Финансовый анализ в коммерческих банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:10, реферат

Описание работы

Риск ликвидности связан с потерей возможности быстро превращать свои активы в денежную форму или привлекать дополнительные ресурсы в достаточном объёме для оплаты предъявляемых обязательств.

Работа содержит 1 файл

Финансовый анализ в коммерческих банках.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

Долгосрочную  ликвидность банка характеризует  показатель Н 4. Он рассчитывается в виде отношения долгосрочных кредитов (сроком свыше одного года) к собственному капиталу и обязательствам банка сроком погашения свыше одного года. Максимальное значение установлено в пределах 120 %. 

Показателем ликвидности является также и показатель Н 5, характеризующий долю ликвидных активов в общей сумме реальных активов. Минимально допустимое значение, с баланса на 1.07.96 года - 10 %, на 1.07.97 года - 20 %. 

Одним из методов  регулирования деятельности кредитных  организаций, получившим развитие в последнее время. является ограничение крупных по величине рисков. 

В этой связи  в Инструкции ЦБ РФ № 1 предусмотрен ряд показателей (Н 6, Н7, Н 8, Н 9, Н 10, Н 11) , с помощью которых регулируются максимальные размеры осуществления кредитными организациями отдельных активных, пассивных, забалансовых операций. 

Коэффициент Н 6 характеризует максимальный размер риска на одного заёмщика, а также  группу экономически или юридически связанных между собой заёмщиков. Он рассчитывается в виде отношения совокупной суммы кредитов, выданных кредитной организацией одному заёмщику или группе связанных заёмщиков, а также гарантий, предоставленных одному заёмщику (группе связанных заёмщиков) к объёму собственных средств кредитной организации. 

Банк, имеющий  более крупную сумму собственного капитала, может увеличить максимальный размер кредита, выдаваемого одному клиенту или группе взаимосвязанных  клиентов. Максимально допустимое значение, с баланса на 1.07.96 года - 60 %, с баланса  на 1.02.97 года - 40 %. 

Коэффициент Н 7 ограничивает максимальный риск всех крупных кредитов. При этом крупным  считается совокупная ссудная задолженность  одного заёмщика или группы взаимосвязанных  заёмщиков с учетом 50 % сумм забалансовых обязательств, превышающая 5 % собственного капитала кредитной организации. 

Этот показатель определяется в виде отношения суммы  всех крупных кредитов, находящихся  в портфеле банка, к объёму его  собственного капитала. Критериальный  уровень - в 1996 году - не более, чем в 12 раз, в 1997 году - 10 раз. 

Впервые в банковской практике России Инструкцией № 1 введено  регулирование максимального размера  риска на одного кредитора (вкладчика) - показатель Н 8. Этот показатель определятся  в виде соотношения величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств данной кредитной организацией, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации. Максимально допустимое значение устанавливается в размере, с баланса на 1.07.96 года - 60 %, на 1.02.97 года - 40 %. 

Коэффициенты  Н 9 и Н 10 ограничивают максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам (акционерам) . Показатель Н 9 отражает максимальный риск на одного акционера (пайщика) банка показатель Н 10 - максимальный риск на своих инсайдеров, т.е. физических лиц, являющихся или акционерами (имеют более 5 %акций) , или директорами и членами совета, членами кредитного комитета и т.д.. и имеющих или имевших ранее отношение к вопросам выдачи кредитов. 

Показатель Н 9 рассчитывается в виде отношения  совокупной суммы требований банка  в рублях и иностранной валюте (в том числе и забалансовых) в отношении одного акционера (пайщика) к собственному капиталу банка. Не может  превышать: на 1.07.96 года - 60 %, на 1.02.97 года - 40 %. 

Показатель Н 10 определяется как отношение совокупной суммы требований (в том числе  и забалансовых) кредитной организации  в рублях и иностранной валюте в отношении одного инсайдера  кредитной организации и связанных с ним лиц к собственному капиталу банка. Значение не может превысить: на 1.07.96 года - 10 %, на 1.02.97 года - 2 %. 

