Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:18, курсовая работа
Цель исследования - отразить существующие подходы к определению понятия государственные корпорации и обозначить методы обеспечения успешной деятельности финансового механизма рассматриваемых корпораций. В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:
рассмотреть специфику понятия «государственные корпорации»;
изучить финансовый механизм деятельности государственных корпораций, обозначив источники доходов и статьи расходов;
выявить проблемы, препятствующие успешной деятельности государственных корпораций в России, и обозначить возможные пути решения.
Введение……………………………………………………………………...………3
Государственные корпорации как субъект национальной экономики России......................................................................................................................5
Государственные корпорации в России с точки зрения теории и права…………………..........................................................................................5
1.2. Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России: теоретический аспект…………………………………………………..…12
Современное состояние государственных корпораций в России и особенности их развития за последнее время……………………………………18
Современные государственные корпорации. Роль в национальной экономике……………………………………………………………………..……18
Практический аспект финансовой деятельности государственных корпораций России………………………………………………………………22
Проблемы функционирования государственных корпораций в России и пути их решения………………………………………………………………………….30
Общие проблемы функционирования государственных корпораций в России……………………………………………………………………………….30
Возможные пути решения выявленных проблем государственных корпораций и пути их дальнейшей модернизации…….……………….………35
Заключение…………………………………………………………………………39
Список использованных источников……………………………………………..42
Создание государственных корпораций рассматривают в качестве составной части институтов развития наряду с особыми экономическими зонами и инвестиционными фондами. До последнего времени прецедент учреждения государственных корпораций носил единичный характер. С 2007 г. государственная активность в указанном направлении возросла в разы, что, несомненно, отразилось на экономических процессах в России.
Таким образом, подводя итог проведенным теоретическим исследованиям, можно сказать, что понятие «корпорация», в силу идеологических причин в советском праве не использовалось, т.к. оно ассоциировалось с капиталистическим способом производства. Только вначале 90-х годов прошлого столетия, понятие корпорация стало постепенно входить в юридическую терминологию отечественного права. Некоммерческая организация в виде государственной корпорации до внесения изменений в федеральный закон «О некоммерческих организациях» не была известна российскому законодательству, и не предусматривалась Гражданским кодексом РФ.
На сегодняшний день, понятие «государственная корпорация» используется с одной стороны, в классическом значении, т.е. как организация - объединение лиц или капиталов в противовес учреждению, с другой стороны, понятие корпорации легитимируется в Федеральном законе «О некоммерческих организациях», в качестве организационно-правовой формы некоммерческой организации, не имеющей членства. Поэтому, за основу дальнейшего исследования мы будем брать определение государственной корпорации в ФЗ «О некоммерческих организациях».
Финансовый
механизм деятельности государственных
корпораций состоит из источников формирования
фондов корпорации и направлений их использования,
первоочередным их которых являются те
вопросы, которые служат для достижения
определенной законодательством цели
создания государственной корпорации.
Помимо уставных фондов (уставного капитала),
для государственных корпораций характерно
создание и иных внутрихозяйственных
фондов. В некоторых случаях государственные
корпорации обладают правом на формирование
таких фондов, в иных - федеральные законы,
на основании которых создаются государственные
корпорации, вменяют в обязанность государственной
корпорации формировать «специальные
внутрихозяйственные фонды».
Глава
II. Современное состояние
государственных корпораций
в России и особенности
их развития за последнее
время
2.1.
Современные государственные
корпорации их роль
в национальной экономике
Государственные корпорации контролируют около 40% экономики страны, а если учитывать деятельность всех госкомпаний и ФГУПов, получается, что они обеспечивают более 50% ВВП. Они нацелены в первую очередь на инновационный прорыв, это связано с тем, что за годы реформ удельный вес наукоемкого сектора в общем объеме отечественного промышленного производства снизился вдвое - с 12% до 6%, а доля России в мировом наукоемком производстве сократилась в 8-9 раз. По абсолютным затратам на науку Россия в 17,5 раза отстает от США, в 7 раз - от Японии, в 6 раз - от Китая. Инвестиции в высокие технологии в России составляют тяжелом состоянии находится машиностроение, в котором лишь одна четвертая часть технологий соответствует мировому уровню. Доля России на мировых рынках высоких технологий не превышает 0,5%. Доля высокотехнологичной продукции в структуре российского машиностроительного экспорта составляет всего 5%. Из них 40% — продукция военного назначения. Отставание России от развитых стран в области прогрессивных технологий имеет устойчивую тенденцию к росту. примерно 0,3% от аналогичных инвестиций США, а доля России в мировом наукоемком экспорте гражданской продукции не превышает 0,5% (доля США — 36%, Японии — 30, Германии — 16, Китая — 6%).
Но следует заметить, что до 2007 года - в течение более чем семи лет с момента появления организационно-правовой формы «государственная корпорация» - государство всего дважды использовало данную форму. Первая госкорпорация – «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» - была создана в 1999 году в соответствии с законом о реструктуризации кредитных организаций (при этом в июле 2004 года была законодательно определена ликвидация данной корпорации), а вторая – уже только в конце 2003 году, когда был принят закон о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, предусматривающий, в том числе создание государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Данные госкорпорации создавались в исключительных случаях, в финансово-банковской сфере, на стыке полномочий Правительства и Центрального банка России. В этот период нормы по созданию и деятельности госкорпораций «погружались» в более широкий контекст регулирования в соответствующих областях, а сами корпорации четко позиционировались как инструмент, а не самостоятельная сверхзадача.
В 2007 году ситуация принципиально изменилась: в течение года, в очень сжатые сроки были рассмотрены и приняты федеральные законы о создании шести крупных государственных корпораций. На сегодняшний момент функционирует всего семь государственных корпораций, которые представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Государственные корпорации России
Корпорация |
Дата создания | Законодательный акт |
«Агентство по страхованию |
23.12.2003 | №177-ФЗ |
«Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» | 17.05.2007 | №82-ФЗ |
«Российская корпорация («Роснанотех»). |
19.07.2007 | №139-ФЗ |
«Фонд содействия |
21.07.2007 | №185-ФЗ |
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта («Олимпстрой»). | 30.10.2007 | №238-ФЗ |
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» («Росатом»). | 01.12.2007 г. | № 317-ФЗ |
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» ( «Ростехнологии»). | 23.11.2007 г. | № 279-ФЗ |
Источник: составлена
автором
Создание каждой из государственных корпораций преследует определенные цели, а именно:
Созданные в 2007 году государственные корпорации глубоко различны по своим задачам, функциям, базовым принципам деятельности и могут быть условно разбиты на три основные группы:
Если
создание Банка развития (Внешэкономбанка),
Фонда содействия реформированию ЖКХ
можно рассматривать как некоторые элементы
«эволюции» в применении организационно-правовой
формы «государственная корпорация»,
то создание других государственных корпораций
существенно выбивается из этой линии
и в значительно большей степени связано
с реализацией отраслевых (секторальных)
приоритетов, а также корректировкой административной
системы. Большинство созданных госкорпораций
(за исключением ГК «Олимпстрой») были
сформированы за счет достаточно большого
имущественного взноса Российской Федерации,
хотя его структура (пакеты акций, имущественные
комплексы, денежные средства и т.п.) применительно
к каждой из корпораций достаточно индивидуальны.
Некоторые из корпораций в определенной
степени «замещают» в новом качестве ранее
существовавшие структуры, в том числе
на уровне отдельных полномочий.
На основании теоретических исследований, проведенных в первой главе, все государственные корпорации, существующие в нашей стране, мы разделили на две группы:
Таблица 2.2
Имущественный взнос Российской Федерации при создании и развитии деятельности государственных корпораций
Корпорация | Имущество, переданное Российской Федерацией государственным корпорациям, иные доходы | Средства из федерального бюджета | Средства из
Стабилизационного Фонда |
«Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» | 1. Банка внешнеэкономической
деятельности СССР.
2. В федеральной
собственности акции ОАО « 3. Акции ЗАО
«Государственный 4. Добровольные
имущественные взносы и 5. Иное имущество РФ по решению Правительства РФ. 6. Доходы, получаемые
от деятельности |
180 млрд.руб | 180 млрд. руб. |
«Российская
корпорация нанотехнологий»
(«Роснанотех»). |
1. Добровольные
имущественные взносы и 2. Доходы, получаемые от деятельности корпорации. |
130 млрд. руб. | 30 млрд.руб |
«Фонд
содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства»
(ФСР ЖКХ). |
Доходы, получаемые Фондом от размещения временно свободных средств. | 240 млрд.руб | - |
Источник: Бондарь,
Т.В. Государственная корпорация как новый
институт реализации государственной
собственности/Т.В. Бондарь//Известия Томского
политехнического университета – 2008.
- №6. – С. 45.
Таблица 2.3
Информация о работе Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России