Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - отразить существующие подходы к определению понятия государственные корпорации и обозначить методы обеспечения успешной деятельности финансового механизма рассматриваемых корпораций. В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:
рассмотреть специфику понятия «государственные корпорации»;
изучить финансовый механизм деятельности государственных корпораций, обозначив источники доходов и статьи расходов;
выявить проблемы, препятствующие успешной деятельности государственных корпораций в России, и обозначить возможные пути решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...………3
Государственные корпорации как субъект национальной экономики России......................................................................................................................5
Государственные корпорации в России с точки зрения теории и права…………………..........................................................................................5
1.2. Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России: теоретический аспект…………………………………………………..…12
Современное состояние государственных корпораций в России и особенности их развития за последнее время……………………………………18
Современные государственные корпорации. Роль в национальной экономике……………………………………………………………………..……18
Практический аспект финансовой деятельности государственных корпораций России………………………………………………………………22
Проблемы функционирования государственных корпораций в России и пути их решения………………………………………………………………………….30
Общие проблемы функционирования государственных корпораций в России……………………………………………………………………………….30
Возможные пути решения выявленных проблем государственных корпораций и пути их дальнейшей модернизации…….……………….………35
Заключение…………………………………………………………………………39
Список использованных источников……………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

Основной текст.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

       Создание  государственных корпораций рассматривают  в качестве составной части институтов развития наряду с особыми экономическими зонами и инвестиционными фондами. До последнего времени прецедент учреждения государственных корпораций носил единичный характер. С 2007 г. государственная активность в указанном направлении возросла в разы, что, несомненно, отразилось на экономических процессах в России.

       Таким образом, подводя итог проведенным теоретическим исследованиям, можно сказать, что понятие «корпорация», в силу идеологических причин в советском праве не использовалось, т.к. оно ассоциировалось с капиталистическим способом производства. Только вначале 90-х годов прошлого столетия, понятие корпорация стало постепенно входить в юридическую терминологию отечественного права. Некоммерческая организация в виде государственной корпорации до внесения изменений в федеральный закон «О некоммерческих организациях» не была известна российскому законодательству, и не предусматривалась Гражданским кодексом РФ.

     На  сегодняшний день, понятие «государственная корпорация» используется с одной стороны, в классическом значении, т.е. как организация - объединение лиц или капиталов в противовес учреждению, с другой стороны, понятие корпорации легитимируется в Федеральном законе «О некоммерческих организациях», в качестве организационно-правовой формы некоммерческой организации, не имеющей членства. Поэтому, за основу дальнейшего исследования мы будем брать определение государственной корпорации в ФЗ «О некоммерческих организациях».

     Финансовый  механизм деятельности государственных  корпораций состоит из источников формирования фондов корпорации и направлений их использования, первоочередным их которых являются те вопросы, которые служат для достижения определенной законодательством цели создания государственной корпорации. Помимо уставных фондов (уставного капитала), для государственных корпораций характерно создание и иных внутрихозяйственных фондов. В некоторых случаях государственные корпорации обладают правом на формирование таких фондов, в иных - федеральные законы, на основании которых создаются государственные корпорации, вменяют в обязанность государственной корпорации формировать «специальные внутрихозяйственные фонды». 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Современное состояние государственных корпораций в России и особенности их развития за последнее время 

2.1. Современные государственные корпорации их роль в национальной экономике 

     Государственные корпорации контролируют около 40% экономики страны, а если учитывать деятельность всех госкомпаний и ФГУПов, получается, что они обеспечивают более 50% ВВП.  Они нацелены в первую очередь на инновационный прорыв, это связано с тем, что за годы реформ удельный вес наукоемкого сектора в общем объеме отечественного промышленного производства снизился вдвое - с 12% до 6%, а доля России в мировом наукоемком производстве сократилась в 8-9 раз. По абсолютным затратам на науку Россия в 17,5 раза отстает от США, в 7 раз - от Японии, в 6 раз - от Китая. Инвестиции в высокие технологии в России составляют тяжелом состоянии находится машиностроение, в котором лишь одна четвертая часть технологий соответствует мировому уровню. Доля России на мировых рынках высоких технологий не превышает 0,5%. Доля высокотехнологичной продукции в структуре российского машиностроительного экспорта составляет всего 5%. Из них 40% — продукция военного назначения. Отставание России от развитых стран в области прогрессивных технологий имеет устойчивую тенденцию к росту. примерно 0,3% от аналогичных инвестиций США, а доля России в мировом наукоемком экспорте гражданской продукции не превышает 0,5% (доля США — 36%, Японии — 30, Германии — 16, Китая — 6%). 

     Но  следует заметить, что до 2007 года - в течение более чем семи лет с момента появления организационно-правовой формы «государственная корпорация» - государство всего дважды использовало данную форму. Первая госкорпорация – «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» - была создана в 1999 году в соответствии с законом о реструктуризации кредитных организаций (при этом в июле 2004 года была законодательно определена ликвидация данной корпорации), а вторая – уже только в конце 2003 году, когда был принят закон о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, предусматривающий, в том числе создание государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Данные госкорпорации создавались в исключительных случаях, в финансово-банковской сфере, на стыке полномочий Правительства и Центрального банка России. В этот период нормы по созданию и деятельности госкорпораций «погружались» в более широкий контекст регулирования в соответствующих областях, а сами корпорации четко позиционировались как инструмент, а не самостоятельная сверхзадача. 

     В 2007 году ситуация принципиально изменилась: в течение года, в очень сжатые сроки были рассмотрены и приняты федеральные законы о создании шести крупных государственных корпораций. На сегодняшний момент функционирует всего семь государственных корпораций, которые представлены в таблице 2.1.

     Таблица 2.1.

Государственные корпорации России

Корпорация

Дата создания Законодательный акт
  «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). 23.12.2003 №177-ФЗ
«Банк развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)»  17.05.2007 №82-ФЗ
  «Российская корпорация нанотехнологий» 

(«Роснанотех»).

19.07.2007 №139-ФЗ
  «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ФСР ЖКХ). 21.07.2007 №185-ФЗ
Государственная корпорация по строительству олимпийских  объектов и развитию города Сочи как  горноклиматического курорта («Олимпстрой»). 30.10.2007 №238-ФЗ
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» («Росатом»). 01.12.2007 г. № 317-ФЗ
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной  промышленной продукции «Ростехнологии» ( «Ростехнологии»). 23.11.2007 г. № 279-ФЗ

Источник: составлена автором 

     Создание  каждой из государственных корпораций преследует определенные цели, а именно:

  1. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» - Проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развитие и безопасное функционирование организаций атомного энергопромышленного  и  ядерного  оружейного  комплексов,  обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и образования, осуществления международного сотрудничества в этой сфере.
  2. «Российская корпорация нанотехнологий» - Содействие реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализация проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии
  3. Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта - Осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта
  4. Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» - содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внешнем рынке российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс
  5. «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» - обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификация, стимулирование инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.
  6. «Агентство по страхованию вкладов» - Обеспечение функционирования системы страхования вкладов.
  7. «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» - являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

       Созданные в 2007 году государственные корпорации глубоко различны по своим задачам, функциям, базовым принципам деятельности и могут быть условно разбиты на три основные группы:

  1. Внешэконобанк, «Роснано» - компенсация «провалов» как рынка, так и государственной системы управления, формирование финансовых институтов развития в виде госкорпораций;
  2. Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Олимпстрой» - повышение эффективности и гибкости административной системы, «аутсорсинг» отдельных функций государственных органов управления на уровень госкорпораций;
  3. «Росатом», «Ростехнологии» - повышение конкурентоспособности отдельных стратегических секторов (отраслей), обеспечение национальной безопасности, реструктуризация и консолидация соответствующей государственных активов.

     Если  создание Банка развития (Внешэкономбанка), Фонда содействия реформированию ЖКХ можно рассматривать как некоторые элементы «эволюции» в применении организационно-правовой формы «государственная корпорация», то создание других государственных корпораций существенно выбивается из этой линии и в значительно большей степени связано с реализацией отраслевых (секторальных) приоритетов, а также корректировкой административной системы. Большинство созданных госкорпораций (за исключением ГК «Олимпстрой») были сформированы за счет достаточно большого имущественного взноса Российской Федерации, хотя его структура (пакеты акций, имущественные комплексы, денежные средства и т.п.) применительно к каждой из корпораций достаточно индивидуальны. Некоторые из корпораций в определенной степени «замещают» в новом качестве ранее существовавшие структуры, в том числе на уровне отдельных полномочий. 

    1.   Практический аспект финансовой деятельности государственных корпораций России
 

На основании  теоретических исследований, проведенных  в первой главе, все государственные корпорации, существующие в нашей стране, мы разделили на две группы:

  1. государственные корпорации с фиксированным размером имущественного взноса Российской Федерации в уставный фонд, установленный федеральным законом и имеющий стоимостную оценку, к которым относятся корпорации, указанные в таблице 2.2.
 

    Таблица 2.2

Имущественный взнос Российской Федерации при  создании и развитии деятельности государственных  корпораций

Корпорация Имущество, переданное Российской Федерацией государственным  корпорациям, иные доходы Средства из федерального бюджета Средства из Стабилизационного Фонда Российской Федерации 
«Банк развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)» 1. Банка внешнеэкономической  деятельности СССР.

2. В федеральной  собственности акции ОАО «Российский  банк развития».

3. Акции ЗАО  «Государственный специализированный  Российский экспортно_импортный  банк».

4. Добровольные  имущественные взносы и пожертвования.

5. Иное имущество  РФ по решению Правительства  РФ.

6. Доходы, получаемые  от деятельности Внешэкономбанка.

180 млрд.руб 180 млрд. руб.
«Российская корпорация нанотехнологий»

(«Роснанотех»).

1. Добровольные  имущественные взносы и пожертвования,  а также другие законные поступления.

2. Доходы, получаемые  от деятельности корпорации.

130 млрд. руб. 30 млрд.руб
«Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства»

(ФСР  ЖКХ).

Доходы, получаемые Фондом от размещения временно свободных  средств. 240 млрд.руб -

Источник: Бондарь, Т.В. Государственная корпорация как новый институт реализации государственной собственности/Т.В. Бондарь//Известия Томского политехнического университета – 2008. - №6. – С. 45. 

       
  1. государственные корпорации, созданные на основе имущественного взноса, размер которого устанавливается постановлением Правительства РФ с указанием его стоимости, либо без указания его стоимости и определяющегося только перечнем имущества, переданным Российской Федерацией. К корпорациям данного типа относятся корпорации, указанные в таблице 2.3.

    Таблица 2.3

Информация о работе Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России