В целях усиления ответственности банков перед вкладчиками - физическими лицами ЦБ РФ ввёл показатель Н 11, ограничивающий объём привлекаемых денежных вкладов (депозитов) населения суммой собственного капитала банка. 

Показатель Н 11 рассчитывается как процентное соотношение  общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственного капитала банка. Максимально допустимое значение Н 11 устанавливается в размере 100 %. 

Впервые в России вводится показатель, ограничивающий долю использования собственного капитала банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Таким показателем  является Н 12, рассчитываемый в виде отношения размера инвестируемых и собственных средств кредитной организации. Под инвестированием понимается приобретение банком долей участия и акций других юридических лиц. максимально допустимое значение Н 12 установлено с баланса на 1.07.96 года в размере 45 %. 

Письмом от 20.08.97 года в Инструкцию ЦБ РФ № 1 от 03.01.96 года вводится норматив Н 13 - норматив риска собственных вексельных обязательств. Определяется как отношение выпущенных кредитной организацией векселей и  банковских акцептов к собственному капиталу банка. Отношение не может превышать: на 1.10.96 года - 200 %, на 1.03.97 года - 100 %. 

1.7.2 Анализ общей  финансовой отчетности (на примере  Временной инструкции ЦБ РФ  от 24.08.93 года № 17) 

Эффективность управления коммерческими банками определяет возможность системы коммерческих банков осуществлять свою деятельность умело и в полном соответствии с нуждами и экономическими целями государства. 

Важную роль при этом играет порядок составления  коммерческими банками финансовой отчетности, представляемой как Центральному банку, так и физическим и юридическим лицам, являющимся заёмщиками или вкладчиками банков. В условиях нашей страны это необходимо, в первую очередь, для создания и сохранения доверия к банкам и кредитной системе Российской Федерации. 

Общая финансовая отчетность - это отчетность коммерческого  банка, используемая для ознакомления и анализа его деятельности Центральным  банком, руководителями коммерческого  банка, другими заинтересованными  юридическими и физическими лицами, а также в дальнейшем - для открытой публикации. 

Финансовая отчетность является языком делового общения. Она  должна представлять своевременную, правдивую  и точную информацию. Условия международной  интеграции капиталов предъявляют  определённые требования к финансовой отчетности, заключающиеся в необходимой унификации методов и подходов к её составлению, позволяющей сделать формы отчетов инвесторов и потенциальных получателей средств различных стран сравнимыми, сопоставимыми. 

Не вызывает сомнений, что составление общей финансовой отчетности российскими коммерческими банками существенно отличается от международных стандартов, что делает её практически нечитаемой для зарубежных специалистов, поэтому возникает необходимость приближения российских норм и правил к международным стандартам [29, c. 23]. 

Первым существенным шагом на пути к решению проблемы совершенствования отчетности коммерческих банков Российской федерации была разработка Рабочей группой ЦБ РФ по реформе  бухгалтерского учета в коммерческих банках Временной инструкции ЦБ РФ по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками от 24.08.93 года № 17 (далее - Инструкция № 17) . 

Цель Инструкции - создать коммерческим банкам новую  форму общей финансовой отчетности, которая приблизит российские нормы  бухгалтерского учета в банках к  международным стандартам и практике, позволит банковским аналитикам проводить  необходимый анализ (при опубликовании данных Инструкции № 17 будет создаваться обширная база для сопоставления результатов деятельности различных коммерческих банков) ; дать возможность лицам, заинтересованным в методах и результатах работы того или иного коммерческого банка, получить максимум доступной информации о интересующем финансовом учреждении. 

Инструкция № 17 разработана в рамках государственной  программы “О переходе РФ на принятую в международной практике систему  учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики” , одобренной Верховным Советом (Распоряжение Председателя Верховного совета РФ от 14.01.93 года) и Советом Министров - Правительством РФ ((Постановление Совета Министров РФ от 12.02.93 года) . Инструкция содержит требования по составлению новых форм банковской отчетности, исходя из действующего в банках РФ плана счетов. Инструкция № 17 в ряде случаев основана не на действующем законодательстве, а на мировых нормах бухгалтерского учета. В связи с этим составление новых форм отчетности потребует исправления условного исправления нескольких статей баланса. 

