Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:17, курсовая работа
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией РК. Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово – правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово – правовых институтах и закреплённые соответствующим законодательством.
Введение………………………………………………………………….........3
1Понятие и сущность финансового контроля
Назначение финансового контроль и его элементы …………………….5
Цели, задачи и функции финансового контроля…………………….......9
Классификация финансового контроля………………………………......11
Организация финансового контроля в РК
Субъекты осуществляющие финансовый контроль в РК………….……..21
Зарубежный опыт организации финансового контроля……………..........36
Перспективы и тенденции развития финансового контроля в РК……….38
Заключение…………………………………………………………….…….…..41
Список использованных источников…………………………………………..43
Принципами государственного финансового контроля являются:
а) принцип независимости — недопущение вмешательства, посягающего на независимость органов государственного финансового контроля и его работников при осуществлении ими деятельности;
б) принцип объективности — проведение контроля строго в соответствии с законодательством Республики Казахстан, со стандартами государственного финансового контроля, исключение конфликта интересов;
в) принцип достоверности — подтверждение результатов контроля бухгалтерскими, банковскими и иными документами объекта контроля;
г) принцип прозрачности — ясность изложения результатов контроля, подотчетность органов государственного финансового контроля Президенту Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан, маслихатам, руководителям государственных органов, общественности;
д) принцип компетентности — совокупность необходимых для осуществления контроля профессиональных знаний и навыков работников органов государственного финансового контроля;
е) принцип гласности — обязательная публикация результатов государственного финансового контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.
Ведомственный финансовой контроль осуществляется в пределах полномочий отдельного министерства, ведомства за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций. [1.ст.137]
К основным задачам ведомственного контроля относятся:
- контроль за выполнением плановых заданий;
- экономное использование
материальных и финансовых
Сохранность собственности;
- правильность постановки бухгалтерского учета;
- пресечение фактов
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). Объектом выступают производственная и финансовая деятельность предприятия и его структурных подразделений.
Финансовый контроль также классифицируется по сфере деятельности в зависимости от нее видами государственного финансового контроля являются:
1) контроль в сфере организации денежной системы и обеспечения ее нормального функционирования;
2) валютный контроль;
3) бюджетный контроль;
4) налоговый контроль;
5) контроль в сфере
государственной банковской
6) контроль в сфере государственного страхования;
Государственный контроль в сфере денежной системы призван обеспечить ее нормальное функционирование и соблюдение того законодательства, посредством которого организуется сама денежная система.
Следующий вид финансового контроля - валютный контроль, который является важным направлением валютного регулирования. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основным направлением валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а так же обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Республики Казахстан;
в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
г) проверка полноты и
объективности учета и
Бюджетный контроль имеет своим предметом бюджет в двух его качествах: как финансовый план и как фонд денежных средств.
Бюджет как финансовый план. В этом случае контролируются процессы прохождения акта о бюджете через стадии бюджетного планирования, т.е. проверяется исполнение соответствующими государственными органами своих обязанностей по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению и заключению бюджета.
Бюджет как фонд денежных
средств. В данном случае контролируется
материальная сторона бюджета - его
формирование, распределение и организация
использования как фонда
Субъектами бюджетного контроля являются те органы, которые утверждают бюджет: Парламент в отношении республиканского бюджета, маслихаты по поводу местных бюджетов. При них могут создаваться специальные органы бюджетного контроля.
К бюджетному контролю примыкает
налоговый контроль. Так как все
налоги поступают только в бюджет,
то налоговый контроль можно рассматривать
как вид бюджетного контроля, связанного
с формированием доходной части
бюджета. Но традиционно налоговый
контроль рассматривает в роли самостоятельной
разновидности финансового
Значимость налогового контроля, прежде всего, обусловлена его задачами, главная из которых - это обеспечение соблюдения норм налогового законодательства, как налогоплательщиками, так и налоговыми органами.[16-250]
Контроль в сфере
а) банки, в числе которых первоочередное место занимают банки, находящиеся в государственной собственности; б) клиенты банков.
Негосударственные банки проверяются на предмет соблюдения установленных государством правил ведения банковских операций. В государственных банках помимо этого проверяется законность операций по формированию, распределению и расходованию ссудных фондов, которые представляют собой собственность государства.
Клиента банков проверяются
на предмет: а) соблюдения правил ведения
банковских операций; б) выполнение финансовых
обязательств, вытекающих из договоров
государственного банковского кредитования.
Здесь, в свою очередь, контролируется:
а) целевое использование
Основным субъектом
Он может поручить проверку деятельности банков и их филиалов аудиторской организации (аудитору), которая в этом случае будет выполнять роль агента банковского контроля.[4 ст.62]
Следующим видом финансового контроля является контроль в сфере государственного страхования.
Страховая деятельность подвергается
довольно тщательной правовой регламентации,
а равно и значительному
собой осуществление финансовой деятельности государства и соответственно - государственного финансового контроля.
Предметом государственного финансового контроля в сфере страхования, в основном, являются два момента:
а) осуществление государственного
страхования (т.е. страхование имущественных
интересов государства, финансируемое
за счет государственных денежных фондов).
В настоящее время такое
б) деятельность государственных
страховых организаций. Предметом
контроля выступает законность и
целесообразность использования денежных
фондов этих страховых организаций.
Следует иметь в виду, что в
рыночных условиях государственные
страховые организации
«Государственный контроль за положением дел на страховом рынке осуществляется уполномоченным органом государства и другими государственными органами в пределах их компетенций».[5 ст. 41]
Аудиторский контроль. Это
новый вид финансового
Основные задачи аудиторского контроля:
Аудиторские службы могут
оказывать и другие услуги: постановку
и ведение бухгалтерского учета;
составление бухгалтерской
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации; страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
Обязательная аудиторская
проверка может быть проведена и
по поручению государственных
Аудиторские проверки могут
проводить как отдельные
1. Приемы фактического контроля могут быть разделены на 3 группы:
2. Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;
Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.
Встречный контроль
- контроль третьих лиц,
Под методом финансового контроля понимается конкретные приемы и способы его осуществления.
Информация о работе Финансовый контроль: теория, практика и зарубежный опыт