Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:06, курсовая работа
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышения роли государства в системе управления экономикой , усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В связи с этим объективно возрастает значение и роль финансового контроля в системе государственного управления.
Введение ………………………………………………………………………..3
Сущность, значение, исторический аспект развития финансового контроля в России……………………………………………………………5
Сущность и значение финансового контроля………………………....5
Исторический аспект финансового контроля в России……………….8
а) Государственный финансовый контроль в дореволюционной
России……………………………………………………………………8
б) Государственный контроль в СССР………………………………..15
1.3 Система и принципы функционирования финансового контроля….19
1.4 Формы и методы проведения финансового контроля……………….24
2. Структура, организация и современное состояние финансового
контроля в РФ……………………………………………………………28
2.1 Структура и организация финансового контроля…………………...28
2.2 Современное состояние ГФК в РФ…………………………………...36
3. Совершенствование организации финансового контроля в
РФ………………………………………………………………………...39
3.1 Становление и развитие аудиторского контроля……………………39
3.2 Пути совершенствования и повышения результативности
финансового контроля в России………………………………………42
Заключение ……………………………………………………………………..45
Список литературы……………………………………………………………..47
Введение ………………………………………………………
а) Государственный финансовый контроль в дореволюционной
России……………………………………………………………
б) Государственный контроль в СССР………………………………..15
1.3 Система и принципы функционирования финансового контроля….19
1.4 Формы
и методы проведения
2. Структура, организация и современное состояние финансового
контроля в РФ……………………………………………………………28
2.1 Структура и организация финансового контроля…………………...28
2.2 Современное состояние ГФК в РФ…………………………………...36
3. Совершенствование организации финансового контроля в
РФ……………………………………………………………………….
3.1 Становление и развитие аудиторского контроля……………………39
3.2 Пути совершенствования и повышения результативности
финансового контроля в России………………………………………42
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышения роли государства в системе управления экономикой , усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В связи с этим объективно возрастает значение и роль финансового контроля в системе государственного управления.
Ни одно государство не может эффективно функционировать без хорошо отлаженной системы государственного контроля. С контроля начинается исполнительность, ответственность, сбалансированность развития и безопасность общественной системы, населения, человека, субъектов экономических отношений. Основной алгоритм финансового контроля: решение (закон) – действие – контроль (исполнение) с прямой и обратной связью и критерием: неотвратимость наказания, воздействия. Чем выше уровень развития общества, его производительных сил, чем шире производственно-экономические, социальные и другие отношения, тем более высокие требования общество предъявляет к контролю. Зачастую ужесточение системы контроля воспринимается как подавление демократии, но такая позиция – ход к свободе коррупции, казнокрадства и вседозволенности. А, следовательно, – ход к распаду государства.
В современном мире, в международных отношениях, крупном бизнесе, финансовая система, вооружившись современной информационной технологией и адекватными технологиями электронной связи, по существу переведена на виртуальные денежно-финансовые валютные отношения, это позволяет упростить обслуживание коррупционного и теневого капитала, технологию его отмывания, осуществление крупных спекулятивных махинаций, включая даже организацию локальных финансовых кризисов с целью финансового давления на крупных конкурентов и спекулятивного самовозрастания капитала крупнейших банков и мафиозных организаций. Виртуальная система финансов теряет контроль и свою открытость, это в свою очередь требует нахождения новых путей организации мероприятий по финансовому контролю в этой области.
Для себя я определила особую важность этого вопроса, целью моей курсовой работы является изучение состояния финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе, его систему, формы и методы. Кроме того определить пути повышения эффективности финансового контроля в нашей стране.
Финансовый контроль – это совокупность действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов в системе субъектов хозяйствования.1
Т.е. это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государственных органов, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. В Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. дано определение контроля, не утратившее своё значение и в настоящее время: « Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы управления, целью которого является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причинённый ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем».
Финансовый контроль – важнейший элемент управления финансами. Без надлежащего финансового контроля любые задачи и результаты финансового распределения будут сведены на нет. В условиях современной рыночной экономики значение финансового контроля возрастает по сравнению с прежней административной экономикой по следующим причинам:
Сама природа финансовых
отношений требует более
Основные задачи финансового контроля:
- соблюдение законности при формировании финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и местного самоуправления;
- полное и своевременное
выполнение органами власти, организациями
и гражданами финансовых
- обеспечение законности и эффективности использования финансовых ресурсов;
- предупреждение и выявление финансовых правонарушений;
- защита финансовых интересов
и безопасности государства,
Объектом финансового контроля являются финансовые показатели, это стоимостной контроль, он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов. Он включает контроль за соблюдением законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведённых расходов (показатели себестоимости, рентабельности, прибыльности) необходимым условием результативности финансового контроля является правильно поставленный бухгалтерский учёт.
Уполномоченные органы, а также специалисты, осуществляющие контрольную деятельность, являются субъектами финансового контроля, их состав, полномочия и границы ответственности установлены Бюджетным кодексом РФ.
Так как финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (на федеральном и региональном уровнях, на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Государственный финансовый контроль распространяется только на звенья системы государственных финансов. Финансовый контроль в сфере материального производства и частных предприятий проводится самими владельцами этих предприятий – от него зависит результат деятельности самого предприятия. Самостоятельным звеном финансового контроля является аудиторский контроль – его осуществляют квалифицированные бухгалтеры и ревизоры. В РФ аудиторские службы объединены в ассоциацию аудиторов.
При проведении финансового контроля выполняются следующие этапы:
- планирование контрольного мероприятия (составление плана работы, программы проверки);
- организация и проведение контрольного мероприятия;
- подготовка акта (если выявлены нарушения) или справки (если нарушения не обнаружены) по результатам контрольного мероприятия;
- реализация материалов контрольного мероприятия (устранение выявленных нарушений и недостач и т.д.)
Первым органом
В таком виде ГФК просуществовал до 1701 года, когда его контрольные функции были переданы в Ближнюю канцелярию2. В её обязанности входил контроль над всеми центральными учреждениями по делам государственного хозяйства и денежными сборами и расходами в государстве. Она проводила ревизию приходно-расходных книг и исполняла государевы поручения. Все приказы и ратуши отчитывались помесячно (а в январе - погодно) доставляя в Ближнюю канцелярию подлинные перечневые ведомости о приходе и расходе денежной и всякой другой наличности, о наличном составе служилых людей, с обозначением получаемых ими окладов жалованья. В 1719 году Ближняя канцелярия была преобразована в Ревизион-коллегию. Петр I учредил девять коллегий, три из них были чисто финансовыми учреждениями. Камер-коллегия управляла государственными доходами, Штатс-контор-коллегия заведовала государственными расходами, Ревизион- коллегия была учреждена для проверки счетов по государственным доходам и расходам как в денежном, так и в материально-вещественном выражении. Кроме того она судила и наказывала чиновников за преступления в области государственных доходов и отчётности.3 Выявленные злоупотребления она доводила до сведения Сената и при его содействии производила взыскания.
В 1722 году Ревизион-коллегия
была переименована в Ревизион-
При Екатерине I Ревизион- контора снова становится самостоятельным учреждением, с прежним названием – Ревизион коллегия. Но постепенно она перестала являться высшим органом государственного финансового контроля, она стала ограничиваться наблюдательными функциями. Это произошло из- за того, что ревизию военной, адмиралтейской, коммерческой коллегии стала вести новая учреждённая Временная комиссия. Для проведения различных проверок изымались различные документы, что препятствовало должному контролю со стороны Ревизион-коллегии.
Анна Иоановна своим регламентом Ревизион-коллегии 1733г. увеличила влияние этой службы и вернула ей первоначальные полномочия путём штрафов и, даже, каторги за просроченные сроки доставки отчётов о доходах и расходах. Но уже при Елизавете Петровне значение и роль Ревизион-коллегии снижается в связи с упадком Сената.
Значительные преобразования в области государственного финансового контроля произошли в годы правления Екатерины II, с 1775 года ревизионная деятельность была значительно децентрализована. Теперь ревизия поручалась Счетным экспедициям при Казённых палатах, которые производили ревизию по подлинным документам. Казённым палатам, напрямую подчинённым Сенату, было вверено управление всеми казёнными сборами губерний, ведение приходов и расходов, ревизия всех отчётов по губернии, составление общих ведомостей о доходах и расходах и предоставление их в Ревизион-коллегию. С 31 декабря 1779 года ревизия счетов всех подведомственных губернии территорий была возложена на Казенные палаты. А в 1780 году учреждена была Государственная экспедиция свидетельства счетов, при Сенате, ей были поручены проверки отчётов Казённых палат и столичных присутственных мест. В связи с образованием Государственной экспедиции свидетельства счетов, подчиненной государственному казначею, в 1781 году Ревизион-коллегия была упразднена.
Несмотря на все преобразования деятельность ГФК сокращалась, по мере увеличения числа мест и лиц, изъятых от его ревизии.
Александр I начал свою преобразовательскую деятельность с манифеста от 25 июля 1810 года. Управление государственными доходами и расходами теперь разделялось на три, совершенно самостоятельные и друг от друга не зависящие, структуры. Министерству финансов были переданы все государственные доходы, Государственному казначейству – все расходы, Главному управлению ревизии государственных счетов (учреждённому 28 января 1811 года) – проверка приходов и расходов, ревизия всех государственных счетов. Главное управление ревизии государственных счетов было разделено на два департамента: 1) Департамент для проверки счетов гражданского ведомства; 2) Департамент для проверки счетов по военной и морской частям. В1829 году проверку счетов по морской части выдели в отдельный департамент. Главное управление ревизии государственных счетов по подлинным книгам и счетам проверяло количество сумм и капиталов, поступивших в приход и употребившихся в расход. При этом выяснялось: были ли соблюдены при расходовании сумм установленные правила и интересы казны, верно ли составлены счета, не оставалось ли где-либо суммы без движения и проч. После чего главное управление выдавало расчетные свидетельства учреждениям и лицам, действия которых оказывались исправными, и производило взыскание с виновных лиц и учреждений4.
Информация о работе Финансовый контроль в Российской Федерации