Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - отразить существующие подходы к определению понятия государственные корпорации и обозначить методы обеспечения успешной деятельности финансового механизма рассматриваемых корпораций. В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:
рассмотреть специфику понятия «государственные корпорации»;
изучить финансовый механизм деятельности государственных корпораций, обозначив источники доходов и статьи расходов;
выявить проблемы, препятствующие успешной деятельности государственных корпораций в России, и обозначить возможные пути решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...………3
Государственные корпорации как субъект национальной экономики России......................................................................................................................5
Государственные корпорации в России с точки зрения теории и права…………………..........................................................................................5
1.2. Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России: теоретический аспект…………………………………………………..…12
Современное состояние государственных корпораций в России и особенности их развития за последнее время……………………………………18
Современные государственные корпорации. Роль в национальной экономике……………………………………………………………………..……18
Практический аспект финансовой деятельности государственных корпораций России………………………………………………………………22
Проблемы функционирования государственных корпораций в России и пути их решения………………………………………………………………………….30
Общие проблемы функционирования государственных корпораций в России……………………………………………………………………………….30
Возможные пути решения выявленных проблем государственных корпораций и пути их дальнейшей модернизации…….……………….………35
Заключение…………………………………………………………………………39
Список использованных источников……………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

Основной текст.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Имущественный взнос Российской Федерации при  создании и развитии деятельности государственных  корпораций

Корпорация Имущество, переданное Российской Федерацией государственным  корпорациям, иные доходы Средства из федерального бюджета Средства из Стабилизационного Фонда Российской Федерации
Государственная корпорация по строительству олимпийских  объектов и развитию города Сочи как  горноклиматического курорта («Олимпстрой») 1.Имущество,  полученное в результате выполнения  государственных контрактов

2. Иное имущество, находящееся в федеральной собственности на основании решения Правительства РФ.

3. Добровольные  имущественные взносы и пожертвования.

4. Доходы, получаемые  от деятельности корпорации.

В денежной

форме из федерального бюджета, а также

иные  бюджетные

ассигнования.

-
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» 
  1. Находящиеся в федеральной собственности акции ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс».
2. Находящиеся  в федеральной собственности  акции открытых акционерных обществ  по перечню, утверждаемому Президентом РФ.

3. Имущественные  комплексы федеральных государственных  унитарных предприятий.

4. Закрепленное  на праве оперативного управления  за федеральными государственными  Учреждениями

5. Закрепленное  на праве оперативного управления  за «Росатомом».

6. Добровольные  отчисления и пожертвования.

7. Иное находящееся  в федеральной собственности  имущество на основании решения  Правительства РФ.

8. Доходы, получаемые  от деятельности корпорации, средства  специальных резервных фондов  корпорации и имущество, созданное за их счет.

- -
      Продолжение
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной  промышленной продукции «Ростехнологии 100 % акций ОАО,  создаваемого посредством преобразования  ФГУПа «Рособоронэкспорт».

2. Иное имущество,  передаваемое корпорации в ходе  осуществления ее деятельности.

3. Доходы, получаемые  корпорацией от использования  своего имущества и осуществляемой  деятельности.

4. Регулярные  и (или) единовременные поступления  (взносы) от организаций, акции (доли) которых находятся в собственности корпорации.

Из федерального бюджета, выделяемые корпорации на реализацию мероприятий, предусмотренных программой деятельности корпорации на долгосрочный период.  

Источник: Бондарь, Т.В. Государственная корпорация как новый институт реализации государственной собственности/Т.В. Бондарь//Известия Томского политехнического университета – 2008. - №6. – С. 45. 

     Обобщая информацию о расходовании денежных средств государственными корпорациями, отметим объем расходов, который способствует достижению поставленной цели перед корпорацией. Рассмотрим данной вопрос на примере таких корпораций, как «Олимпстрой» и «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ФСР ЖКХ). Для рассмотрения были выбраны именно эти корпорации по той причине, что проведение олимпиады в г. Сочи это одна из первостепенных задач, стоящая перед нашим государством, а в результатах деятельности ФСР ЖКХ заинтересованы не только вышестоящее руководство, но жители нашей страны.

  1. «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ФСР ЖКХ) по результатам деятельности за 2008-2009 год предоставил данные о целевом расходовании денежных средств фонда, рассмотренных в таблице 2.4. В общем можно отметить, что несмотря на кризисные явления в экономике и сокращение доходов большинства региональных бюджетов, объем финансовых ресурсов, направляемых на проведение капитального ремонта и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, возрос в 2009 году по сравнению с уровнем предыдущего года в 1,6 раза. При этом произошло изменение структуры источников финансирования указанных расходов - субъекты Российской Федерации получили возможность использования средств финансовой поддержки с обеспечением меньшей доли софинансирования.

     Таблица 2.4.

     Анализ  отчета о целевом использовании  полученных фондом средств

Показатель 2008 год, тыс.руб 2009 год  тыс.руб
Поступило средств 240 383 224 4 513 117
Использовано  средств, в том числе: 53 703 551 129 809 384
Целевые мероприятия 53 353 176 110 417 090
Содержание  аппарата управления 349 066 385 939
Возврат в бюджет - 19 000 000
Остаток средств  61 383 406 186 679 673
Чистая  прибыль фонда 8 281 369 12 293 820

Источник: составлена автором 

     На  основании полученных данных делаем вывод, что функционирование фонда за последнее время увеличило объем расходования средств на целевые мероприятия. Должного внимания заслуживает тот факт, что фонд в 2009 году возвратил в бюджет 19 000 млн. руб.при этом получив чистую прибыль в отчетном году. В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации, сотрудничающих с Фондом, приняты и действуют нормативные правовые акты, предусматривающие формирование благоприятных условий для создания и деятельности товариществ собственников жилья, (ТСЖ). Результатом проведенной работы стало увеличение доли многоквартирных домов(МКД), собственники помещений в которых выбрали и реализуют способ управления посредством ТСЖ. Если в 2007 году в целом по Российской Федерации доля таких МКД составляла только 2,3 %, то в 2008 году она достигла 5 %, в 2009 году - 8,2 %. При этом в муниципальных образованиях,  получивших финансовую поддержку за счет средств Фонда, доля МКД под управлением ТСЖ почти вдвое превысила общероссийский уровень и составила в 2008 году 9,7 %, в 2009 году-13,8 %, что выше целевых значений данного показателя, установленного законодательством.

     Таким образом, можно констатировать тот  факт, что объем финансирования за счет средств фонда несет в  себе положительный эффект и способствует достижению поставленных перед корпорацией целей. Такие выводы подтверждает проведенный анализ отчетности, предоставляемой ежегодно фондом.

  1. «Олимпстрой» по результатам деятельности за 2008-2009 год предоставил данные о целевом расходовании денежных средств фонда, рассмотренных в таблице 2.5. На основании данных годового отчета можно констатировать тот факт, что освоение капитальных вложений составило 89,3 % планового объема вложений, т.е. отклонение фактического освоения капительных вложений от плановых показателей составило 12 858 171 тыс.руб.

       Возросли  расходы корпорации по сравнению  с плановой величиной на 177 691тыс.руб. Это связано с рядом причин, а именно:

  • непринятие в отчетном периоде результатов работ от проектных организаций ввиду наличия замечаний внутренней экспертизы «ГК Олимпстрой»;
  • низкие темпы организации производства работ подрядными организациями;
  • несвоевременное исполнение подрядными организациями работ по разработке рабочей документации.

       В 2009 году фактические доходы корпорации оказались на 34,6% меньше, чем запланированные, это связано с тем, что имущественный взнос Российской Федерации в этом году значительно сократился.

       Резервный фонд «ГК Олимстрой» в течение 2009 года не расходовался. С учетом отчислений, произведенных в 2009 году, резервный  фонд по состоянию на 21.12.2009 составил 14 530 792 тыс.руб.

       На  основании сведений, представленных в годовом отчете, можно констатировать тот факт, что имеют место факты  нарушений сроков, установленных утвержденными планом-графиком проектирования и строительства олимпийских объектов.

    Таблица 2.4.

       Анализ  отчета о целевом использовании  полученных фондом средств

Показатель 2008 год, тыс.руб 2009 год  тыс.руб
Поступило средств 76 860 994 1 768 044
Использовано  средств, в том числе: 1 716 519 19 211 817
Целевые мероприятия 71 348 16 891 432
Содержание  аппарата управления 1 504 107 2 215 829
Остаток средств  75 144 475 67 797 194
Чистая  прибыль фонда 4 323 994 11 864 526

Источник: составлена автором 

       Таким образом, анализируя результаты финансирования и расходования денежных средств, следует отметить, что сложной ситуацией и самой главной статей расходов «ГК Олимпстой» остается проблема обеспечения олимпийских объектами земельными участками, т.к. только по 32-м объектам из 255 не требуется проведение работ по обеспечению земельными участками. По состоянию на 31.12.2009 фактически обеспечены земельными участками 36 олимпийских объектов.

     Обобщая материала, изложенный во второй главе, отметим, что на сегодняшний момент на территории Российской Федерации  находится семь действующих государственных корпораций, а именно:

    • Банк развития и внешнеэкономической деятельности;
    • Российская корпорация нанотехнологий;
    • Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
    • Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта;
    • Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии»
    • Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
    • Агентство по страхованию вкладов.

     Каждая  из них создавалась в соответствии с законодательством и служит для достижения целей, определенных федеральным законом и обозначенных в первой главе.

     Государственные корпорации способны повысить конкурентоспособность национальной экономики России с помощью:

  1. повышения конкурентоспособности основных  производственных структур, обладающих возможностью создавать и реализовывать продукцию на наиболее емких высокотехноличных рынках;
  2. создание крупной диверсифицированной воспроизводственной структуры;
  3. регулирования деятельности не только через государственные инструменты, но рыночные приемы и способы. Что в условиях рыночной экономики объективно необходимо.
  4. Ускорения процесса реализации разноплановых решений в рамках одной из корпораций;

       При этом роль государства в обеспечении  конкурентоспособности экономики  будет оставаться на первых порах  возрастать, а затем меняться в  зависимости от уровня развитости рыночных механизмов, частно-государственного партнерства, культуры предпринимательства, интеграции науки, образования, производства и рынка. 
 
 

       

Глава III. Проблемы функционирования государственных корпораций в России и пути их решения 

3.1. Общие проблемы функционирования государственных корпораций в России 

        С середины 2007 г. - момента формирования госкорпораций в России, прошло два года. За этот период никаких значительных изменений, связанных с совершенствованием законодательных основ их формирования и функционирования, не произошло. Экономический кризис затронул госкорпорации в наименьшей степени, поскольку они обеспечены финансовыми ресурсами и не зависят от потребительской конъюнктуры. Более того, ухудшение условий на рынке труда позволяет им решать кадровые проблемы. Единственное осложнение состоит в том, что в связи с экстренными бюджетными тратами у госкорпораций возникли трудности с получением дополнительных средств. Главные же проблемы, связанные с формированием и функционированием госкорпораций, до сих пор не решены. К основным из них можно отнести следующие:

    1. Не отрегулирован вопрос о собственности.

Информация о работе Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России