Финансовый контроль: теория, практика и зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией РК. Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово – правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово – правовых институтах и закреплённые соответствующим законодательством.

Содержание

Введение………………………………………………………………….........3
1Понятие и сущность финансового контроля
Назначение финансового контроль и его элементы …………………….5
Цели, задачи и функции финансового контроля…………………….......9
Классификация финансового контроля………………………………......11
Организация финансового контроля в РК
Субъекты осуществляющие финансовый контроль в РК………….……..21
Зарубежный опыт организации финансового контроля……………..........36
Перспективы и тенденции развития финансового контроля в РК……….38
Заключение…………………………………………………………….…….…..41
Список использованных источников…………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

финансовый контроль.docx

— 165.95 Кб (Скачать)

Принципами государственного финансового контроля являются:

а) принцип независимости — недопущение вмешательства, посягающего на независимость органов государственного финансового контроля и его работников при осуществлении ими деятельности;

б) принцип объективности — проведение контроля строго в соответствии с законодательством Республики Казахстан, со стандартами государственного финансового контроля, исключение конфликта интересов;

в) принцип достоверности — подтверждение результатов контроля бухгалтерскими, банковскими и иными документами объекта контроля;

г) принцип прозрачности — ясность изложения результатов контроля, подотчетность органов государственного финансового контроля Президенту Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан, маслихатам, руководителям государственных органов, общественности;

д) принцип компетентности — совокупность необходимых для осуществления контроля профессиональных знаний и навыков работников органов государственного финансового контроля;

е) принцип гласности — обязательная публикация результатов государственного финансового контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.

Ведомственный финансовой контроль осуществляется в пределах полномочий отдельного министерства, ведомства  за деятельностью входящих в их систему  предприятий, организаций. [1.ст.137]

К основным задачам ведомственного контроля относятся:

- контроль за выполнением плановых заданий;

- экономное использование  материальных и финансовых ресурсов;

Сохранность собственности;

- правильность постановки  бухгалтерского учета;

- пресечение фактов бесхозяйственности  и расточительности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). Объектом выступают производственная и финансовая деятельность предприятия и его  структурных подразделений.

Финансовый контроль также  классифицируется по сфере деятельности в зависимости от нее видами государственного финансового контроля являются:

1) контроль в сфере  организации денежной системы  и обеспечения ее нормального  функционирования;

2) валютный контроль;

3) бюджетный контроль;

4) налоговый контроль;

5) контроль в сфере  государственной банковской деятельности;

6) контроль в сфере  государственного страхования;

Государственный контроль в  сфере денежной системы призван  обеспечить ее нормальное функционирование и соблюдение того законодательства, посредством которого организуется сама денежная система.

Следующий вид финансового  контроля - валютный контроль, который  является важным направлением валютного  регулирования. Целью валютного  контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при  осуществлении валютных операций.

Основным направлением валютного  контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых  для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте перед государством, а так же обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Республики Казахстан;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и  объективности учета и отчетности по валютным операциям нерезидентов в валюте Республики Казахстан; [3ст.6]

Бюджетный контроль имеет  своим предметом бюджет в двух его качествах: как финансовый план и как фонд денежных средств.

Бюджет как финансовый план. В этом случае контролируются процессы прохождения акта о бюджете  через стадии бюджетного планирования, т.е. проверяется исполнение соответствующими государственными органами своих обязанностей по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению и заключению бюджета.

Бюджет как фонд денежных средств. В данном случае контролируется материальная сторона бюджета - его  формирование, распределение и организация  использования как фонда денежных средств, включая контроль за использованием государственными предприятиями и учреждениями, а также иными организациями полученных бюджетных ассигнований.

Субъектами бюджетного контроля являются те органы, которые утверждают бюджет: Парламент в отношении  республиканского бюджета, маслихаты по поводу местных бюджетов. При них могут создаваться специальные органы бюджетного контроля.

К бюджетному контролю примыкает  налоговый контроль. Так как все  налоги поступают только в бюджет, то налоговый контроль можно рассматривать  как вид бюджетного контроля, связанного с формированием доходной части  бюджета. Но традиционно налоговый  контроль рассматривает в роли самостоятельной  разновидности финансового контроля. В настоящее время это мнение получило дополнительную аргументацию в виде существования специального органа налогового контроля - Министерства государственных доходов, а также  наличия специального правового  акта - Налогового кодекса, в котором  регламентируется самостоятельность  данного вида контроля.

Значимость налогового контроля, прежде всего, обусловлена его задачами, главная из которых - это обеспечение  соблюдения норм налогового законодательства, как налогоплательщиками, так и  налоговыми органами.[16-250]

Контроль в сфере государственной  банковской деятельности. В качестве подконтрольных объектов выступает  две группы субъектов:

а) банки, в числе которых  первоочередное место занимают банки, находящиеся в государственной  собственности; б) клиенты банков.

