формализованный процесс принятия управленческого решения об объеме финансирования, положенном образовательному учреждению. В результате повышается прозрачность и справедливость распределения бюджетных ресурсов в процессе их доведения до образовательных учреждений.

Другим преимуществом  системы нормативного бюджетного финансирования является на муниципальном уровне возможность  выявления нежизнеспособных школ в рамках программы реструктуризации сети школ.

На уровне школы  применение подушевых нормативов способствует повышению эффективности использования  ресурсов (в целях повышения качества) и улучшению системы отчетности перед родителями и Попечительским советом. Кроме того, в условиях подушевого финансирования распределение бюджетных средств является более предсказуемым, т.е. руководство образовательного учреждения может точно рассчитать, какой объем финансирования получит, и формирует смету исходя из этого

объема средств.

       Наряду  с преимуществами существуют ограничения  для применения принципа деньги следуют за учеником. Преимущества этого механизма связанные с развитием квази-рынков образовательных услуг, могут быть реализованы в тех случаях, когда возможна конкуренция между образовательными учреждениями

Если производитель  образовательных услуг оказывается локальным монополистом, у него не будет стимулов повышать качество образовательных услуг. Такая ситуация характерна для тех российских регионов, где существуют отдаленные населенные пункты снизким уровнем транспортной доступности. Образовательные учреждения подобных населенных пунктов зачастую являются малокомплектными, т.е. численность их учащихся существенно ниже проектной мощности, а наполняемость – ниже нормативной. В случае финансирования данных образовательных учреждений на основе нормативного принципа, выделяемый им объем средств не позволит покрыть даже минимальный уровень расходов, что приведет к закрытию образовательного учреждения. Вместе с тем, низкая транспортная доступность подобных населенных пунктов делает как экономически невыгодной, так и невозможной с социальной точки зрения транспортировку учащихся в другие образовательные учреждения.

    Данная  проблема решается в Федеральном  законе от 10.07.1992 № 3266-1

«Об образовании» следующим образом – для малокомплектных школ

должны разрабатываться  специальные нормативы, учитывающие  их особенности . Однако даже в случае, когда конкурентная борьба между образовательными учреждениями невозможна, нормативное подушевое финансирование обеспечивает рост эффективности функционирования образовательной системы за счет повышения прозрачности процесса доведения бюджетных средств до образовательного учреждения.

       Будучи  более эффективной по сравнению  со сметным финансированием нормативная система финансирования образовательных учреждений установлена в Законе «Об образовании» как основной метод распределения бюджетных ресурсов. Согласно п.п. 2 и 3 ст. 41 Закона «Об образовании» финансирование образовательных учреждений должно осуществляться на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому типу и виду образовательного учреждения.

Тем не менее, на практике применение системы нормативного бюджет-

ного финансирования вызывает ряд затруднений. Некоторые  из них связаны с методологическими  проблемами, возникающими при расчете  нормативов. Другие – с проблемами внедрения новой системы в  практику финансирования образования, сложившуюся в регионах России.

2.5. Особенности финансирования образования

       В условиях реформирования образования  и неустойчивости экономической ситуации в России важное значение приобретает стабильность финансового обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях.

       Система образования все больше включает в себя рыночные формы организации работы. Бюджетные средства крайне ограничены и не всегда доступны, поэтому образовательные учреждения осваивают новую для себя задачу – удовлетворение потребностей общества в дополнительных образовательных услугах. Выявление и учет запросов различных категорий заказчиков становится обязательным условием деятельности образовательных организаций. Для большинства школ система многоканального и многоуровневого финансирования стала действующей моделью и иного пути они не предполагают.В данной модели  (см. Таблицу 1), помимо разного уровня бюджетных средств образовательных учреждений становятся внебюджетные доходы.

       Внебюджетные  средства – это все средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорном гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги – образовательной деятельности.  
 
 

   Многоканальное и многоуровневое финансирование образовательных учреждений.          Таблица1  

Бюджетное Внебюджетное
Текущие расходы

нормативное финансирование текущих расходов образовательного учреждения

Капитальные расходы программно-целевое финансирование:

- финансирование  расходов по выполнению федеральной, городской или муниципальной программы развития; 

- целевое  финансирование эксперимента или инновации

Благотворительные взносы

- юридических  лиц:

- физических  лиц

Благотворительные гранты от иностранных организаций и фондов

Деятельность, связанная с образовательным процессом

- организация  дополнительных образовательных услуг;

- организация  учебно-производств. деятельности

Деятельность, не связанная с образовательным процессом

- аренда;

- торговое и  посреднические операции;

- операции с  банковскими вкладами и ценными бумагами;

- производство  товаров и услуг.

 

         Любая образовательная  организация имеет право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом РФ ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».

         Образовательное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно и создано. Главное, чтобы школа, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла полученный доход полностью на выполнение уставных целей.

         В соответствии с  Федеральным Законом от 13 января 1996г. №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений  в Закон РФ «об образовании» (ст. 41), помимо бюджетного финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов, образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства. Такими средствами являются:

- доходы, полученные за счет оказания  дополнительных платных образовательных услуг;

- добровольные  пожертвования и целевые взносы  физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;

- доходы, полученные образовательным учреждением  от предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом.

      В соответствии с Законом РФ «Об  образовании (ст. 4б) государственные и муниципальные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги.

Дополнительные  услуги осуществляются за счет внебюджетных средств:

- средств  родителей (законных представителей):

- спонсорских средств:

- сторонних  организаций:

- частных  лиц.

      Платные образовательные услуги, их оказания и доходы от них выполняют дефицит государственных ресурсов, предоставляемых школе. Привлечение внебюджетных источников не влечет за собой снижение размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

       Деятельность  по привлечению и использованию  внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую.

      Основная  деятельность заключается в:

- реализации  одной или нескольких образовательных  программ, содержании, воспитании обучающихся;

- осуществление  научно-методической деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности;

- обеспечении  и обслуживании образовательного  процесса.

      Прочая  деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.

      Виды  основной деятельности, позволяющей  получить внебюджетные средства:

      Образовательные услуги:

- обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами государственных образовательных стандартов):

- тестирование  школьников;

- репетиторство;

- обучение  на курсах по отдельным дисциплинам;

- дополнительное  образование, включая кружки, секции, клубы;

- прочие  образовательные услуги.

      Научно-методическая деятельность:

- создание  и передача научной (научно-методической) продукции, объектов интеллектуальной собственности;

- выполнение  научно-исследовательских работ  на конкурсной основе, включая  гранты.

      Деятельность  по обеспечению образовательного процесса:

- учебно-производственная  деятельность, реализуемая учебными  и учебно-производственными мастерскими,  предприятиями и подразделениями  общественного питания, предприятиями по оказанию услуг;

- предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;

- предоставление  информационно-коммуникационных услуг  в рамках основной деятельности;

- проведение  культурных, спортивно-оздоровительных  мероприятий и выставок:

Информация о работе Финансовый механизм обеспечения образования