Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 12:06, курсовая работа
Россия, отличающаяся развитой системой образования и высоким образовательным уровнем населения, сегодня столкнулась с проблемой слабой адаптированности к рынку. Применение рыночных методов хозяйствования, включение системы образования России в рыночную среду обусловлено переходом к системе рыночных отношений. Современные требования к высокому уровню образования и квалификации работников на рынке труда ставят соответствующие задачи перед рынком образовательных услуг. В связи с этим финансовые отношения в системе образования находятся в постоянном развитии в Российской Федерации и отдельных ее регионах.
Целью курсовой работы является изучение источников финансирования системы образования , выявление положительных сторон, а также недостатков действующего механизма бюджетного финансирования, поиск принципиально новой модели финансирования образования и рассмотрение формирования эффективных экономических отношений в образовании.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Понятие финансового механизма………………………………………….4
1.1. Сущность и функции финансового механизма……………………………….4
1.2. Финансовый механизм обеспечения образования……………………………5
Глава 2.Формы финансирования образовательных учреждений…………………7
2.1. Сметное финансирование………………………………………………………7
2.2. Блоковые субсидии……………………………………………………………...8
2.3. Размещение заказов……………………………………………………………..8
2.4. Подушевое финансирование…………………………………………………...9
2.5. Особенности финансирования образования…………………………………12
Глава 3.Формирование эффективных экономических отношений в образовании…………………………….18
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………. 25
Содержание
Введение
Россия,
отличающаяся развитой системой образования
и высоким образовательным
Целью курсовой работы является изучение источников финансирования системы образования , выявление положительных сторон, а также недостатков действующего механизма бюджетного финансирования, поиск принципиально новой модели финансирования образования и рассмотрение формирования эффективных экономических отношений в образовании.
Финансовый механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
Организация финансового
механизма – это система мер, направленных
на рациональное сочетание труда, средств
производства и технологии в процессе
управления финансами.К организационным
процедурам относятся:
1) создание органов управления финансами;
2) построение структуры аппарата управления;
3) разработка методик, инструкций, норм,
нормативов и т.п.
Организация финансового
механизма отражает также тесную
взаимосвязь между системой финансовых
рычагов и финансовыми
Координация означает согласованность работ всех звеньев системы механизма, аппарата управления и специалистов.
Регулирование означает воздействие механизма на финансовые ресурсы, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений от заданных параметров. Регулирование охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от установленных норм и нормативов, от графиков, от плановых заданий.
Планирование- представляет собой процесс выработки плановых заданий составления графика их выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ, обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за их исполнением. Планирование – это прежде всего процесс администрирования, т. е. оно носит директивный характер.
Стимулирование выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности производственного и торгового процессов. К финансовым стимулам относятся цены, кредит, использование прибыли и амортизации для самофинансирования, налоги, процентные ставки, дивиденды, премии, финансовые санкции и т.п.
Финансовый механизм
выполняет те же функции, что и
финансы. Вместе с тем финансовому механизму,
как инструменту воздействия финансов,
присущи свои конкретные функции, а именно:
1) организация финансовых отношений;
2) управление денежным потоком, движением
финансовых ресурсов и соответствующей
организацией финансовых отношений.
Содержанием первой функции является создание стройной системы денежных отношений, учитывающей специфику осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности.
Действие второй функции выражается через функционирование финансового менеджмента.
Структуру финансового
механизма составляют пять элементов:
1) финансовые методы;
2) финансовые рычаги;
3) правовое обеспечение;
4) нормативное обеспечение;
5) информационное обеспечение.
1.2.Финансовый механизм обеспечения образования
Финансовый механизм применительно, к образованию представлен как: создание форм организаций в рамках системы образования, установление связей и взаимодействия между ними таким образом, чтобы результат функционирования всей системы удовлетворял определенным заданным условиям. Тесная взаимосвязь финансового механизма и образовательной деятельности позволила выделить и уточнить содержание основных элементов концепции формирования финансового механизма образовательной деятельности, включающих: кадровое, технологическое, информационное и нормативно-правовое обеспечение, предназначенное для организации, планирования, стимулирования и контроля финансовых потоков с целью их эффективного воздействия на развитие системы образования в соответствие с реальными потребностями общества и имеющимися ресурсами. Финансовый механизм применительно к системе образования призван обеспечить не только формирование рыночных отношений в системе образования, но и создать необходимые условия для функционирования образовательных учреждений и выполнения ими надлежавших функций.Финансовый механизм системы образования - это сложная многоуровневая система, состоящая из отдельных подсистем, каждую из которых можно рассматривать как отдельную систему с определенным составом взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (система в системе более высокого порядка), Так, финансовые рычаги, могут быть представлены как система элементов (подсистем), используемых при формировании централизованных денежных фондов и децентрализованных денежных средств. Современные теоретики экономики образования, такие как С.А.Беляков, В.А.Вифлеемский, и др., финансовый механизм системы образования представляют в качестве составной части хозяйственного механизма образовательных учреждений. В этом контексте, финансовый механизм образования представляет собой лишь систему определенных форм, методов и моделей финансового обеспечения образования, что, на наш взгляд, является весьма ограниченным толкованием.Финансовый механизм системы образования - это взаимосвязанная система финансовых методов, финансовых рычагов и форм организации управления финансовыми отношениями, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование финансовых ресурсов и достигается воздействие на социально-экономическое развитие муниципального образования, региона и страны.