Негосударственные банки  проверяются на предмет соблюдения установленных государством правил ведения банковских операций. В государственных  банках помимо этого проверяется  законность операций по формированию, распределению и расходованию ссудных  фондов, которые представляют собой  собственность государства.

Клиента банков проверяются  на предмет: а) соблюдения правил ведения  банковских операций; б) выполнение финансовых обязательств, вытекающих из договоров  государственного банковского кредитования. Здесь, в свою очередь, контролируется: а) целевое использование полученной от государственного банка ссуды; б) своевременность погашения этой ссуды и уплаты процентов по ней.

Основным субъектом банковского  контроля выступает Национальный банк Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана является единственным органом, имеющим право осуществлять проверку всех финансово-хозяйственной деятельности банков Республики Казахстан и их филиалов.

Он может поручить проверку деятельности банков и их филиалов аудиторской организации (аудитору), которая в этом случае будет выполнять роль агента банковского контроля.[4 ст.62]

Следующим видом финансового  контроля является контроль в сфере  государственного страхования.

Страховая деятельность подвергается довольно тщательной правовой регламентации, а равно и значительному контролю со стороны государства. Для этой цели нередко создаются специализированные органы государственного страхового надзора. Но когда предметом контроля выступают  негосударственные страховые организации, выражающие собой частные финансы  страхования, этот государственный  контроль не выражает

собой осуществление финансовой деятельности государства и соответственно - государственного финансового контроля.

Предметом государственного финансового контроля в сфере  страхования, в основном, являются два  момента:

а) осуществление государственного страхования (т.е. страхование имущественных  интересов государства, финансируемое  за счет государственных денежных фондов). В настоящее время такое страхование  осуществляется в отношении некоторых  категорий государственных служащих, чья деятельность носит характер повышенной опасности (военнослужащие, работники правоохранительных органов  и т.п.). Предметом контроля в данном случае выступает правильность использования  тех денежных средств, которые государство  отпускает на оплату страхования  своих имущественных интересов  и своих государственных служащих;

б) деятельность государственных  страховых организаций. Предметом  контроля выступает законность и  целесообразность использования денежных фондов этих страховых организаций. Следует иметь в виду, что в  рыночных условиях государственные  страховые организации создаются  крайне редко.

«Государственный контроль за положением дел на страховом рынке осуществляется уполномоченным органом государства и другими государственными органами в пределах их компетенций».[5 ст. 41]

Аудиторский контроль. Это  новый вид финансового контроля, возникший в РК. С переходом  к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также  к объективности при оценке их финансового состояния.

Основные задачи аудиторского контроля:

  • установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РК;
  • проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут  оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и  прогнозирование финансово-хозяйственной  деятельности; обучение работников бухгалтерских  служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских  проверок.

Аудиторская проверка может  быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях. Обязательной аудиторской  проверке подлежат все кредитные  организации; страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые  за счет обязательных отчислений, благотворительные  фонды, все предприятия, созданные  в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие  в уставном фонде долю, принадлежащую  иностранным инвесторам.

Обязательная аудиторская  проверка может быть проведена и  по поручению государственных органов - прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут  проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и  аудиторские фирмы (в том числе  иностранные). [6, ст.7-1]

1. Приемы фактического контроля могут быть разделены на 3 группы:

    • инвентаризация;
    • экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного объема и количества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и  выхода готовой продукции;
    • визуальное наблюдение при непосредственном обследовании складских помещений, производственных подразделений.

2. Время проведения —   предварительный,   текущий   (оперативный), последующий;

    • Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения  финансовых  нарушений.

Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов   для  предотвращения неэкономного и  неэффективного расходования средств. 

    • Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в   момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд  и  субсидий  и т. д.  Он  предупреждает  возможные   злоупотребления   при   получении и расходовании  средств,  способствует  соблюдению  финансовой  дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль  здесь  играют бухгалтерские службы.
    • Последующий финансовый контроль, проводимый  путем  анализа  и  ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации,  предназначен  для оценки результатов финансовой деятельности экономических  субъектов,  эффективности осуществления  предложенной  финансовой  стратегии,   сравнения   финансовых издержек с прогнозируемым

   Встречный контроль - контроль третьих лиц, связанный  с необходимостью получения информации  в отношении объекта государственного  финансового контроля, который заключается  в сопоставлении документов, связанных  между собой единством операций. Встречный контроль проводится  исключительно по вопросам взаимоотношений  с основным объектом государственного  финансового контроля и в рамках  проверяемого вопроса.

Под методом финансового  контроля понимается конкретные приемы и способы его осуществления.

Информация о работе Финансовый контроль: теория, практика и зарубежный опыт