Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - отразить существующие подходы к определению понятия государственные корпорации и обозначить методы обеспечения успешной деятельности финансового механизма рассматриваемых корпораций. В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:
рассмотреть специфику понятия «государственные корпорации»;
изучить финансовый механизм деятельности государственных корпораций, обозначив источники доходов и статьи расходов;
выявить проблемы, препятствующие успешной деятельности государственных корпораций в России, и обозначить возможные пути решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...………3
Государственные корпорации как субъект национальной экономики России......................................................................................................................5
Государственные корпорации в России с точки зрения теории и права…………………..........................................................................................5
1.2. Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России: теоретический аспект…………………………………………………..…12
Современное состояние государственных корпораций в России и особенности их развития за последнее время……………………………………18
Современные государственные корпорации. Роль в национальной экономике……………………………………………………………………..……18
Практический аспект финансовой деятельности государственных корпораций России………………………………………………………………22
Проблемы функционирования государственных корпораций в России и пути их решения………………………………………………………………………….30
Общие проблемы функционирования государственных корпораций в России……………………………………………………………………………….30
Возможные пути решения выявленных проблем государственных корпораций и пути их дальнейшей модернизации…….……………….………35
Заключение…………………………………………………………………………39
Список использованных источников……………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

Основной текст.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

       К организациям корпоративного типа относятся:

       • хозяйственные товарищества и общества (ст.ст. 66-106 ГК);

       • производственные и потребительские  кооперативы (ст.ст. 107-112, ст. 116 ГК);

       • общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 17 ГК);

       • некоммерческие партнерства (ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях");

       • объединения (ассоциации и союзы) юридических  лиц (ст.ст. 121-123 ГК).

       Необходимо  отметить, что все перечисленные  организации корпоративного типа обладают своим обособленным имуществом на праве собственности.

       К учреждениям унитарного типа относятся:

       • государственные и муниципальные  унитарные предприятия (ст.ст. 113-114 ГК);

       • федеральное казенное предприятие (ст. 115 ГК РФ);

       • фонды (ст.ст. 118-119 ГК; ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях");

       • автономная некоммерческая организация (ст. 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях");

       • учреждения (ст. 120 ГК; ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

       Перечисленные учреждения обладают обособленным имуществом как на праве собственности (фонды, автономная некоммерческая организация), так и на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия) и на праве оперативного управления (учреждения, федеральные казенные предприятия).

       Не  так давно, а именно 08 июля 1999 г., были внесены дополнения в Федеральный  закон "О некоммерческих организациях", определяющие новую форму некоммерческих организаций - государственную корпорацию. Государственная корпорация - это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

     Согласно  федеральному закону «О некоммерческих организациях», можно выделить следующие  основные черты государственной  корпорации.

     1. Государственная корпорация - это юридическое лицо, следовательно, она обладает имущественной обособленностью, самостоятельно выступает в гражданском обороте.

     2. Государственная корпорация –  некоммерческая организация, т.е.  организация, не ставящая своей основной целью деятельности извлечение прибыли. Прибыль, получаемая в результате осуществления корпорацией предпринимательской деятельности, направляется на достижение поставленных перед ней целей.

     3. Данная корпорация является субъектом  со специальной целевой правосубъектностью, она создается только для осуществления  тех функций, которые прямо прописаны в законе о ее создании. Государственные корпорации, в первую очередь, предназначены для решения первоочередных экономических и социальных задач, выполнения федеральных целевых программ. Одной из основных задач государственной корпорации является эффективная реализация бюджетных средств, их рациональное и своевременное использование, формирование эффективных механизмов управления предоставленным ей имуществом.

     4. Государственная корпорация учреждается  Российской Федерацией. Ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования, ни физические или юридические лица таким правом не обладают.

     5. Для государственной корпорации  характерен специфичный способ  создания. Она не может быть  создана ни постановлением Правительства  РФ, ни актом органа отраслевого, ведомственного или регионального управления. Для ее учреждения издается специальный закон.

     6. В соответствии с п. 3 ст. 7.1 федерального  закона «О некоммерческих организациях»  для создания государственной  корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ. Однако, в том же п. 3 устанавливается ряд обязательных сведений, которые должны присутствовать в законе о создании государственной корпорации, в частности, наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место нахождения, порядок управления, реорганизации и ликвидации и порядок использования имущества корпорации в случае ее ликвидации, что полностью соответствует п. 2 ст. 52 ГК РФ. Таким образом, федеральный закон о создании корпорации по содержанию тождествен уставу, указанному в ст. 52 ГК РФ, как одному из учредительных документов. При этом корпорация подлежит обязательной государственной регистрации в органах юстиции на общих основаниях с другими юридическими лицами (ст. 51 ГК РФ).

     7. Порядок формирования органов  управления государственной корпорации, порядок назначения должностных  лиц государственной корпорации  и их освобождения четко регламентирован  законом о соответствующей корпорации.

     8. Государственная корпорация является  публичным субъектом гражданских правоотношений, который в соответствии с законом приобретает на закрепленное за ним государством имущество право собственности.

     9. Контроль над деятельностью корпораций осуществляется на основе ежегодного представления корпорациями Правительству РФ, Президенту РФ или Федеральному Собранию РФ годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой отчетности.

     10. На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

     11. Деятельность государственных корпораций  не попадает под действия федерального  закона №94 ФЗ – ФЗ «О проведении  государственных закупок», что позволяет государственным корпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров и услуг в произвольном порядке.

     Словосочетание  «государственная корпорация», помимо строгого юридического значения, принятого в российском законодательстве, несет в себе иной смысл - «корпорация, которой владеет государство». Англоязычная калька этого термина - «governmentowned corporation» или «Stateowned corporation» - означает просто предприятие, находящееся в государственной собственности, причем обычно подразумевается акционерное общество, 100 % акции которого принадлежат государству. Часто встречающаяся в публикациях ссылка на большое число государственных корпораций, существующих в зарубежных странах, справедлива только в том случае, если понимать под «государственными корпорациями» именно акционерные общества. 

     
    1. Финансовый  механизм деятельности государственных  корпораций в России: теоретический аспект
 

       Анализ  законодательства о созданных государственных корпорациях позволяет провести классификацию в зависимости от определенности размера уставного фонда, в соответствии с которой созданные государственные корпорации можно подразделить на две условные группы:

       1) государственные корпорации с  фиксированным размером имущественного  взноса Российской Федерации  в уставный фонд, установленный федеральным законом и имеющий стоимостную оценку;

       2) государственные корпорации, созданные  на основе имущественного взноса, размер которого устанавливается  постановлением Правительства РФ  с указанием его стоимости,  либо без указания его стоимости и определяющегося только перечнем имущества, переданным Российской Федерацией.

       Указанная особенность связана с тем, что при создании некоторых государственных корпорации изначально невозможно точно дать точную оценку передаваемого им имущества, поэтому законодатель не закрепляет в специальном федеральном законе его стоимость. Помимо этого, Президент РФ и Правительство РФ, которым законом предоставлено право непосредственного контроля за деятельностью государственных корпораций, в том числе и возможность влиять на их функции и объем полномочий, при необходимости, с большей оперативностью могут определять и изменять количественную оценку имущества, переданного государственным корпорациям в качестве имущественного взноса Российской Федерацией, направляя для этих целей средства федерального бюджета или закрепляя федеральное имущество.

       Необходимо  учесть, что помимо уставных фондов (уставного капитала), для государственных корпораций характерно создание и иных внутрихозяйственных фондов. В некоторых случаях государственные корпорации обладают правом на формирование таких фондов, в иных - федеральные законы, на основании которых создаются государственные корпорации, вменяют в обязанность формировать «специальные внутрихозяйственные фонды». Подробнее на этот момент будет сделан акцент во второй главе.

       Необходимость создания и закрепления части денежных средств в фондах, объясняется возможностью предотвратить таким способом возможность использования финансовых ресурсов, аккумулированных в фондах, на иные, второстепенные цели, различного рода непроизводительные расходы со стороны исполнительного органа, т.к. в федеральном законе закреплено направление использования средств внутрихозяйственных фондов.

       Характерной особенностью государственных корпораций, отличающих их от иных российских юридических лиц, являющихся собственниками своего обособленного имущества, является законодательно закрепленное право обращения к Российской Федерации за экономической поддержкой. Предоставленное федеральным законом право является мощным финансовым рычагом, позволяющим государственным корпорациям быть надежными контрагентами и занимать ведущее положение в тех сферах экономики и промышленности, в которых они функционируют. При этом, государственные корпорации наделены правом инвестирования и (или) размещения свободных денежных средств фондов, но только в объекты (единые для всех государственных корпораций), установленные федеральным законом, что необходимо для защиты имущества государственных корпораций от негативных явлений, которые могут происходить на фондовых рынках.

       Инвестиции  государственных корпораций, которые состоят из источников формирования капитала государственной корпорации и направляются в первую очередь на достижение определенных законодательством целей, рассматриваются двояко: с точки зрения источников инвестиционных ресурсов и с точки зрения использования этих инвестиционных ресурсов. Принципиальная схема деятельности государственных корпораций показана на рис.1.1.

       Фактически, государство продвигает крупные общественные проекты за счет государственных корпораций: оно дает им старт, а затем предлагает инвесторам профинансировать их, т.е. купить облигации государственных корпораций. Тем самым, инвестиции, которые на рисунке обозначены как доходы от деятельности корпорации, не ограничиваются малоподвижной налоговой системой, а идут напрямую из сбережений граждан. После того как государственная корпорация создана, она начинает финансировать свои инвестиции, занимая у банков и на рынке облигаций. Государственные корпорации, добывающие капитал преимущественно на рынке облигаций, становятся важным звеном, соединяющим интересы и сбережения граждан с целями государства.

Рис. 1.1. Источники  формирования и расходования средств  фондов государственной корпорации в Российской Федерации.

Источник: Составлен  автором 

       Привилегии, даруемые государством, ставят государственные корпорации в преимущественное положение на рынке капитала по сравнению с частными заемщиками. Это преимущество выражается в повышенном кредитном рейтинге, что позволяет государственным корпорациям занимать деньги надолго и под пониженный процент. Обильный, долгосрочный и сравнительно дешевый капитал - основа для расширения предложения, повышения качества и снижения себестоимости услуг обществу. Проанализировав ситуацию, сложившуюся на рынке, необходимо отметить, что фактически, облигации государственных корпораций - это долг государства самому себе. Государство собирает налоги, и часть их отправляет в систему социального страхования. Доходы системы социального страхования обычно превышают ее расходы. Если этот профицит инвестируется в облигации государственных корпораций, да еще под государственную гарантию, то выходит, что одна государственная организация финансирует налогами расходы другой государственной организации. Если государственная корпорация дефолтирует по своим облигациям, то сработает государственная гарантия и деньги вернутся в систему социального страхования. Вот почему облигации государственных корпораций находятся среди тех активов, которые государство разрешает покупать в неограниченном количестве пенсионным фондам и страховым компаниям. В этом огромное преимущество государственных корпораций перед частными фирмами.

Информация о работе Финансовый механизм деятельности государственных корпораций в России