Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Редкая организация после проверки ее деятельности налоговыми органами может избежать финансовых санкций. К этим же последствиям может привести и посещение налоговой инспекции с целью сдачи месячного (квартального, годового) расчета. При этом зачастую у руководителя и главного бухгалтера после подписания акта проверки так и остается обида на проверявших: и наказали-де ни за что, и сумму штрафа завысили.

Работа содержит 1 файл

фин санкц налог 2.docx

— 60.15 Кб (Скачать)

Пример 16

Предприятие в течение 1 квартала 1998 года перечисляло  в бюджет платежи по налогу на добавленную  стоимость, однако не представило в  налоговую инспекцию ни одного налогового расчета.

Налоговая инспекция  в мае 1998 года приостанавливает операции по расчетному счету предприятия, после чего последнее представляет расчеты за январь, февраль и март 1998 года 11 мая 1998 года, в которых имеются следующие данные (см. таблицу № 6).

Таблица № 6

отчеты в  периоды сумма налога, подлежащая начислению в бюджет (+), возмещению из бюджета (-) (тыс. руб.) сумма текущих платежей, уплаченных в счет причитающихся  платежей за отчетный месяц (тыс. руб.) сумма налога подлежащая к доплате (+) уменьшению (-) (тыс. руб.)
январь 300 290 10
февраль –400 250 –650
март 400 300 100

В данной ситуации к предприятию должен быть применен штраф за несвоевременное представление  налоговых расчетов за те периоды, в  которых налог на добавленную  стоимость причитается к внесению в бюджет, а именно: за январь — 1 тыс. рублей (10 тыс. руб. х 10 %), за март — 10 тыс. рублей (100 тыс. руб. х 10 %).

В дальнейшем, проведя документальную проверку, налоговая  инспекция установила, что расчет налога на добавленную стоимость  за февраль 1998 года составлен предприятием неправильно: вместо причитающихся  сумм налога к возмещению из бюджета  полагается уплатить в бюджет 300 тыс. рублей.

По результатам  проведенной документальной проверки, несмотря на доначисление сумм налога, перерасчет сумм ранее наложенных финансовых санкций за несвоевременное представление  расчетов налога на добавленную стоимость за январь, февраль и март 1998 года не производится.

Пример 17

Предприятие в течение 1-го квартала 1996 года вносило  в доход бюджета платежи по налогу на добавленную стоимость, однако не представило в налоговую инспекцию  ни одного налогового расчета.

После приостановки операций по расчетному счету предприятие  представляет в налоговую инспекцию  расчеты за январь, февраль и март 1998 года (см. данные из предыду щего примера).

По результатам  проведенной проверки налоговая  инспекция установила, что расчеты  налога на добавленную стоимость  за январь и март составлены предприятием правильно, а расчеты за февраль 1998 года — неправильно: вместо причитающихся сумм налога к возмещению из бюджета полагается уплатить в бюджет 300 тыс. рублей. При этом к предприятию должен быть применен штраф за несвоевременное представление налоговых расчетов за все отчетные периоды, в которых НДС причитается к внесению в бюджет согласно данным, уточненным в результате проведения документальной проверки, а именно: за январь — 1 тыс. рублей (10 тыс. руб. х 10 %), за февраль — 5 тыс. рублей ((300 тыс. руб.— 250 тыс. руб.) х 10 %), за март — 10 тыс. рублей (100 тыс. руб. х > 10 %).

Ответственность за неудержание или  неперечисление в  бюджет подоходного  налога с физических лиц

Если суммы  налогов, подлежащие взысканию у  источника выплаты, своевременно не удержаны, удержаны не полностью или  не перечислены в бюджет, налоговый  орган взыскивает их с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих  доходы физическим лицам, и налагает штраф в размере 10-ти процентов  от этих сумм, подлежащих взысканию (ст. 22 Закона РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998 – 1 “О подоходном налоге с физических лиц”, с учетом изменений и дополнений). Таким образом, данная финансовая санкция составляет 10 процентов от: сумм налогов, своевременно не удержанных или удержанных не полностью с доходов, подлежащих включению в совокупный годовой доход; не перечисленных в бюджет сумм подоходного налога. Штраф не применяется:

