Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа
Редкая организация после проверки ее деятельности налоговыми органами может избежать финансовых санкций. К этим же последствиям может привести и посещение налоговой инспекции с целью сдачи месячного (квартального, годового) расчета. При этом зачастую у руководителя и главного бухгалтера после подписания акта проверки так и остается обида на проверявших: и наказали-де ни за что, и сумму штрафа завысили.
Пример 21
По представленному в установленный срок — 20 февраля — месячному налоговому отчету за январь плательщик должен внести в бюджет 25000 рублей налога на добавленную стоимость. Согласно срокам уплаты этого плательщика за январь уплачено 22 000 рублей, следовательно, по перерасчету за январь плательщик должен внести в бюджет дополнительно 3000 рублей 20 февраля, то есть в день наступления срока представления отчета. При несвоевременной уплате этой суммы пеня начисляется с 20 февраля.
На суммы, доначисленные в результате проверки месячных налоговых отчетов, пеня начисляется со дня установленного срока уплаты для представления месячного налогового отчета.
Пример 22
При проверке месячного налогового отчета за сентябрь установлено, что в месячном отчете занижены причитающиеся бюджету платежи по акцизу на 4000 рублей за счет неправильного применения ставки акцизов в процентах к стоимости в отпускных ценах (срок представления отчета предприятием — 15 октября). Пеня на доперечисленную сумму по месячному отчету начисляется с 15 октября.
При уменьшении
суммы платежей по государственным,
кооперативным, общественным и другим
учреждениям и организациям начисленные
ранее пеня и штраф не слагаются
(при изменении авансовых
Пример 23
По авансовым платежам на 1 квартал предприятие должно внести в бюджет 10 000 рублей по налогу на прибыль. За несвоевременный взнос в бюджет этих платежей налоговой инспекцией начислена пеня в сумме 120 рублей. В дальнейшем платежи, причитающиеся к уплате в бюджет по этому предприятию, уменьшены на 5000 рублей. Сумма ранее начисленной пени за несвоевременный взнос платежей в этом случае не уменьшается.
Если предприятие имеет недоимку, а по представленному расчету платежи подлежат уменьшению, то пеня на сумму снижения платежей и соответственно уменьшения недоимки со дня представления расчета не начисляется.
Пример 24
На 20 апреля
за предприятием числится недоимка в
сумме 15 000 рублей. Расчет о фактических
суммах налога на прибыль за 1 квартал
представлен налоговой
Возможность взыскания финансовых санкций в бесспорном порядке
Напоминаем читателям, что, в соответствии с вынесенным Конституционным Судом РФ определением от 6 ноября 1997 г. № 111–О в бесспорном порядке (путем выставления инкассового распоряжения) с налогоплательщика могут быть взысканы только недоимки по налогам, а также суммы пени в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) без их согласия признан неконституционным вне зависимости от того, каким органом — налоговой полицией или налоговой инспекцией — принимается решение о производстве взыскания.
Госналогслужбой РФ по этому вопросу было издано письмо от 8 января 1998 г. № ВП- 6 – 11/4, в котором указано, что при оформлении акта (решения) Государственной налоговой инспекции о применении к налогоплательщику мер финансовой ответственности за нарушение налогового законодательства следует исключить указание о взыскании в бесспорном порядке сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также иных штрафов, предусмотренных статьей 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
Указанный акт (решение) должен содержать предложение о добровольной уплате в установленный в акте (решении) срок начисленных сумм штрафов.
В случае невнесения
юридическим лицом в
При этом если налогоплательщик — юридическое лицо обратится в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта (решения) налогового органа либо с иском о возврате вышеуказанных сумм из бюджета, налоговому органу следует предъявлять встречные иски о взыскании указанных сумм в бюджет в порядке, предусмотренном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Одновременно
с предъявлением указанных выше
исков и встречных исков
Таким образом, в отношении начисленных по результатам проверок штрафных санкций налоговые органы могут только предложить организации перечислить их в добровольном порядке. Если организация не согласится перечислить суммы штрафных санкций добровольно, то налоговые органы могут взыскать их, только обратившись с соответствующим иском в арбитражный суд.
Однако в этой связи хотелось бы предостеречь читателей от соблазна не уплатить штрафные санкции: “Пускай, мол, их судятся , а пока суд да дело, денежки можно подержать в обороте”. Если финансовые санкции были наложены правомерно — с вас взыщут не только сумму этих санкций, но и судебные издержки, которые в некоторых случаях могут составить довольно внушительную сумму.
Документальное оформление финансовых санкций
Предусмотренные законодательными актами налоговые санкции применяются на основании:
Должностные
лица налоговых органов осуществляют
такие проверки и обследования на
основании письменного
По результатам
проверок и обследований должностные
лица налоговых органов в
В актах фиксируются суммы сокрытого (заниженного) дохода (прибыли) или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения, а также конкретные факты других нарушений (отсутствие учета объекта налогообложения, ведения его с нарушением требуемого (установленного) порядка, непредставление или задержка представления документов, уплаты налогов и др .).
В актах вскрытые нарушения должны быть отражены отдельными разделами по каждому виду налогов и виду нарушений с приложением требуемых расчетов и документов (при необходимости — подлинных документов или их копий). Изъятие документов налогоплательщика, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов налогообложения, необходимо производить по “Инструкции о порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждении, организаций и граждан” (утверждена письмом Минфина РСФСР от 26 июля 1991 г. № 16/176) на основании письменного постановления должностного лица налогового органа. В решении по акту проверки должны содержаться:
По выявленным нарушениям, за которые виновные должностные лица предприятий, учреждений и организаций или физические лица подлежат привлечению налоговыми органами к административной ответственности, составляются и прилагаются к материалам проверки протоколы об административном правонарушении в отношении каждого должностного лица.
Акты должны быть подписаны проверяющими (должностными лицами налоговых органов) и должностными лицами (руководителем и главным бухгалтером) предприятия, организации, учреждения или физическим лицом.
В случаях несогласия с фактами, изложенными в актах, налогоплательщик (соответствующее должностное или физическое лицо) обязан подписать акт с изложением письменных возражений и приложением при этом объяснений и документов, подтверждающих мотивы своих возражений.
В случае отказа
налогоплательщика от подписания акта
проверяющим делается отметка в
конце акта об отказе налогоплательщика
от подписи и представлении
Материалы проверок
(акты, протоколы об административных
правонарушениях и др.) не позднее
следующего дня после прибытия проверяющего
в налоговый орган
Руководители
налоговых органов в течение
не более 10 дней со дня подписания актов
проверок, в которых зафиксированы
нарушения и предложения
Решение принимается в письменной форме. В решении должны быть четко указаны:
При представлении
возражений материалы проверки рассматриваются
в присутствии должностных лиц
проверяемых предприятий или
налогоплательщиков —
О результатах рассмотрения материалов проверки во всех случаях сообщается налогоплательщику в письменной форме.
Решения о применении санкций за нарушения, выявление которых не требует документальной проверки (например, непредставление документов, необходимых для исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет), принимаются руководителями налоговых органов на основании докладных (служебных) записок соответствующих должностных лиц этих органов, в которых должен быть зафиксирован факт непредставления документов. О принятом решении налоговые органы извещают налогоплательщика в письменном виде до наступления срока (но не менее чем за 3 дня, не считая времени на пробег почты) уплаты доначисленных сумм и финансовых санкций.
Информация о работе Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства