Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:18, курсовая работа
Цель исследования - отразить существующие подходы к определению понятия государственные корпорации и обозначить методы обеспечения успешной деятельности финансового механизма рассматриваемых корпораций. В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:
рассмотреть специфику понятия «государственные корпорации»;
изучить финансовый механизм деятельности государственных корпораций, обозначив источники доходов и статьи расходов;
выявить проблемы, препятствующие успешной деятельности государственных корпораций в России, и обозначить возможные пути решения.
Введение……………………………………………………………………...………3
Государственные корпорации как субъект национальной экономики России......................................................................................................................5
Государственные корпорации в России с точки зрения теории и права…………………..........................................................................................5
1.2. Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России: теоретический аспект…………………………………………………..…12
Современное состояние государственных корпораций в России и особенности их развития за последнее время……………………………………18
Современные государственные корпорации. Роль в национальной экономике……………………………………………………………………..……18
Практический аспект финансовой деятельности государственных корпораций России………………………………………………………………22
Проблемы функционирования государственных корпораций в России и пути их решения………………………………………………………………………….30
Общие проблемы функционирования государственных корпораций в России……………………………………………………………………………….30
Возможные пути решения выявленных проблем государственных корпораций и пути их дальнейшей модернизации…….……………….………35
Заключение…………………………………………………………………………39
Список использованных источников……………………………………………..42
Как известно, при создании госкорпорациям передается государственная собственность. В базовом ФЗ «О некоммерческих организациях», разновидностью которых являются госкорпорации, контроля за использованием имущества со стороны учредителя практически не прописаны. А федеральные законы, учреждающие госкорпорации, предоставляют им широкие возможности для передачи своего имущества и денежных средств другим юридическим лицам в качестве учредителя.
Государство утрачивает право на имущество госкорпорации на время ее существования и восстанавливает его лишь после ее ликвидации. Однако известно, например, что Союзу Предпринимателей Российской Федерации не удалось ознакомиться со свидетельством о ликвидации государственной инвестиционной корпорации (Госинкор), которая незадолго до прекращения своей деятельности распродала пакеты акций Таганрогского авиакомплекса, АО “Туполев”, “Авиастара”. Активы ценой в 2 млрд. рублей в федеральную собственность не вернулись.
Не
отрицая экономической
2.
Не определена степень
Не до конца понятно, в какой мере передается государственный мандат в управление таких корпораций, какие конкретно у них полномочия выступать от имени государства и в каких случаях. Как известно, переплетение хозяйственных функций с властными - благодатная почва для коррупции. Так, например, Закон о «Росатоме», помимо главной задачи о развитии и безопасном функционировании организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплекса, возлагает на корпорацию также задачи нормотворчества, надзора и контроля.
3.
Не разработаны процедуры
Государственные корпорации аккумулируют в создаваемых ими фондах определенное имущество, переданное им государством для использования в конкретных целях. Некоммерческий характер госкорпораций позволяет обеспечивать наиболее полный учет интересов государства и общества, поскольку вся прибыль будет направляться только на цели, ради которых эти корпорации создаются. В этом плане внедрение в оборот такой нестандартной формы юридического лица, как госкорпорация, потребует обеспечения максимальной прозрачности деятельности в процессе достижения поставленных перед ними целей.
Пока же первые шаги новых структур показывают, что бюджетные деньги для госкорпораций - не катализатор частных инвестиций, а источник доходов. Так, например, «Рособоронэкспорт», вошедший в Ростехнологии, жалуется на недостаток кадров рабочих, но первым делом учредил кафедру в МГИМО «Менеджмент военно-технического сотрудничества».
Российские
госкорпорации находятся в
Так, уже есть симптомы того, что заостренное внимание на избранных прорывных направлениях может отвлечь силы и средства от сохранения уже завоеванных позиций на мировых рынках. Сорваны крупные заказы на поставки продукции российского авиастроения и судостроения. Китайские авиастроители практически стоят на пороге самостоятельного производства российского авиадвигателя для истребителей Су-27. В ближайшем будущем российский оборонно-промышленный комплекс может потерять часть рынков Китая и третьих стран. Отечественные перевозчики страдают от невыполнения обязательств со стороны предприятий объединенной авиастроительной корпорации и заинтересованно присматриваются к надежным мировым лидерам. Тревожна и ситуация в судостроении (до 90% отечественных заказов уходят за рубеж), в транспортном и энергетическом машиностроении отмечается недостаток мощностей. Таким образом, можно отследить начальную стадию большой проблемы структурной разбалансированности, которая с развитием прорывных производств будет еще более разрастаться.