Основополагающие  правила составления общей финансовой отчетности (по Инструкции № 17) . Представляемые формы отчетности обобщают информацию о ликвидности и платёжеспособности коммерческого банка. Такая информация необходима для определения способности банка своевременно выполнять свои финансовые обязательства. В этом отношении пояснительная записка к отчетам является особенно важной из-за содержащихся в ней описаний причин и следствий их взаимосвязи, сто обеспечивает полноту финансовой отчетности. 

В формах отчетности также обобщается информация о рисках, связанных с активами и пассивами, учитываемыми на балансе коммерческого  банка и за балансом. в целях  объяснения причин существования данных рисков руководство коммерческого банка описывает в пояснительной записке к отчетности, как банк управляет рисками и контролирует их. 

Активы и пассивы  должны быть оценены и отражены в  отчетах разумно с достаточной  степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению банка риски, на следующие периоды. 

Правила оценки активов и пассивов должны применяться  последовательно из года в год, т.е. коммерческий банк должен постоянно  руководствоваться одними и теме же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или в правовом механизме. 

В отчетности должны отражаться доходы и расходы, относящиеся  исключительно к отчетному периоду  по мере их осуществления в нём, независимо от времени поступления платежей или средств по ним. 

Вследствие этого, доходы и расходы, наращенные, но не полученные или не выплаченные до конца отчетного периода, или  расчет по которым переносится на будущие периоды, должны учитываться  в отчетности того периода, в котором они выявлены (например, в случае выдачи ссуды, по которой клиент оплачивает проценты на каждое двадцатое число, банк должен учесть на конец отчетного периода в своих доходах оставшуюся часть процентов с 20-го числа) . 

Финансовые отчеты должны достаточно ясными и подробными, чтобы избежать двусмысленности, правдоподобно отражать операции коммерческого банка и их влияние на его финансовое положение с необходимыми пояснениями в записках. 

Вместе с тем, Инструкция № 17 не лишена ряда недоработок: в неё не внесены все изменения, предусмотренные мировыми стандартами и необходимые для составления российскими банками отчетов, полностью приведённых в соответствие с мировой практикой [29, c. 27]. 
 

Во-первых, Инструкцией  не учтено влияние инфляции на финансовые показатели деятельности банков, содержащиеся в их отчетности. А это очень важно для России, поскольку в условиях инфляции, сложившихся в стране, оценка ликвидности, рентабельности, надёжности деятельности банка, степени риска отдельных операций существенно искажает определение границ, зон финансового риска. 

Во-вторых, Инструкцией  не предусмотрено соблюдение такого принципа международных стандартов, как принцип консолидации. Финансовая отчетность по новой форме составляется коммерческими банками с учетом своих филиалов, но без учета своих дочерних и совместных предприятий (банков) , являющихся юридическими лицами. 

В-третьих, в  Инструкции не учтён принцип отсроченного налогооблажения. По международным  стандартам прибыль не может зависеть от налоговой политики и налоговые правила не должны влиять на порядок бухгалтерского учета операций банка. 

В России же применение принципа отсроченного налогооблажения  для коммерческих банков невозможно, так как в соответствии с Указом президента РФ от 22.10.92 года № 2270 “О некоторых изменениях в налогооблажении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней (с изменениями от 24.12.93 года) налогооблажение банков с 1.01.94 года производится в порядке и на условиях, определённых законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” . 

Коммерческие  банки должны производить авансовые  взносы налога на прибыль исходя из предполагаемой прибыли и лишь по истечении отчетного периода  рассчитать сумму налога исходя из фактически полученной прибыли. Разница  между суммой авансового взноса и фактической суммой, подлежащей взносу в бюджет, уточняется на сумму, рассчитанную с учетом процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем отчетном периоде ЦБ РФ. Такой подход не соответствует принципу отсроченного налогооблажения, принятого в международной практике. 

Информация о работе Финансовый анализ в коммерческих банках