Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:06, курсовая работа
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышения роли государства в системе управления экономикой , усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В связи с этим объективно возрастает значение и роль финансового контроля в системе государственного управления.
Введение ………………………………………………………………………..3
Сущность, значение, исторический аспект развития финансового контроля в России……………………………………………………………5
Сущность и значение финансового контроля………………………....5
Исторический аспект финансового контроля в России……………….8
а) Государственный финансовый контроль в дореволюционной
России……………………………………………………………………8
б) Государственный контроль в СССР………………………………..15
1.3 Система и принципы функционирования финансового контроля….19
1.4 Формы и методы проведения финансового контроля……………….24
2. Структура, организация и современное состояние финансового
контроля в РФ……………………………………………………………28
2.1 Структура и организация финансового контроля…………………...28
2.2 Современное состояние ГФК в РФ…………………………………...36
3. Совершенствование организации финансового контроля в
РФ………………………………………………………………………...39
3.1 Становление и развитие аудиторского контроля……………………39
3.2 Пути совершенствования и повышения результативности
финансового контроля в России………………………………………42
Заключение ……………………………………………………………………..45
Список литературы……………………………………………………………..47
- органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов;
- отсутствует единая
Начиная с конца XIX века в России было предпринято несколько попыток введения системы аудита (в 1889,1912,1928 гг.), все они оказались неудачными из-за отсутствия механизма действия этих органов финансового контроля.
В СССР аудиторов не было.
Тогда действовали специальные
контрольно-ревизионные
Становление и развитие аудита в России прошло несколько этапов.
В условиях формирования в нашей стране рыночной экономики была сделана ещё одна попытка становления аудита. Это стало необходимым в связи с созданием совместных предприятий. Иностранные инвесторы требовали аудиторские заключения о деятельности фирм. Существует коренное отличие аудитора и ревизора – это независимость от клиента и беспристрастное суждение.
В 1987 году на основе
постановления Совета
Первый этап (1987-1993 гг.) характеризовался, с одной стороны директивным характером создания аудиторских организаций, с другой – стихийным характером зарождения аудиторской деятельности ( подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий).
Аудит, как вид профессиональной деятельности возник в России во многом под влиянием требований западных финансовых институтов. Законодательное закрепление частной собственности , появление хозяйственных обществ, уставной капитал которых формировался из вкладов негосударственных организаций и (или) физических лиц, привели к необходимости создания системы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью таких обществ. Этот контроль не должен был быть государственным и не должен осуществляться финансовыми службами самих обществ, так как информация о реальном положении дел не всегда бы доходила до акционеров.
Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» - август 2001 г.) – период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утверждённые Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2263, Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1996 г. № 482 « Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» и ряд других документов10.была начата работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы , начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.
За период 1994-2001 гг. Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) МФ РФ было выдано 23600 лицензий.
За период 1996-2000 гг. было разработано и одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика аудиторской деятельности, составлявшие методологическую основу российского аудита.
С начала 90-х годов основными органами государственного контроля стали налоговые органы. Несовершенство налогового законодательства, высокие санкции за налоговые правонарушения, в том числе совершенные по неосторожности не давали уверенности, даже добросовестным предпринимателям, в благополучном исходе налоговых проверок.
Поэтому аудиторскую проверку, примерно до середины 90-х годов воспринимали как аналог налоговой , позволяющую своевременно обнаружить имеющиеся ошибки и избежать налоговых санкций. Основным пользователем результатов такого аудита являлся главный бухгалтер. Критерием профессионализма считалось количество проверенных хозяйственных операций и толщина представленного отчёта, а мерилом качества – отсутствие претензий со стороны налоговых органов. Поэтому ценился не тот аудитор, который что-то выявляет и предлагает, а тот, который способен защитить от налоговиков.
По целям, технологиям и результатам российский аудит в этот период был далёк от общепринятого понятия аудита. Однако, и с правовой , и с практической точек зрения такой аудит вполне соответствовал потребностям хозяйствующих субъектов.
Третий этап аудиторской деятельности в России начался после принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (от 7 августа 2001 г. №119- ФЗ в редакции Федерального закона от 14 декабря 2001 г. № 164-ФЗ). Принятие этого закона позволило принять ряд нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.
Необходимость совершенствования
финансового контроля вызвана всё
возрастающими требованиями повышения
его эффективности и
Основным направлением является совершенствование законодательства, регулирующего осуществление финансового контроля.
В частности необходимо устранение существующих противоречий между отдельными законодательными актами, между законом и подзаконными актами, разъясняющими положения закона. Особое значение имеет повышение стабильности законодательства (особенно налогового), из-за частого внесения изменений в законы возникает большое количество неумышленного нарушения законодательства налогоплательщиками.
Совершенствование Государственного финансового контроля предполагает необходимость усиления последующего контроля за выполнением мероприятий, связанных с реализацией результатов проверок и ревизий. В настоящее время наблюдается низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проверок. Это связано с тем, что действующее законодательство не предусматривает мер ответственности к руководителям организаций, не обеспечившим возврат бюджетных средств. Соответственно в законодательстве должна быть уточнена ответственность должностных лиц за невыполнение предписаний органов финансового контроля, а также за нецелевое использование бюджетных средств.
Особое значение имеет повышение прозрачности и открытости финансовой информации и других показателей. Использование повышенных информационных технологий позволяет обеспечить открытость операций с бюджетными средствами, прозрачность доходов и расходов бюджетов. В некоторых странах для борьбы с коррупцией государственных служащих в открытом доступе на специальных сайтах Интернета размещают информацию о заключённых государственных контрактах на поставку товаров и услуг для государственных нужд, о размерах доходов и личного имущества государственных служащих.
Совершенствование финансового контроля тесным образом связано с улучшением кадрового состава органов финансового контроля (особенно государственного), привлечением на работу высокопрофессиональных специалистов. Для повышения профессионального уровня и закрепления сотрудников в органах финансового контроля необходимо обеспечивать достойный уровень оплаты труда, нормальные условия труда, личную безопасность. Высокая текучесть кадров в органах финансового контроля имеет мультипликационный негативный эффект: переход высококлассных специалистов органов государственного финансового контроля для работы в коммерческих организациях обусловлен возможностью использовать их опыт работы для создания, например, схем уклонения от налогообложения и др. финансовых нарушений.
Для повышения эффективности финансового контроля большую актуальность приобретает использование последних достижений научно-технического прогресса. В частности необходимо создание единой информационной системы, включающей различные базы данных, электронный документооборот, надёжную защиту информации, сетевые технологии. Появление более совершенных баз данных и правовых документов, компьютерных программ для анализа и контроля финансовой информации облегчит и ускорит работу контрольных органов.
Большие перспективы открывает
использование новых
Для повышения действенности финансового контроля необходима разработка более совершенной системы показателей оценки эффективности деятельности контрольных органов и проводимых контрольных мероприятий.
Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.
Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.
В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.
При совершенствовании системы финансового контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.
Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.
Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.
Весьма своевременным является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.
Информация о работе Финансовый контроль в Российской Федерации