Выделение масштабных финансовых ресурсов не может само по себе решить задачу надлежащего обеспечения по уровню и качеству материалами, оборудованием, трудовыми ресурсами. Известна, например, проблема «Росатома», где при больших деньгах фактически нет трудовых ресурсов, необходимых для намеченных программ по развитию отрасли. Вместо желаемой модернизации может получиться застой.
Большие проблемы появились при формировании одной из наиболее крупных госкорпораций - «Ростехнологии». Именно эта госкорпорация призвана решать задачу диверсификации российской экономики, т.е. способствовать преодолению сырьевого крена в структуре экономики страны. «Ростехнологии», по замыслу, должны были объединять активы порядка 500 оборонных и гражданских предприятий. «Ростехнологии» - это корпорация, где идея прорыва реализуется в наиболее последовательном виде. В идеале планируется сделать эту госкорпорацию крупным конкурентоспособным международным рыночным игроком, располагающим для этого достаточными эффективными активами. Внутренняя структура «Ростехнологий» при такой широте будет сложной и получит форму многоуровневой корпорации, объединяющей более 30 холдингов различного профиля. При этом отдельные структурные звенья госкорпорации будут преобразовываться и по производственно-хозяйственной структуре, и по организационно-правовой форме с целью их большего приспособления к работе в условиях рыночной конкуренции.
Только в 2007 г. на формирование их уставного капитала из госбюджета было выделено 640 млрд. руб. (27 млрд. долл.). В 2008 г. уже назывались цифры, гораздо более крупные:
Как
видим, на структурные прорывы
Наконец,
весьма актуальным вопросом деятельности
госкорпораций с самого их появления
в российской экономике является
правовой статус. Для тех корпораций, которые
работают под контролем государства в
статусе ОАО (авиастроительная, судостроительная),
вопросы полномочий, отчетности, управления,
уставного капитала, эффективности, структурных
изменений регулируются действующим акционерным
законодательством. Госкорпорации, созданные
по указу президента, хотя формально и
работают в статусе некоммерческих организаций,
практически не имеют общих принципов
функционирования и инструментов, а действуют
в соответствии с индивидуальными нормами.
Правовые коллизии при этом неизбежны.
Имеющиеся к настоящему времени предложения
по совершенствованию правового статуса
госкорпораций довольно расплывчаты,
не опираются пока на достаточный практический
опыт.
Для обеспечения положительного эффекта от деятельности государственных корпораций, необходимо решить все те проблемы, которые были обозначены в предыдущем разделе. Решение проблем, а следовательно избежание рисков, связанных с деятельностью государственных корпораций, возможно через следующие мероприятия:
Снижение
этих рисков и устранении недостатков
сделает государственные корпорации действенным
инструментом модернизации, восстановления
отраслевой системы экономики. Без поддержки
государства некоторые сферы российской
экономики не восстановить. Поэтому нужно
собрать остатки государственной собственности
и сделать из них прибыльные компании.
Это не означает возврат к госкапитализму,
поскольку новые корпорации должны работать
по рыночным законам. Появление в настоящее
время в российской экономике государственных
корпораций предполагает новый подход
к созданию и расширению деятельности
институтов развития, повышению результативности
государственных программ и выполнению
отдельных государственных функций, трансформации
органов государственной власти для комплексного
решения стратегических задач, расширению
круга субъектов проведения долгосрочной
государственной политики.
Заключение
На сегодняшний день, понятие «государственная корпорация» используется с одной стороны, в классическом значении, т.е. как организация - объединение лиц или капиталов в противовес учреждению, с другой стороны, понятие корпорации легитимируется в Федеральном законе «О некоммерческих организациях», в качестве организационно-правовой формы некоммерческой организации, не имеющей членства. За основу в нашем исследовании мы взяли следующее: государственная корпорация - это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Финансовый механизм деятельности государственных корпораций состоит из источников формирования фондов корпорации и направлений их использования, первоочередным их которых являются те вопросы, которые служат для достижения определенной законодательством цели создания государственной корпорации.
На сегодняшний момент на территории Российской Федерации находится семь действующих государственных корпораций, а именно:
Информация о работе Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России