Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - отразить существующие подходы к определению понятия государственные корпорации и обозначить методы обеспечения успешной деятельности финансового механизма рассматриваемых корпораций. В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:
рассмотреть специфику понятия «государственные корпорации»;
изучить финансовый механизм деятельности государственных корпораций, обозначив источники доходов и статьи расходов;
выявить проблемы, препятствующие успешной деятельности государственных корпораций в России, и обозначить возможные пути решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...………3
Государственные корпорации как субъект национальной экономики России......................................................................................................................5
Государственные корпорации в России с точки зрения теории и права…………………..........................................................................................5
1.2. Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России: теоретический аспект…………………………………………………..…12
Современное состояние государственных корпораций в России и особенности их развития за последнее время……………………………………18
Современные государственные корпорации. Роль в национальной экономике……………………………………………………………………..……18
Практический аспект финансовой деятельности государственных корпораций России………………………………………………………………22
Проблемы функционирования государственных корпораций в России и пути их решения………………………………………………………………………….30
Общие проблемы функционирования государственных корпораций в России……………………………………………………………………………….30
Возможные пути решения выявленных проблем государственных корпораций и пути их дальнейшей модернизации…….……………….………35
Заключение…………………………………………………………………………39
Список использованных источников……………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

Основной текст.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

       Как известно, при создании госкорпорациям передается государственная собственность. В базовом ФЗ «О некоммерческих организациях», разновидностью которых являются госкорпорации, контроля за использованием имущества со стороны учредителя практически не прописаны. А федеральные законы, учреждающие госкорпорации, предоставляют им широкие возможности для передачи своего имущества и денежных средств другим юридическим лицам в качестве учредителя.

       Государство утрачивает право на имущество госкорпорации на время ее существования и восстанавливает его лишь после ее ликвидации. Однако известно, например, что Союзу Предпринимателей Российской Федерации не удалось ознакомиться со свидетельством о ликвидации государственной инвестиционной корпорации (Госинкор), которая незадолго до прекращения своей деятельности распродала пакеты акций Таганрогского авиакомплекса, АО “Туполев”, “Авиастара”. Активы ценой в 2 млрд. рублей в федеральную собственность не вернулись.

       Не  отрицая экономической обусловленности и целесообразности создания госкорпораций, нельзя забывать о том, что только возвращение «Газпрома», «Роснефти» и «Сибнефти» обошлись государству в $35 млрд. А за все годы приватизации оно получило только $10‐12 млрд. Существенное уменьшение стоимости государственных активов путем безвозмездной передачи их в собственность госкорпораций лишает государство возможности использования уже отработанных рычагов воздействия на экономическую политику хозяйствующих субъектов с государственной долей участия и снижает заинтересованность государства в наличии и эффективном функционировании системы корпоративного контроля, рынка ценных бумаг корпоративных эмитентов, организации корпоративного финансирования.

       2. Не определена степень наделенности  госкорпораций полномочиями государственного управления.

       Не  до конца понятно, в какой мере передается государственный мандат в управление таких корпораций, какие  конкретно у них полномочия выступать  от имени государства и в каких  случаях. Как известно, переплетение хозяйственных функций с властными - благодатная почва для коррупции. Так, например, Закон о «Росатоме», помимо главной задачи о развитии и безопасном функционировании организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплекса, возлагает на корпорацию также задачи нормотворчества, надзора и контроля.

       3. Не разработаны процедуры контроля  со стороны государства. 

       Государственные корпорации аккумулируют в создаваемых  ими фондах определенное имущество, переданное им государством для использования  в конкретных целях. Некоммерческий характер госкорпораций позволяет обеспечивать наиболее полный учет интересов государства и общества, поскольку вся прибыль будет направляться только на цели, ради которых эти корпорации создаются. В этом плане внедрение в оборот такой нестандартной формы юридического лица, как госкорпорация, потребует обеспечения максимальной прозрачности деятельности в процессе достижения поставленных перед ними целей.

       Пока  же первые шаги новых структур показывают, что бюджетные деньги для госкорпораций - не катализатор частных инвестиций, а источник доходов. Так, например, «Рособоронэкспорт», вошедший в Ростехнологии, жалуется на недостаток кадров рабочих, но первым делом учредил кафедру в МГИМО «Менеджмент военно-технического сотрудничества».

       Российские  госкорпорации находятся в начале своего пути к намеченному мировому лидерству. И сейчас самое время  предвидеть возможные проблемы и  предусмотреть способы их разрешения. При этом принципиально важно, что  уже возникающие у нас проблемы аналогичны историческому мировому опыту, т.е. в своем роде «объективны».

       Так, уже есть симптомы того, что заостренное  внимание на избранных прорывных  направлениях может отвлечь силы и средства от сохранения уже завоеванных  позиций на мировых рынках. Сорваны  крупные заказы на поставки продукции российского авиастроения и судостроения. Китайские авиастроители практически стоят на пороге самостоятельного производства российского авиадвигателя для истребителей Су-27. В ближайшем будущем российский оборонно-промышленный комплекс может потерять часть рынков Китая и третьих стран. Отечественные перевозчики страдают от невыполнения обязательств со стороны предприятий объединенной авиастроительной корпорации и заинтересованно присматриваются к надежным мировым лидерам. Тревожна и ситуация в судостроении (до 90% отечественных заказов уходят за рубеж), в транспортном и энергетическом машиностроении отмечается недостаток мощностей. Таким образом, можно отследить начальную стадию большой проблемы структурной разбалансированности, которая с развитием прорывных производств будет еще более разрастаться.

       Выделение масштабных финансовых ресурсов не может  само по себе решить задачу надлежащего  обеспечения по уровню и качеству материалами, оборудованием, трудовыми ресурсами. Известна, например, проблема «Росатома», где при больших деньгах фактически нет трудовых ресурсов, необходимых для намеченных программ по развитию отрасли. Вместо желаемой модернизации может получиться застой.

       Большие проблемы появились при формировании одной из наиболее крупных госкорпораций - «Ростехнологии». Именно эта госкорпорация призвана решать задачу диверсификации российской экономики, т.е. способствовать преодолению сырьевого крена в структуре экономики страны. «Ростехнологии», по замыслу, должны были объединять активы порядка 500 оборонных и гражданских предприятий. «Ростехнологии» - это корпорация, где идея прорыва реализуется в наиболее последовательном виде. В идеале планируется сделать эту госкорпорацию крупным конкурентоспособным международным рыночным игроком, располагающим для этого достаточными эффективными активами. Внутренняя структура «Ростехнологий» при такой широте будет сложной и получит форму многоуровневой корпорации, объединяющей более 30 холдингов различного профиля. При этом отдельные структурные звенья госкорпорации будут преобразовываться и по производственно-хозяйственной структуре, и по организационно-правовой форме с целью их большего приспособления к работе в условиях рыночной конкуренции.

  1. Не урегулированы вопросы о финансировании государственных корпораций

       Только  в 2007 г. на формирование их уставного  капитала из госбюджета было выделено 640 млрд. руб. (27 млрд. долл.). В 2008 г. уже  назывались цифры, гораздо более  крупные:

  • «Фонд содействия реформированию ЖКХ» - 240 млрд. руб.,
  • «Роснанотех» – 130 млрд. руб.,
  • «Олимпстрой» – 314 млрд. руб.,
  • «Внешэкономбанк» – 180 млрд. руб..

      Как видим, на структурные прорывы предполагается направить немалые средства. При  этом невозможно не думать о хронической  болезни, типичной как для бывшей плановой, так и для современной российской экономики. Имеется в виду всеобщее превышение сметных расходов при реализации практически любого проекта. Например, сверх утвержденного трехлетнего объема бюджетного финансирования «Олимпстроя» уже согласовано увеличение господдержки корпорации в размере 124 млрд. руб. Дополнительные средства направляются в основном на создание транспортной системы. Характерно, что обязанности госкорпорации по реализации проектов практически никак не прописаны, и весь груз ответственности ложится на частных инвесторов. Оплата труда в госкорпорациях существенно превышает средний уровень государственных служащих. Так, оклад руководителей в большинстве госкорпораций вдвое выше, чем у президента страны. С учетом премий и бонусов больше президента получает даже рядовой директор корпоративного департамента. И если в крупных компаниях, контролируемых государством, не менее высокие зарплаты складываются все-таки по результатам бизнеса, то в госкорпорациях источником сверхдоходов персонала является государственный бюджет. В связи со сказанным закономерно возникла проблема необходимости своего рода «стерилизации» временно свободных госкорпоративных финансовых ресурсов. О возможных вариантах инвестирования временно свободных средств госкорпораций Минфин задумывался уже в начале 2008 г., разрабатывая порядок и структуру их вложений на внутреннем и внешних рынках. Речь прежде всего шла о выборе типа ценных бумаг, в которые могут быть вложены средства госкорпораций, а также о доле средств, вкладываемых за рубежом. Практические шаги по размещению временно свободных средств госкорпораций были сделаны уже в июне 2008 г. Деньги госкорпораций направляются на депозиты российских банков. В первом проведенном тендере на средства «Роснанотеха» приняли участие 15 банков, деньги получили 8 банков, предложивших наиболее приемлемые для корпорации условия (срок – не менее 1,5 лет, ставка  не менее 10% годовых). Другие госкорпорации также уже в течение нескольких месяцев хранят часть средств на банковских депозитах. В целом госкорпорации влили в финансовую систему страны порядка 375 млрд. руб. Для российской банковской системы, испытывающей большие проблемы с ликвидностью, это явилось существенной поддержкой. Вместе с тем, по подсчетам, снабжение банков ликвидностью за счет госкорпораций может увеличить годовую инфляцию на 1-1,5%.

  1. Не решены споры о правовом статусе государственных корпораций.

       Наконец, весьма актуальным вопросом деятельности госкорпораций с самого их появления  в российской экономике является правовой статус. Для тех корпораций, которые работают под контролем государства в статусе ОАО (авиастроительная, судостроительная), вопросы полномочий, отчетности, управления, уставного капитала, эффективности, структурных изменений регулируются действующим акционерным законодательством. Госкорпорации, созданные по указу президента, хотя формально и работают в статусе некоммерческих организаций, практически не имеют общих принципов функционирования и инструментов, а действуют в соответствии с индивидуальными нормами. Правовые коллизии при этом неизбежны. Имеющиеся к настоящему времени предложения по совершенствованию правового статуса госкорпораций довольно расплывчаты, не опираются пока на достаточный практический опыт. 

    1. Возможные пути решения выявленных проблем государственных корпораций и пути их дальнейшей модернизации
 

Для обеспечения  положительного эффекта от деятельности государственных корпораций, необходимо решить все те проблемы, которые были обозначены в предыдущем разделе. Решение проблем, а следовательно избежание рисков, связанных с деятельностью государственных корпораций, возможно через следующие мероприятия:

  • применительно к созданным корпорациям четко определить место и роль каждой корпорации в реализации государственной политики, установить ограничения в плане нерационального расширения масштабов и областей их деятельности и проводить в постоянном режиме мониторинг деятельности государственных корпораций с целью выявления проблем и правовых пробелов в правоприменительной практике их создания и деятельности;
  • принять конкретные стратегии и программы развития их деятельности, определить процедуры оценки их эффективности и результативности, а также разработать критерии оценки эффективности деятельности государственных  корпораций, в том числе оценки качества управления высшего руководящего состава;
  • обеспечить баланс между гибкостью в расходовании средств и регламентированностью принятия решения, развитостью процедур государственного и общественного контроля, прозрачностью результатов деятельности;
  • задействовать фактор личной ответственности руководителей корпораций за результаты их деятельности;
  • учитывая публичный характер задач корпораций, расширить составы их наблюдательных советов за счет лиц, пользующихся высокой репутацией в обществе и при этом не являющихся представителями различных ветвей государственной власти, органов управления государственных компаний;
  • организовать проведение регулярной общественной (независимой) экспертизы результатов деятельности данных корпораций с представлением соответствующих докладов Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ;
  • на уровне федерального законодательства более четко определить условия и задачи создания государственных корпораций;
  • установить в качестве обязательного требования для создания каждой корпорации предварительное наличие стратегии ее деятельности;
  • обоснование невозможности решения поставленных задач иными способами, оценки рисков и предложений по возможным механизмам их ограничения;
  • на основе обобщения практики существенно расширить и детализировать нормы закона о некоммерческих организациях в части государственных корпораций, обратив при этом особое внимание на вопросы принятия решений в корпорациях, реализации управленческих функций в отношении других хозяйствующих субъектов, взаимодействия с органами государственной власти, подотчетности и транспарентности деятельности, ответственности органов управления корпораций за достигнутые результаты, осуществления реорганизации и ликвидации корпораций;
  • воздержаться от принятия новых федеральных законов о государственных корпорациях до анализа первых результатов деятельности имеющихся государственных корпораций на основе правоприменительной практики и отчетов о финансовой деятельности.
  • провести анализ властных функций (нормотворческих, надзорных, контрольных и правоприменительных), переданных  государственным корпорациям, и подготовить законодательную инициативу по вопросу упразднения функций, не соответствующих статусу этих организаций.
  • через государственных представителей в наблюдательных органах госкорпораций провести решения о расширении практики использования конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных российских компаний (по аналогии с размещением государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг);
  • сформулировать более ясные и четкие требования к отчетности госкорпораций, модернизировать систему государственного статистического наблюдения за госкорпорациями и контролируемыми ими компаниями;
  • уточнить механизм обязательного возврата изъятых в федеральный бюджет временно свободных средств госкорпораций;
  • предусмотреть возможность трансформации Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», после выполнения своих функций, в институт развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации;
  • усилить антимонопольный контроль за государственными корпорациями, в части ведения ими хозяйственной деятельности и получения доходов в отдельных отраслях народного хозяйства.

       Снижение этих рисков и устранении недостатков сделает государственные корпорации действенным инструментом модернизации, восстановления отраслевой системы экономики. Без поддержки государства некоторые сферы российской экономики не восстановить. Поэтому нужно собрать остатки государственной собственности и сделать из них прибыльные компании. Это не означает возврат к госкапитализму, поскольку новые корпорации должны работать по рыночным законам. Появление в настоящее время в российской экономике государственных корпораций предполагает новый подход к созданию и расширению деятельности институтов развития, повышению результативности государственных программ и выполнению отдельных государственных функций, трансформации органов государственной власти для комплексного решения стратегических задач, расширению круга субъектов проведения долгосрочной государственной политики. 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      На  сегодняшний день, понятие «государственная корпорация» используется с одной стороны, в классическом значении, т.е. как организация - объединение лиц или капиталов в противовес учреждению, с другой стороны, понятие корпорации легитимируется в Федеральном законе «О некоммерческих организациях», в качестве организационно-правовой формы некоммерческой организации, не имеющей членства. За  основу в нашем исследовании мы взяли следующее: государственная корпорация - это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

      Финансовый  механизм деятельности государственных  корпораций состоит из источников формирования фондов корпорации и направлений их использования, первоочередным их которых являются те вопросы, которые служат для достижения определенной законодательством цели создания государственной корпорации.

     На сегодняшний момент на территории Российской Федерации находится семь действующих государственных корпораций, а именно:

  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности;
  • Российская корпорация нанотехнологий;
  • Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
  • Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта;
  • Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии»
  • Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
  • Агентство по страхованию вкладов.

Информация о работе Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России