Глава 2.Формы финансирования образовательных учреждений
2.1. Сметное финансирование
Государство выделяет образовательным организациям бюджетные средства, разграничивая их по видам затрат. Органы управления образованием утверждают подведомственным им образовательным учреждениям смету доходов и расходов. Финансовые средства планируются и выделяются их получателю по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Размер финансовых средств рассчитывается в зависимости от категории и пропускной способности образовательного учреждения. Планирование выделяемых средств по каждой статье производится на основе фактических затрат прошлого периода и нормативов (нормативы штатного расписания и оплаты труда, расходов на учебное оборудование и инвентарь и т.д.), которые устанавливаются в расчете на показатели пропускной способности и дифференцируются по видам и категориям учреждений.
Учреждения не вправе использовать бюджетные средства для расходов, не предусмотренных сметой, или превышать расходы по тем или иным статьям без санкции вышестоящего органа управления. Бюджетные средства перечисляются учреждениям с учетом фактического использования ранее поступивших средств по каждой статье. Так что экономия любого вида затрат невыгодна учреждению, оно в этом случае недополучит бюджетных средств в будущем. Сметное финансирование позволяет финансовым органам контролировать использование бюджетных ресурсов, но оно не создает у учреждений стимулов сравнивать затраты с достигнутыми результатами и оптимизировать их соотношение. Их целью является получение как можно большего объема ресурсов.
До начала 1990-х гг. бюджетное финансирование образовательных организаций почти во всех странах осуществлялось в форме сметного финансирования. Между тем в последние десятилетия стала вполне очевидна значимость определенной автономности образовательных учреждений в принятии экономических решений. Формирующееся информационное общество предъявляет к образовательным организациям требования гибкости в организации их деятельности, развития образовательных программ и форм обучения, расширения источников финансирования. Для того чтобы соответствовать потребностям развивающейся экономики и усложняющейся социальной жизни, образовательным организациям нужна возможность самостоятельно определять основные характеристики образовательного процесса, методы и технологии обучения, структуру кадров, источники доходов, направления расходования средств. В свою очередь необходимость сдерживания роста государственных расходов на социальные цели заставляет искать пути стимулирования получателей бюджетных средств к более эффективному их использованию. Сметное финансирование этим требованиям не отвечает.
2.2.Блоковые субсидии
Данная форма государственного финансирования образовательной деятельности предусматривает выделение бюджетных средства с указанием рамок, или "блока", их использования. Они предназначаются для возмещения определенных видов расходов: например, субсидии на исследовательскую деятельность университетов, на приобретение учебного оборудования и его эксплуатацию и т.д. В этом случае также обычно утверждается смета, но по соответствующему ограниченному перечню расходных статей.
2.3. Размещение заказов (контрактация).
Данная
форма применяется для
В сравнении со сметным финансированием такая форма финансирования может стимулировать конкуренцию между учебными заведениями и содействовать повышению эффективности использования бюджетных ассигнований на образование. Однако все это в решающей степени зависит от того, как организован конкурс, по каким критериям производится выбор победителей, насколько эти критерии четки и насколько прозрачен конкурсный процесс. В противном случае конкурс может не привести к заметному уменьшению цены обучения или оказаться сымитированным. Опыт использования этой формы финансирования образовательных организаций пока очень ограничен и свидетельствует, скорее, в пользу оправданности указанных опасений.
2.4. Подушевое финансирование
Данный механизм финансирования является формой реализации принципа деньги следуют за учеником. Объем финансирования, выделяемого образовательному учреждению из бюджета, зависит от численности учащихся и стоимости образовательной услуги (норматив финансирования), им предоставляемой, в расчете на одного ученика.
Информация о работе Финансовый механизм обеспечения образования