Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:17, курсовая работа
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией РК. Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово – правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово – правовых институтах и закреплённые соответствующим законодательством.
Введение………………………………………………………………….........3
1Понятие и сущность финансового контроля
Назначение финансового контроль и его элементы …………………….5
Цели, задачи и функции финансового контроля…………………….......9
Классификация финансового контроля………………………………......11
Организация финансового контроля в РК
Субъекты осуществляющие финансовый контроль в РК………….……..21
Зарубежный опыт организации финансового контроля……………..........36
Перспективы и тенденции развития финансового контроля в РК……….38
Заключение…………………………………………………………….…….…..41
Список использованных источников…………………………………………..43
Контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки.
Осуществление контроля состоит из трех стадий:
1) сбор информации; 2) оценка информации; 3) реагирование на собранную информацию.
В процессе сбора информации субъект контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте. Далее, получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать вывод о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и т.п. Вывод о характере поведения, определяет форму реагирования - наказать или поощрять, либо принимать иные меры.
Применение конкретного
Используются следующие методы финансового контроля:
Одним из основных и наиболее эффективных методов финансового контроля является ревизия. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.
Обычно в процессе проведения ревизии сочетаются несколько методов финансового контроля.
По полноте охвата ревизии бывают:
По объекту проверки ревизии подразделяются на:
а) документальные, когда проверяется лишь документация;
б) фактические, когда в дополнение исследования документов проводится инвентаризация.
По организационному признаку ревизии делятся на:
Результаты ревизии
В акте ревизии отражаются
достоверные, документально подтвержденные
данные, характеризующие финансово-
К акту ревизии
также прилагаются все
Акт ревизии служит основанием для:
а) привлечения виновных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с нормами трудового законодательства;
б) предъявление гражданского иска к физическим и юридическим лицам;
в) возбуждение уголовного дела, если ревизией выявлены факты злоупотреблений, хищений и преступного разбазаривания государственных денежных средств. В этом случае акт ревизии направляется в следственные органы;
г) принятие решений, направленных на устранение нарушений законодательства и финансовой дисциплины, ликвидацию причин и условий, порождающих эти нарушения и недостатки, на обеспечение законного и эффективного использования государственных денежных средств, возмещение причиненного государству ущерба. [4,124].
Глава 2 Организация внутреннего контроля в РК
2.1 Субъекты осуществляющие финансовый контроль
Систему органов государственного финансового контроля составляют:
Счетный комитет является высшим органом государственного финансового контроля, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан.
Основными задачами
Счетного комитета являются:
1) контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения республиканского бюджета;
2) выполнение поручений
Президента Республики
3) контроль за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет, а также за возвратом сумм поступлений из республиканского бюджета;
4) контроль за целевым
и эффективным использованием
средств республиканского
5. Правовое положение
Счетного комитета
6. Структуру Счетного
комитета образуют
Функции Счетного комитета
1) устанавливает порядок проведения внешнего контроля за исполнением республиканского бюджета;
2) определяет порядок
проведения оценки
3) разрабатывает совместно
с центральным уполномоченным
органом по внутреннему
4)осуществляет контроль:
-эффективности использования средств
республиканского бюджета;
-за деятельностью государственных органов
и организаций всех форм собственности
по обеспечению полноты и своевременности
поступлений в республиканский бюджет,
а также за возвратом сумм поступлений
из республиканского бюджета;
-за бюджетными инвестициями;
-за исполнением чрезвычайного государственного
бюджета;
- за исполнением решений, принятых по
итогам контрольных мероприятий;
5) предоставляет ежеквартальную
информацию Президенту
6) организует повышение квалификации и переподготовку кадров в области внешнего контроля;
7) в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью физических и юридических лиц, использующих бюджетные средства, лиц, оказывающих финансовые услуги, в том числе на основе гражданско-правовых сделок, на всех стадиях освоения бюджетных средств;
8) дает оценку эффективности и результативности исполнения республиканских бюджетных программ (подпрограмм);
9) применяет меры по выявлению и недопущению нецелевого, необоснованного и неэффективного использования средств республиканского бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и другими нормативными правовыми актами.
Таблица 2-Структура Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета
№ п/п |
Наименование структурного подразделения |
Количество единиц |
1. |
Руководство |
9 |
Аппарат Счетного комитета | ||
2. |
Руководитель аппарата |
1 |
3. |
Отдел контроля доходов республиканского бюджета |
9 |
4. |
Отдел контроля расходов республиканского бюджета |
26 |
- Сектор контроля расходов бюджета |
10 | |
- Сектор контроля бюджетных кредитов |
6 | |
- Сектор контроля приобретение финансовых активов и погашение займов |
6 | |
5. |
Отдел контроля субъектов квазигосударственного сектора |
9 |
6. |
Отдел методологии и внешних связей |
7 |
7. |
Отдел анализа и информатизации |
11 |
- Сектор анализа и оценки рисков |
6 | |
- Сектор информатизации и мониторинга |
3 | |
8. |
Юридический отдел |
7 |
- сектор экспертизы и мониторинга законодательства |
3 | |
- сектор правового обеспечения контрольной работы |
2 | |
9. |
Административно - финансовый отдел |
10 |
- сектор финансов и материального обеспечения |
3 | |
- сектор документаоборота и кадровой работы |
5 | |
10. |
Отдел внутреннего контроля и обеспечения деятельности Председателя Счетного комитета |
6 |
Всего |
95 |
Таблица 3 - Экономические показатели Счетного комитета
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2008 |
2009 |
2010 |
Контрольные мероприятия |
Ед. |
37,0 |
47,0 |
61,0 |
Количество объектов контроля |
Ед. |
327,0 |
382,0 |
386 |
Выявлено нарушений |
Млн. тг. |
114,0 |
139,7 |
159,7 |
Восстановлено средств объектами контроля |
Млн. тг |
2,1 |
29,0 |
27,0 |
Затраты РБ |
Млн. тг |
2703,6 |
3,118,6 |
4,200000 |
Объем средств охваченных контролем |
Млн. тг |
655,1 |
1409,0 |
|
Удельный вес выявленных нарушений в затратах РБ |
В % |
24,2 |
45,2 |
50,0 |
Передано в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений |
материалов |
27,0 |
40,0 |
46,0 |
Привлечено должностях лиц к ответственности |
чел |
121,0 |
150,0 |
- |
административной |
чел |
2,0 |
1,0 |
- |
дисциплинарной |
чел |
119,0 |
149,0 |
33,0 |
Важную роль в осуществлении финансового контроля играет Комитет финансового контроля который является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим в пределах компетенции центрального исполнительного органа реализационные и контрольные функции в сфере внутреннего финансового контроля и государственных закупок, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и другими законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
Комитет имеет территориальные подразделения, являющиеся юридическими лицами в форме государственного учреждения, создаваемые и упраздняемые Правительством Республики Казахстан, к которым относятся Инспекции финансового контроля по областям и городам Астана и Алматы, подконтрольные и подотчетные Комитету.
Функции и права Комитета:
Информация о работе Финансовый контроль: теория, практика и зарубежный опыт