Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Редкая организация после проверки ее деятельности налоговыми органами может избежать финансовых санкций. К этим же последствиям может привести и посещение налоговой инспекции с целью сдачи месячного (квартального, годового) расчета. При этом зачастую у руководителя и главного бухгалтера после подписания акта проверки так и остается обида на проверявших: и наказали-де ни за что, и сумму штрафа завысили.

Работа содержит 1 файл

фин санкц налог 2.docx

— 60.15 Кб (Скачать)

Пример 21

По представленному  в установленный срок — 20 февраля — месячному налоговому отчету за январь плательщик должен внести в бюджет 25000 рублей налога на добавленную стоимость. Согласно срокам уплаты этого плательщика за январь уплачено 22 000 рублей, следовательно, по перерасчету за январь плательщик должен внести в бюджет дополнительно 3000 рублей 20 февраля, то есть в день наступления срока представления отчета. При несвоевременной уплате этой суммы пеня начисляется с 20 февраля.

На суммы, доначисленные в результате проверки месячных налоговых отчетов, пеня начисляется  со дня установленного срока уплаты для представления месячного  налогового отчета.

Пример 22

При проверке месячного налогового отчета за сентябрь установлено, что в месячном отчете занижены причитающиеся бюджету  платежи по акцизу на 4000 рублей за счет неправильного применения ставки акцизов  в процентах к стоимости в  отпускных ценах (срок представления  отчета предприятием — 15 октября). Пеня на доперечисленную сумму по месячному отчету начисляется с 15 октября.

При уменьшении суммы платежей по государственным, кооперативным, общественным и другим учреждениям и организациям начисленные  ранее пеня и штраф не слагаются (при изменении авансовых платежей по перерасчетам).

Пример 23

По авансовым  платежам на 1 квартал предприятие  должно внести в бюджет 10 000 рублей по налогу на прибыль. За несвоевременный  взнос в бюджет этих платежей налоговой  инспекцией начислена пеня в сумме 120 рублей. В дальнейшем платежи, причитающиеся  к уплате в бюджет по этому предприятию, уменьшены на 5000 рублей. Сумма ранее  начисленной пени за несвоевременный  взнос платежей в этом случае не уменьшается.

Если предприятие  имеет недоимку, а по представленному  расчету платежи подлежат уменьшению, то пеня на сумму снижения платежей и соответственно уменьшения недоимки со дня представления расчета  не начисляется.

Пример 24

На 20 апреля за предприятием числится недоимка в  сумме 15 000 рублей. Расчет о фактических  суммах налога на прибыль за 1 квартал  представлен налоговой инспекции 20 апреля, по этому расчету ранее  начисленные платежи подлежат уменьшению на 20 000 рублей. В результате произведенной  проверки установлено, что платежи  подлежат уменьшению на 12 000 рублей. Пеня на эту сумму (которая считается недоимкой на 20 апреля) не начисляется, а на недоимку в  сумме 3000 рублей пеня начисляется с 20 апреля по день фактической уплаты в общеустановленном порядке.

Возможность взыскания финансовых санкций в бесспорном порядке

Напоминаем  читателям, что, в соответствии с  вынесенным Конституционным Судом  РФ определением от 6 ноября 1997 г. № 111–О в бесспорном порядке (путем выставления инкассового распоряжения) с налогоплательщика могут быть взысканы только недоимки по налогам, а также суммы пени в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) без их согласия признан неконституционным вне зависимости от того, каким органом — налоговой полицией или налоговой инспекцией — принимается решение о производстве взыскания.

Госналогслужбой РФ по этому вопросу было издано письмо от 8 января 1998 г. № ВП- 6 – 11/4, в котором указано, что при оформлении акта (решения) Государственной налоговой инспекции о применении к налогоплательщику мер финансовой ответственности за нарушение налогового законодательства следует исключить указание о взыскании в бесспорном порядке сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также иных штрафов, предусмотренных статьей 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.

Указанный акт (решение) должен содержать предложение  о добровольной уплате в установленный  в акте (решении) срок начисленных  сумм штрафов.

В случае невнесения юридическим лицом в установленный  в акте (решении) срок сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого  или заниженного дохода (прибыли) налоговому органу надлежит предъявлять  в арбитражный суд иски о взыскании  вышеуказанных сумм в соответствующий  бюджет или внебюджетный фонд.

При этом если налогоплательщик — юридическое лицо обратится в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта (решения) налогового органа либо с иском о возврате вышеуказанных сумм из бюджета, налоговому органу следует предъявлять встречные иски о взыскании указанных сумм в бюджет в порядке, предусмотренном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Одновременно  с предъявлением указанных выше исков и встречных исков налоговому органу следует обращаться в арбитражный  суд с мотивированным заявлением об обеспечении иска в порядке, предусмотренном  главой 7 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Таким образом, в отношении начисленных по результатам  проверок штрафных санкций налоговые  органы могут только предложить организации  перечислить их в добровольном порядке. Если организация не согласится перечислить  суммы штрафных санкций добровольно, то налоговые органы могут взыскать их, только обратившись с соответствующим  иском в арбитражный суд.

Однако в  этой связи хотелось бы предостеречь читателей от соблазна не уплатить штрафные санкции: “Пускай, мол, их судятся , а пока суд да дело, денежки можно  подержать в обороте”. Если  финансовые санкции были наложены правомерно — с вас взыщут не только сумму этих санкций, но и судебные издержки, которые в некоторых случаях могут составить довольно внушительную сумму.

Документальное  оформление финансовых санкций

Предусмотренные законодательными актами налоговые  санкции применяются на основании:

  • проводимых налоговыми органами проверок документов налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов;
  • обследований (с соблюдением установленных правил) любых производственных, складских, торговых и иных помещений налогоплательщиков, связанных с получением прибыли, доходов) или с содержанием иных объектов обложения налогами и другими платежами в бюджет и государственные внебюджетные фонды всех без исключения предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм их собственности, а также предприятий с особым режимом работы и воинских частей (см. Письмо Генерального штаба Вооруженных Сил России от 27 января 1993 г. № 332/2/22).

Должностные лица налоговых органов осуществляют такие проверки и обследования на основании письменного поручения  руководителя государственной налоговой  инспекции при предъявлении служебного удостоверения и при необходимости — соответствующей формы допуска. Перепроверка предприятий производится работниками вышестоящего налогового органа при предъявлении служебного удостоверения.

По результатам  проверок и обследований должностные  лица налоговых органов в обязательном порядке составляют акты (п. 19 Положения  о Государственной налоговой  службе Российской Федерации, утвержденного  Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340), в которых должны быть изложены конкретные данные о выявленных нарушениях:

  • налогового законодательства;
  • порядка ведения учета доходов, расходов, денежных операций, бухгалтерской отчетности, приведших к сокрытию или занижению дохода (прибыли) за проверяемый период;
  • порядка составления налоговых расчетов, отчетов, деклараций и их представления налоговым органам.

В актах фиксируются  суммы сокрытого (заниженного) дохода (прибыли) или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения, а также конкретные факты других нарушений (отсутствие учета объекта  налогообложения, ведения его с  нарушением требуемого (установленного) порядка, непредставление или задержка представления документов, уплаты налогов  и др .).

В актах вскрытые нарушения должны быть отражены отдельными разделами по каждому виду налогов  и виду нарушений с приложением  требуемых расчетов и документов (при необходимости — подлинных документов или их копий). Изъятие документов налогоплательщика, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов налогообложения, необходимо производить по “Инструкции о порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждении, организаций и граждан” (утверждена письмом Минфина РСФСР от 26 июля 1991 г. № 16/176) на основании письменного постановления должностного лица налогового органа. В решении по акту проверки должны содержаться:

  • обязательные для налогоплательщика требования об устранении выявленных нарушений;
  • предложения о перечислении сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения, а также санкций за нарушения, предусмотренные перечисленными законодательными актами о налогах;
  • указание раздельно конкретных сумм, подлежащих зачислению в доход федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в соответствии с нормативами распределения налоговых поступлений, законодательно установленными на соответствующий отчетный период, и перечислению в фонд социального развития налоговой службы с указанием сроков.

По выявленным нарушениям, за которые виновные должностные  лица предприятий, учреждений и организаций  или физические лица подлежат привлечению  налоговыми органами к административной ответственности, составляются и прилагаются  к материалам проверки протоколы  об административном правонарушении в  отношении каждого должностного лица.

Акты должны быть подписаны проверяющими (должностными лицами налоговых органов) и должностными лицами (руководителем и главным  бухгалтером) предприятия, организации, учреждения или физическим лицом.

В случаях  несогласия с фактами, изложенными  в актах, налогоплательщик (соответствующее  должностное или физическое лицо) обязан подписать акт с изложением письменных возражений и приложением  при этом объяснений и документов, подтверждающих мотивы своих возражений.

В случае отказа налогоплательщика от подписания акта проверяющим делается отметка в  конце акта об отказе налогоплательщика  от подписи и представлении объяснений в момент составления акта. При  этом налогоплательщик может сделать  запись о представлении письменных объяснений в согласованный срок.

Материалы проверок (акты, протоколы об административных правонарушениях и др.) не позднее  следующего дня после прибытия проверяющего в налоговый орган регистрируются в специальном журнале, который  должен быть пронумерован, прошнурован  и скреплен печатью налогового органа.

Руководители  налоговых органов в течение  не более 10 дней со дня подписания актов  проверок, в которых зафиксированы  нарушения и предложения проверяющих  по их устранению, должны принять по ним соответствующие решения, в  том числе по применяемым к  налогоплательщику санкциям.

Решение принимается  в письменной форме. В решении  должны быть четко указаны:

  • состав правонарушения ;
  • отчетный период, в котором допущено правонарушение; сумма налоговых и других платежей, исходя из которой исчислен размер финансовых санкций;
  • порядок зачисления взыскиваемых санкций;
  • ссылка на норму закона, предусматривающую применение финансовых санкций.

При представлении  возражений материалы проверки рассматриваются  в присутствии должностных лиц  проверяемых предприятий или  налогоплательщиков — физических лиц, представивших эти возражения. Если эти должностные лица или физические лица после их извещения о времени и месте рассмотрения материалов не явились, возражения рассматриваются в их отсутствие.

О результатах  рассмотрения материалов проверки во всех случаях сообщается налогоплательщику  в письменной форме.

Решения о  применении санкций за нарушения, выявление  которых не требует документальной проверки (например, непредставление  документов, необходимых для исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет), принимаются руководителями налоговых органов на основании  докладных (служебных) записок соответствующих  должностных лиц этих органов, в  которых должен быть зафиксирован факт непредставления документов. О принятом решении налоговые органы извещают налогоплательщика в письменном виде до наступления срока (но не менее  чем за 3 дня, не считая времени на пробег почты) уплаты доначисленных  сумм и финансовых санкций.


Информация о работе Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства