Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:06, курсовая работа
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышения роли государства в системе управления экономикой , усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В связи с этим объективно возрастает значение и роль финансового контроля в системе государственного управления.
Введение ………………………………………………………………………..3
Сущность, значение, исторический аспект развития финансового контроля в России……………………………………………………………5
Сущность и значение финансового контроля………………………....5
Исторический аспект финансового контроля в России……………….8
а) Государственный финансовый контроль в дореволюционной
России……………………………………………………………………8
б) Государственный контроль в СССР………………………………..15
1.3 Система и принципы функционирования финансового контроля….19
1.4 Формы и методы проведения финансового контроля……………….24
2. Структура, организация и современное состояние финансового
контроля в РФ……………………………………………………………28
2.1 Структура и организация финансового контроля…………………...28
2.2 Современное состояние ГФК в РФ…………………………………...36
3. Совершенствование организации финансового контроля в
РФ………………………………………………………………………...39
3.1 Становление и развитие аудиторского контроля……………………39
3.2 Пути совершенствования и повышения результативности
финансового контроля в России………………………………………42
Заключение ……………………………………………………………………..45
Список литературы……………………………………………………………..47
Образование фондов денежных средств государства и их использование в процессе выполнения государственных задач происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и не государственных организаций (возникновение и исполнение налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, расходование выделенных государственных ресурсов конкретными экономическими субъектами в процессе реализации тех или иных программ и т.д.), что, естественно, должно предусматривать адекватную систему ГФК.
Ключевым условием достижения целей и задач ГФК является соблюдение принципов, т.е. основных правил, охватывающих контрольную деятельность в целом, и основных требований, предъявляемых к организации системы ГФК.
Принципы функционирования финансового контроля мы рассматривали выше : принцип законности, независимости, гласности, объективности, ответственности, сбалансированности, системности. Подробнее рассмотрим основные требования к организации ГФК.
Для формирования и представления
органам государственной власти
и управления качественной контрольной
информации органу ГФК необходима качественная
информация о реальном состоянии или действии
контролируемого объекта. Государственным
контролёрам должно предоставляться право
доступа к любой необходимой для контроля
информации, независимо от стадии её формирования
или прохождения (к проектам документов,
черновым и беловым схемам, первичным
бухгалтерским документам, учетным регистрам,
отчетам, организационно-
Необходимо регламентировать порядок действий при получении информации у сотрудников проверяемых организаций, так как контрольные мероприятия не должны отвлекать, препятствовать или мешать должному исполнению этими сотрудниками своих непосредственных обязанностей. Соответственно, все эти вопросы должны быть закреплены в нормативно-правовом порядке.
Кроме того законодательство, регулирующее ГФК, должно содержать нормы о персональной ответственности государственных контролеров за распространение секретной информации (через средства массовой информации, при опубликовании отчетов и т. д), разглашение государственной и коммерческой тайны.
Успешно справиться с разнообразием в подконтрольной системе может только такой контролирующий орган, который сам достаточно разнообразен. Необходимо, чтобы звенья ГФК могли гибко настраиваться на изменения соответственных звеньев системы его объектов.
Постоянное адекватное функционирование органов ГФК позволит вовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений, а также своевременно их выявлять. Чтобы обеспечить постоянство в государственном контроле, целесообразно устанавливать периодичность ревизий и проверок для различных бюджетополучателей.
Требование комплексности
подразумевает сочетание
Все органы ГФК должны соответствующим образом отчитываться за свою деятельность (т.е. быть подотчетными на предмет качества выполнения своих функций). Например, качество работы органов ГФК исполнительной власти должно проверяться Счетной палатой РФ, качество работы последней - соответствующими парламентскими комитетами.
Если персонал органов ГФК, в служебные функции которого входит осуществление контроля, не обладает этими характеристиками, то даже идеально организованный контроль не сможет быть эффективным.
Рациональность ставящихся перед контрольным органом ГФК целей и задач, целесообразное распределение контрольных функций, целесообразность программ контроля и применяемых методов.
Со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают. Поэтому важно, чтобы система ГФК была построена таким образом, чтобы была возможность её расширения и модернизации для решения новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования государства.
В первую очередь должны проверяться наиболее важные объекты, где ГФК мог бы максимально способствовать экономии государственных средств и денег налогоплательщиков. Абсолютный контроль над обычными незначительными операциями (например, мелкие расходы) будет только отвлекать силы от более важных задач, но если какие-то области имеют стратегическое значение, то там обязательно должен быть налажен контроль.
Контроль необходимо организовывать рационально, так как это связано с дополнительными затратами труда и средств.
Динамичность, устойчивость,
непрерывность функционирования системы
ГФК обуславливается единством
и оптимальным уровнем
Каждая отдельная контрольная функция должна быть закреплена только за одним органом ГФК. Во избежание безответственности недопустимо закрепление отдельной функции за двумя или несколькими органами ГФК. Но закрепление нескольких контрольных функций за одним органом вполне допустимо.
Когда нет готового решения его приходится изобретать «на ходу» , в этом случае велика вероятность ненужных шагов, ненужных затрат, грубых ошибок. Без регламентации и применения типовых решений контрольная функция не сможет работать слажено во всех её звеньях. Конечно, все предусмотреть невозможно, приходится принимать решения в условиях неопределённости, но там, где это возможно, необходимо формально установить правила, регулирующие порядок деятельности.
Контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех его органов. Необходима четкая координация их усилий для решения задач ГФК.
Если сообщение запаздывает,
то нежелательные последствия
Планы ГФК, решения о назначении контроля не должны стать преждевременно известны контролируемым или преданы гласности во избежание подтасовок фактов или других негативных действий с их стороны.
Необходимо разделять
компетенцию органов ГФК
Иными словами: затраты на
создание и функционирование системы
ФК не должны превышать ожидаемых (предполагаемых)
убытков в результате отсутствия
контрольных мероприятий (т.е. не должны
превышать дополнительно
Данное требование также предполагает необходимость оптимизации оргструктуры ГФК т.е. выявление и упразднение ненужных звеньев, оптимального сочетания централизации и децентрализации управления в структуре органов.
Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы органов ГФК. Однако организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей базируется на общих принципах, выработанных многолетним международным опытом. Органы ГФК тесно взаимодействуют с органами государственной власти, направляют им материалы по итогам контрольных мероприятий, оказывают консультации, проводят анализ и дают заключения по финансово-хозяйственным вопросам, использованию государственных ассигнований на различные цели и т.д.
В таблице 1 отражена система органов общегосударственного контроля в РФ:
Таблица 1.
Субъекты контроля законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления |
Субъекты контроля исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления |
|
|
|
2.5 Отраслевые органы управления - главные распорядители средств бюджета субъекта РФ |
|
|
Текущее состояние государственного контроля в стране нельзя назвать удовлетворительным. Большой ущерб казне наносят нарушения, при совершении экспортно-импортных операций, распределения и использования валютных средств, подлежащих перечислению в бюджет. Слабость системы государственного контроля над правонарушителями в банковской сфере приводит к «отмыванию» преступно нажитых капиталов и , в первую очередь, через банки, использующие высокие технологии.
В настоящее время
в РФ функционирует множество
контролирующих и надзирающих органов
различной ведомственной
Как сообщил на Интернет - конференции, состоявшейся 1 июля 2009 года, Председатель Счетной палаты РФ Степашин Сергей Вадимович, основными факторами, ограничивающие деятельность финансового контроля в РФ являются:
- отсутствие четкой и
полной нормативно-правовой
- организационная структура
органов ГФК недостаточно
- законодательно не определены статус органов ФК РФ и её регионов, место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе;
- отсутствует четкое
разграничение сфер
Информация о работе Финансовый контроль в Российской Федерации