  • к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выплачивающим доходы физическим лицам и обязанным удерживать подоходный налог с таких доходов;
  • к предприятиям, которые полностью удержали подоходный налог с выплаченных доходов, но перечислили удержанную сумму в доход бюджета по истечении установленного срока самостоятельно;
  • к предприятиям, которые не полностью удержали подоходный налог с выплаченных доходов, однако в дальнейшем, обнаружив допущенную ошибку, взыскали ранее не удержанные суммы налога и самостоятельно перечислили их в бюджет до проведения налоговым органом документальной проверки.

Пример 18

Проверкой правильности исчисления подоходного налога, проведенной  налоговой инспекцией на предприятии  за 1997 год и 1 квартал 1998 года, установлены  следующие нарушения налогового законодательства (см. таблицу № 7).

Таблица № 7

вид нарушения сумма, (тыс. руб.)
Недодержано подоходного налога с заработной платы, начисленной в:  
декабре 1997 года 500
марте 1998 года 7
Не перечислены  в бюджеты суммы подоходного  налога, удержанные (подлежащие удержанию) с заработной платы за:  
ноябрь 1997 года 5000
декабрь 1997 год 6000
январь 1998 года 70

В данном случае налоговая инспекция взыскивает в бесспорном порядке суммы подоходного  налога с наложением штрафа в общей  сумме 607,7 тыс. рублей (7 тыс. руб. + 6000 тыс. руб. + 70 тыс. руб.) х 10 %). Штраф в размере 10-ти процентов не перечисленной в бюджет суммы подоходного налога за декабрь 1997 года (в данном примере — 6000 тыс. руб.) исчисляется исходя из суммы задолженности, фактически образовавшейся до наступления срока уплаты, то есть без учета сумм налога (в данном примере — 500 тыс. рублей), доначисленных по результатам проведенной налоговой инспекцией проверки.

Начисление  пени

В соответствии с п.13”в” Закона Об основах налоговом системы в РФ” пени начисляются за каждый день просрочки уплаты налога начиная со срока платежа по день фактической уплаты включительно со всей суммы недоимки. Недоимкой считаются:

  • платежи по налогам, пошлинам, сборам, другим обязательным отчислениям в бюджет и во внебюджетные фонды — сумма каждого из указанных платежей, не внесенная плательщиком в установленный соответствующим законодательным актом срок;
  • дополнительно начисленные по результатам проверок налоговых органов суммы налогов и других обязательных платежей по истечении срока их уплаты;
  • суммы подоходного налога, не внесенные или не полностью внесенные в бюджет в установленные сроки юридическими и физическими лицами (зарегистрированными в качестве предпринимателей без образования юридического лица), удержавшими их с выплаченных ими гражданам доходов. При этом указанные суммы подоходного налога считаются недоимкой в том случае, когда они на первое число месяца, следующего за отчетным, по бухгалтерским документам и отчета м значатся удержанными с начисленных физическим лицам сумм доходов и отражены как кредиторская задолженность бюджету, которая вовремя не была перечислена в бюджет (в срок получения в учреждении банка средств на оплату труда за истекший месяц либо — при отсутствии счетов в банке или выплате средств на оплату труда из выручки от реализации продукции, за выполненные работы и услуги — на следующий день после начисления этих доходов).

При взыскании  недоимок по налогам, пошлинам, сборам и другим обязательным платежам в  бюджет (кроме подоходного налога) пени взыскиваются в размере 0,3 процента за каждый день просрочки, при просрочке  уплаты подоходного налога пени — в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ.

Пеня начисляется  за каждый день просрочки платежа  начиная с установленного срока  уплаты по день уплаты недоимки либо по день получения исполнительной надписи  нотариального органа на взыскание  недоимки или вынесения решения  судом об обращении с требованием  взыскания недоимки на имущество  физического лица.

Обращаем  внимание читателей на то, что взыскание  пени не освобождает недоимщика от других видов ответственнос ти, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

Пени не начисляются  на штрафы, иные налоговые санкции, на административные штрафы и на пени. Поэтому суммы административных штрафов, налагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации государственными налоговыми инспекциями, не взысканные администрацией в определенном Кодексом РСФСР “Об административных правонарушениях” порядке с сумм доходов, выплаченных юридическими лицами оштрафованным гражданам по вине администрации, взыскиваются с этих юридических лиц налоговыми органами в бесспорном порядке без начисления пени.

Днем уплаты считается день внесения платежей наличными  деньгами в учреждения банка или  день списания со счета недоимщика в банке или ином кредитно-финансовом учреждении, а также со счета его  должника (дебитора) либо других лиц  денежных средств, принадлежащих недоимщику.

По платежам, по которым законодательством не установлены твердые сроки уплаты, пеня начисляется со сроков уплаты, установленных налоговыми инспекциями.

В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка  или иного кредитно-финансового  учреждения поручения плательщика  о перечислении налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей в  бюджет и во внебюджетные фонды либо задержки в зачислении указанных  платежей на соответствующий бюджетный  счет или счет внебюджетных фондов пени взыскиваются в установленном  порядке с этого учреждения с  неперечисленной или незачисленной  суммы платежа за каждый день просрочки.

В таком же размере взыскиваются пени в случае неисполнения государственными налоговыми инспекциями (задержки исполнения) инкассового  поручения (распоряжения) о бесспорном взыскании платежей с недоимщика.

Как и для  организаций, взыскание пени не освобождает  банк или иное кредитно-финансовое учреждение от других видов ответственности, предусмотренных законодательством  Российской Федерации. В случае, когда  срок уплаты совпадает с выходным (праздничным) днем, пени начисляются  начиная с первого рабочего дня  после выходного (праздничного) дня.

При этом по платежам, которые уплачиваются к (до) 1 марта, к (до) 1 апреля, к (до) 1 октября  и т.п., сроками уплаты считаются  соответственно 28 (29) февраля, 31 марта, 30 сентября.

Приведем  примеры начисления пени в различных  ситуациях.

  • В случаях н ес воевременного предст авле ни я первоначальной справки о предполагаемой прибыли на текущий квартал для уплаты авансовых платежей налога на прибыль.
  • В случаях н есвоевременного перечисления в бюджет причитающихся авансов ых взносов пени.

Начисляется с общеустановленного срока уплаты.

Пример 19

До 15 января плательщиком должно было быть внесено  в бюджет 10 тыс. рублей налога на прибыль. Справка о предполагаемой сумме  прибыли представлена в налоговый  орган 20 января, указанная сумма  перечислена в бюджет 21 января. В  этом случае на сумму платежей, приходящуюся на истекший срок, пеня начисляется  с 15 января по 21 января включительно.

Суммы налога на прибыль, исчисленные самим п  лательщиком исходя из фактически полученной прибыли, вно сят ся им в доход  бюджета по квартальным расчетам в пятидневный срок, а по годовым -в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса. Когда срок представления  бухгалтерского отчета совпадает с  выходным или праздничным днем, он переносится на первый рабочий день после выходного или праздника.

Срок доплаты  платежей в бюджет определяется со дня, установленного для представления  бухгалтерских отчетов и балансов независимо от переноса срока представления  баланса.

Пример 20

Срок представления  бухгалтерского отчета за 9 месяцев  установлен 30 октября (суббота). К доплате  по расчету исходя из фактически полученной прибыли причитается 600 тыс. рублей. Установлен срок уплаты — 3 ноября (30 октября + 5 дней). На 3 ноября внесено в бюджет 500 тыс. рублей, оставшаяся недоимка погашена 4 ноября.

В этом случае пеня начисляется на 100 тыс. рублей за два дня — с 3 по 4 ноября. На суммы платежей, причитающихся бюджету по месячным перерасчетам, произведенным на основании налоговых отчетов плательщиков пеня начисляется со дня наступления срока уплаты установленного для представления месячного налогового отчета.

Информация о работе Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства