Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - отразить существующие подходы к определению понятия государственные корпорации и обозначить методы обеспечения успешной деятельности финансового механизма рассматриваемых корпораций. В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:
рассмотреть специфику понятия «государственные корпорации»;
изучить финансовый механизм деятельности государственных корпораций, обозначив источники доходов и статьи расходов;
выявить проблемы, препятствующие успешной деятельности государственных корпораций в России, и обозначить возможные пути решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...………3
Государственные корпорации как субъект национальной экономики России......................................................................................................................5
Государственные корпорации в России с точки зрения теории и права…………………..........................................................................................5
1.2. Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России: теоретический аспект…………………………………………………..…12
Современное состояние государственных корпораций в России и особенности их развития за последнее время……………………………………18
Современные государственные корпорации. Роль в национальной экономике……………………………………………………………………..……18
Практический аспект финансовой деятельности государственных корпораций России………………………………………………………………22
Проблемы функционирования государственных корпораций в России и пути их решения………………………………………………………………………….30
Общие проблемы функционирования государственных корпораций в России……………………………………………………………………………….30
Возможные пути решения выявленных проблем государственных корпораций и пути их дальнейшей модернизации…….……………….………35
Заключение…………………………………………………………………………39
Список использованных источников……………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

Основной текст.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ФИНАНСОВ, КРЕДИТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине:

«Государственные и муниципальные финансы»

на  тему:

«Финансовый механизм деятельности

государственных корпораций в России» 
 

                  Выполнил: Студентка  группы Эмгмф-101

                  Мокрова О.С.

                  Проверил: к.э.н., доцент

                  Васильева М.В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Волгоград – 2010

Содержание 

Введение……………………………………………………………………...………3

  1. Государственные корпорации как субъект национальной экономики России......................................................................................................................5
    1. Государственные корпорации в России с точки зрения теории и права…………………..........................................................................................5

1.2. Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России: теоретический аспект…………………………………………………..…12

  1. Современное состояние государственных корпораций в России и особенности их развития за последнее время……………………………………18
    1. Современные государственные корпорации. Роль в национальной экономике……………………………………………………………………..……18
    2. Практический аспект финансовой деятельности государственных корпораций России………………………………………………………………22
  2. Проблемы функционирования государственных корпораций в России и пути их решения………………………………………………………………………….30
    1. Общие проблемы функционирования государственных корпораций в России……………………………………………………………………………….30
    2. Возможные пути решения выявленных проблем государственных корпораций и пути их дальнейшей модернизации…….……………….………35

Заключение…………………………………………………………………………39

Список  использованных источников……………………………………………..42 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Социально-экономическое  развитие Российской Федерации способствовало выработке Президентом РФ и Правительством РФ концептуальных направлений внутренней экономической политики. Государство  способно в настоящее время решать сложнейшие задачи, в том числе связанные с инвестированием значительных бюджетных средств в приоритетные сферы экономики.

     Выделение бюджетных средств непосредственно  связано с возможностью их эффективного использования, а также организации  действенного контроля. Организационно-правовая форма унитарного предприятия или акционерного общества по отдельным параметрам не подходит к роли организационно-правовой формы использования федерального имущества и бюджетных средств. Создание государственных корпораций и наделение их широчайшими полномочиями, по мнению государственной власти, способно решить грандиозные задачи, запланированные Правительством РФ на ближайшие годы.

     Цель исследования - отразить существующие подходы к определению понятия государственные корпорации и обозначить методы обеспечения успешной деятельности финансового механизма рассматриваемых корпораций. В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:

  • рассмотреть специфику понятия «государственные корпорации»;
  • изучить финансовый механизм деятельности государственных корпораций, обозначив источники доходов и статьи расходов;
  • выявить проблемы, препятствующие успешной деятельности государственных корпораций в России, и обозначить возможные пути решения.

     Объект  исследования - корпоративный сектор России, а именно государственные корпорации, созданные в соответствии с федеральными законами для каждой них.

     Предметом исследования являются отношения, которые формируются в процессе достижения государственной корпорацией цели, определенной законодательством.

     В основе исследования лежит комплекс общенаучных, частных и специальных  методологических принципов познания социально-экономических явлений, которые конкретизируются в виде таких методов, как сравнения и аналогии, построения моделей и анализа исторической стороны рассматриваемого вопроса, а также прогностического подхода для определения тенденций развития государственных корпораций в России.

     Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные  труды советских и российских специалистов по экономической науке и гражданскому праву, периодические издания, а также нормативные акты, в частности: Р.М. Нуреев, С.Н. Сильвестров, А.Г. Зельднер, В.Петухов, А.Ансофф, А.Смирнов, Е. Глумов, А.Ю. Казак, М.Ш. Оганян, М. Дерябина,Т. В. Бондарь и др.

     Структура работы соответствует поставленной цели и ряду сформулированных задач. Она состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения и списка литературы

     Во  введение объясняется актуальность темы исследования, ставится цель и  рассматриваются задачи, теоретическая, методологическая и эмпирическая базы исследования. Первую главу составляет теоретическая база проводимого исследования, раскрывается понятие «государственная корпорация», анализируется финансовый механизм деятельности созданных корпораций. Во второй главе осуществляется обзор корпоративного сектора России и анализ финансовой деятельности государственных корпораций на практике. В третьей главе определяются существующие проблемы функционирования государственных корпораций и возможные пути их преодоления. Заключение подводит итог проделанной работы, обобщает выводы по каждой главе. 

Глава I.  Государственные корпорации как субъект национальной экономики России 

    1. Государственные корпорации в России с точки зрения теории и права
 

     Идея  корпорации как самостоятельного, имущественно обособленного субъекта права, независимого от лиц, его составляющих, возникла еще в системе римского права. Первыми юридическими лицами стали муниципии - местные общины, часть государства, получившие определенную независимость. В период республики допускалась полная свобода создания корпораций, лишь бы их устав не противоречил законам, но с переходом к единоличной форме правления все они были распущены, кроме древнейших, был издан закон, существенно затруднявший создание новых корпораций, т.к. на их образование требовалось специальное разрешение сената. Дела корпорации вели избиравшиеся для этой цели физические лица. Имущество корпорации принадлежало самой корпорации, и выбывавший не имел права требовать выделения какой либо доли. В случае прекращения деятельности корпорации ее имущество делилось между последним составом ее членов. Минимальное число членов четко определено не было, однако на практике их должно было быть не менее трех. Муниципии обладали более широкой правоспособностью, чем корпорации. Помимо собственного имущества и органов управления они обладали правом получать имущество по завещательным отказам.

       В мировой практике такие хозяйствующие  субъекты называются «статутными корпорациями», поскольку для каждой пишется особый закон (статут). Они единичны, создавались в условиях кризиса или послевоенного восстановления экономики. Например, в США в 1933 году была создана Федеральная корпорация  по страхованию вкладов, а в Великобритании в 1946-м для вывода энергетики из кризиса был создан  Национальный совет по углю (снова приватизирован в 1994 году после реформы отрасли). Так же стоит отметить и созданный еще в 1974 году в Сингапуре госхолдинг «Temasek», которому принадлежат основные доли в акционерном капитале компаний, функционирующих в ряде отраслей.

       В Японии государственное участие  в экономических отношениях прошло весь жизненный цикл - от создания в  первой половине 1950-х годов Системы  источников специального финансирования дорожных работ до приватизации в 2005 г. четырех государственных корпораций в связи с выполнением возложенной на них миссии. По японскому пути пошли Корея, Индонезия, Малайзия и некоторые другие страны.

       Японский  подход является частным случаем  глобального подхода к решению  крупных хозяйственных задач в странах с рыночной экономикой. Ключевым термином здесь становится не "государственно-частное партнерство", а "государственная корпорация". Государственные корпорации (ГК) распространены по всему миру и возникают на всех уровнях государственной власти. Это "рука государства", умеряющая рыночную стихию в отдельных отраслях экономики, важное звено в цепи, объединяющей сбережения граждан с возможностями государства во имя экономического роста. ГК в значительной мере разрешают противоречие между потребностью общества в государственных инвестициях и неспособностью государства быть эффективным инвестором.

     Франклин  Рузвельт, 32-й президент США, инициатор  создания крупнейших ГК, утверждал, что, как общее правило, развитие экономики  есть функция частной инициативы и частного капитала, но из этого правила бывают жизненно важные исключения, требующие радикального государственного вмешательства.

     В англо-саксонской правовой системе  корпорациями называются акционерные  общества. В континентальной правовой системе под корпорациями понимаются объединения лиц и капиталов1.

     С теоретической точки зрения, толкование термина государственная корпорация происходит с некоторым расхождением во мнении. Например, И. Ансофф считает, что «корпорация – это широко распространенная в странах с рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму».2 Другая точка зрения заключается в том, что корпорация есть одна из масштабных форм производственной интеграции с цель согласованной политики диверсифицированной деятельности. А. Смирнов же утверждает, что корпорация – организационная форма, объективно наиболее соответствующая стратегическому развитию экономики страны, способная действовать на основе сочетания созданных в прошлом периоде крупных производственных комплексов, накопленного капитала, использования рыночных механизмов и возможности повышения ответственности за социальные процессы.3

     По  мнению П. Самуэльсона и В. Нордхауса  корпорация есть "юридическое лицо, которое может самостоятельно продавать  и покупать, занимать деньги, производить  товары и услуги и вступать в контрактные  отношения; имеет право ограниченной ответственности, в соответствии с которым инвестиции каждого из собственников корпорации ограничены строго определенным размером. Американские юристы определяют следующие признаки корпорации как самостоятельного субъекта права:

  1. выступление от собственного имени на правах юридического лица;
  2. долевое участие участников корпорации;
  3. возможность передачи доли участия (обращение акций корпорации на рынке);
  4. ограниченная ответственность участников;
  5. постоянное существование (бессрочность существования);
  6. единое (централизованное) управление.

     Становится  ясно, что американская корпорация означает достаточно широкое понятие, почти тождественное понятию  юридического лица в гражданском  праве стран континентальной  Европы.

     Российское  корпоративное право создалось и создается практически заново, оно в идеале может и должно вобрать в себя все самое ценное, существовавшее в русском дореволюционном законодательстве и нормативных правовых актах первых лет советской власти, в законах стран континентальной и англосаксонской систем права.

     Современная теория российского гражданского права  определяет, что составной частью предмета гражданско-правового регулирования  являются корпоративные отношения - отношения, связанные с управлением имуществом корпораций определенными лицами для постоянного, профессионального участия в имущественном обороте. Данные отношения строятся на началах самоуправления и строго фиксированного членства участников. Следовательно, корпоративные правоотношения возникают на основе участия субъектов в корпорациях.

     Гражданский кодекс РФ такую организационно-правовую форму юридического лица, как корпорация, не закрепил (ст. 50 ГК РФ). Поэтому использовать понятие корпорации как одну из разновидностей юридического лица невозможно.

     В связи с этим достаточно часто происходит отождествление понятий "корпорация и акционерное общество", "корпорация и финансово-промышленные группы", "корпорация и холдинг", что, следовательно, ведет и к смешению понятий "акционерное общество", "холдинг", "финансово-промышленная группа"

Информация о работе Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России