Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:06, курсовая работа
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышения роли государства в системе управления экономикой , усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В связи с этим объективно возрастает значение и роль финансового контроля в системе государственного управления.
Введение ………………………………………………………………………..3
Сущность, значение, исторический аспект развития финансового контроля в России……………………………………………………………5
Сущность и значение финансового контроля………………………....5
Исторический аспект финансового контроля в России……………….8
а) Государственный финансовый контроль в дореволюционной
России……………………………………………………………………8
б) Государственный контроль в СССР………………………………..15
1.3 Система и принципы функционирования финансового контроля….19
1.4 Формы и методы проведения финансового контроля……………….24
2. Структура, организация и современное состояние финансового
контроля в РФ……………………………………………………………28
2.1 Структура и организация финансового контроля…………………...28
2.2 Современное состояние ГФК в РФ…………………………………...36
3. Совершенствование организации финансового контроля в
РФ………………………………………………………………………...39
3.1 Становление и развитие аудиторского контроля……………………39
3.2 Пути совершенствования и повышения результативности
финансового контроля в России………………………………………42
Заключение ……………………………………………………………………..45
Список литературы……………………………………………………………..47
К основным задачам общегосударственного финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и её субъектов; контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями.
Основные функции включают: проверку правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; обеспечение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внутреннего и внешнего долга.
При выявлении нарушений,
за которые предусмотрена
Правом назначения проверок соответствующими органами пользуются: Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федераций Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы – суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности и налоговой полиции, руководители органов государственного финансового контроля.
Общегосударственный контроль подразделяется на денежно-кредитный, валютный (осуществляется Центральным банком РФ), страховой ( Минфин РФ), таможенный (Государственный таможенный комитет РФ), налоговый (Министерство по налогам и сборам РФ). Использование государственных (преимущественно – бюджетных) средств на различных уровнях государственного управления (также бюджетной системы РФ) контролирует Казначейство РФ и его подразделения, специальные службы, создаваемые органами исполнительной власти (административный контроль) и представительной власти (парламентский контроль).
Ведомственный государственный контроль проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительной власти). В структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для проведения ведомственного контроля могут привлекаться ревизоры КРУ МФ РФ.
Общественный контроль происходит на основе общественных законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). Большую роль в осуществлении этого контроля играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и др. Общественный контроль базируется на информации, которую предоставляют органы Госкомстата РФ, государственного финансового контроля, счётными палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых гласность – важнейший принцип деятельности.
Аудиторский финансовый контроль. Согласно ст. 1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей. Помимо проверки достоверности финансовых показателей, аудитор разрабатывает предложения по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Кроме того аудиторская деятельность включает и дополнительные услуги: ведение и восстановление учёта, консультации по вопросам ведения учёта, налогообложения, обучение и др.
В России создана соответствующая правовая база аудиторской деятельности, определилась система её нормативного регулирования, проводится аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности, в соответствии с установленными государством правилами. Регулирование аудиторской деятельности возложено на Министерство финансов РФ.
Аудит может быть внутрифирменный и внешний.
Целью внутрифирменного
аудита является повышение
Внешний аудит проводят аудиторские службы по договорам с Государственной налоговой инспекцией, банками, страховыми компаниями, иностранными партнёрами.
Задачи аудиторского контроля состоят в следующем:
- проведение финансовой экспертизы;
- проведение проверок
и ревизий финансово-
- контроль за доходами, подлежащими налогообложению;
- консультации фирмам по учёту.
Аудиторское обслуживание гарантирует конфиденциальность, сохранение коммерческой тайны. В случае нарушения законодательства, аудитор обязан сообщить об этом в соответствующие службы. Деятельность аудиторских фирм координирует Аудиторская палата России, экономически они независимы от государства, у них есть свой устав и они обязаны получить лицензию на осуществление своей деятельности.
Существуют определённые принципы, по которым осуществляется финансовый контроль – это научно разработанные и апробированные практикой политические, организационные и правовые основы организации контроля, которые обеспечивают его эффективность.
Законность – один из основных принципов деятельности органов финансового контроля, так как сфера их деятельности в первую очередь – это законность использования государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов.
На основе многолетнего опыта в мире разработаны основные принципы деятельности государственного финансового контроля, к которым стремится каждое цивилизованное государство: независимость, объективность, компетентность и гласность.
Независимость органов финансового контроля на всех уровнях, как на государственном, так и на муниципальном должна быть закреплена законодательно. Это одно из условий осуществления эффективного финансового контроля. Независимость обеспечивается финансовой самостоятельностью контрольного органа.
Объективность и компетентность обеспечивают неукоснительное соблюдение проверяющими контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень их работы на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.
Гласность предусматривает постоянную связь контрольных органов с общественностью и средствами массовой информации, так как они отражают интересы налогоплательщиков, которые должны обладать информацией об использовании своих средств.
Из этих базовых принципов вытекают следующие: системность и плановость, коллегиальность и единоначалие, результативность, неподкупность субъектов контроля, согласованность действий различных контролирующих органов, финансовая дисциплина и финансовые санкции, оперативность и действенность контроля.
Успешная и эффективная деятельность в сфере экономики и финансов зависит от соответствующей организации и видов финансового контроля, форм и методов его проведения.
Различают следующие виды финансового контроля: государственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный и независимый (аудит).
В теории и практике государственного финансового контроля принято различать следующие его формы: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и др. Предварительный финансовый контроль носит профилактический, упреждающий характер, его цель - предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономически нецелесообразные хозяйственные операции.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчётов. Эта форма финансового контроля предполагает системный анализ финансовой деятельности проверяемого объекта в целях рационального и эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с поставленными задачами. Он играет большую роль в изыскании резервов и экономии финансовых ресурсов.
Последующий финансовый контроль проводится после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств по исполнению показателей бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, выполнению финансовых планов экономических субъектов, смет расходов организаций и учреждений. Проводится путём анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Эта форма контроля предназначена для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения фактических финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д. Методы финансового контроля могут быть различными, как правило, - это проверка, обследование, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг) и ревизия.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определённом участке деятельности проверяемого лица. Это контроль на основании первичных документов, балансовых отчётов по отдельным вопросам хозяйственной деятельности, при этом намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование, в отличие от проверки, охватывает более широкий спектр финансово- экономических показателей обследуемого экономического субъекта, для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. Проводятся хронографии, социологические исследования.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков, со стороны Минфина РФ - за аудиторскими и страховыми фирмами и т.д. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечёт за собой отзыв лицензии.
Анализ представляет собой детальное изучение квартальной и годовой отчётности с целью общей оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности, оценки финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль, например, со стороны кредитных организаций, за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платёжеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности.
Ревизии могут быть полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые, документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Финансовый контроль является
одним из функциональных элементов
управления финансами. Он тесно связан
и осуществляется одновременно с
другими элементами управления, такими
как финансовое планирование, оперативное
управление финансами. Посредством
финансового контроля проверяется
выполнение финансовых планов, организация
финансово-хозяйственной
Финансовый контроль выступает, как эффективный механизм обратной связи в цепочке от постановки целей и задач финансовой политики - до получения практических результатов развития экономики. Полученные в ходе финансового контроля цифры и факты , их анализ, являются основанием для изменения концепции финансовой политики, для разработки новых прогнозов, планов, перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений. А вновь созданные планы, формы и методы реализации финансовых отношений опять нуждаются в контроле.
Цель государственного финансового контроля в России – обеспечение полноты поступлений средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, государственных внебюджетных фондов, законности и правильности их расходования, сохранности и повышения эффективности использования государственной собственности, предотвращение финансовых нарушений и обеспечение экономической безопасности РФ.
Информация о работе Финансовый контроль в Российской Федерации