Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Редкая организация после проверки ее деятельности налоговыми органами может избежать финансовых санкций. К этим же последствиям может привести и посещение налоговой инспекции с целью сдачи месячного (квартального, годового) расчета. При этом зачастую у руководителя и главного бухгалтера после подписания акта проверки так и остается обида на проверявших: и наказали-де ни за что, и сумму штрафа завысили.

Работа содержит 1 файл

фин санкц налог 2.docx

— 60.15 Кб (Скачать)

Пример 4

При проверке установлено занижение фактического оборота по реализации продукции, о  траженного в периодической отчетности (квартальном бухгалтерском балансе) на 500 тыс. рублей.

С указанной  суммы занижения следует доначислить  и взыскать налог на добавленную  стоимость в размере 100 тыс. рублей (20 процентов) и штраф в сумме 100 тыс. рублей.

Одновременно, в связи с увеличением объема реализации на сумму заниженного  оборота, определяется заниженная сумма  прибыли, подлежащая отражению в  бухгалтерском отчете (балансе) квартала, в котором проводится проверка, и  взыскиваются санкции, предусмотренные  за сокрытие или занижение дохода (прибыли).

При применении этой санкции необходимо учитывать  следующее. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992–1 “О налоге на добавленную стоимость” объектами налогообл ожения являются:

  • обороты по реализации на территории России товаров, выполненных работ и оказанных услуг,
  • товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами, установленными российским таможенным законодательством.

Ст. 8 Закона №  19 92–1 установлено, что датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, при расчетах наличными деньгами — день поступления выручки в кассу, при зачете взаимных требований — дата совершения зачета.

Для предприятий, которые определяют срок реализации по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), датой совершения оборота  считается их отгрузка (выполнение) и предъявление покупателям расчетных  документов.

В связи с  этим, при определении оборота  по реализации продукции следует  руководствоваться действующим  в течение проверяемого периода  на предприятии порядком (или по мере оплаты, или по мере предъявления расчетных документов) учета реализации продукции и определения финансовых результатов деятельности для целей  налогообложения. За повторное нарушение (сокрытие или занижение дохода (прибыли ), сокрытие объекта налогообложения), допущенное в течение года с момента  применения санкций за аналогичное  нарушение (независимо от того, за счет каких факторов или каким способом совершено это сокрытие), налоговые  санкции применяются в виде взыскания  всей суммы сокрытого или заниженного  дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в двукратном размере этой суммы.

Пример 5

При проверке установлено, что налогооблагаемая прибыль за 1996 год занижена на 150 тыс. рублей в результате неправильного  формирования себестоимости реализованной  продукции. Аналогичное нарушение  было выявлено при проверке деятельности организации за 1995 год. Санкции за первое нарушение были наложены 15 февраля 1996 года.

В рассматриваемом  случае с организации следует  взыскать сумму занижения налогооблагаемой прибыли — 150 тыс. рублей — и штраф — 300 тыс. рублей.

Если бы повторное  занижение налогооблагаемой прибыли  было допущено не в 1996 году, а после 15 февраля 1997 года (то есть по истечении  года с момента наложения финансовых санкций за первое нарушение), то к  организации были бы применены более  мягкие меры наказания: взыскана сумма  занижения налогооблагаемой прибыли — 150 тыс. рублей — и штраф — 150 тыс. рублей.

При умышленном сокрытии или занижении дохода (прибыли), что ус танавлив ается арбитражным  судом, может быть взыскан в федеральный  бюджет штраф в пятикратном размере  сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли).

Иск о взыскании  указанного штрафа может быть предъявлен налоговым органом или прокурором. Основанием для предъявления налоговым  органом иска в суд в связи  с умышленным сокрытием налогоплательщиком дохода (прибыли) являются такие действия, как:

  • в местах реализации продукции (товара), не оформленной бухгалтерскими и другими документами (накладными) > непредставление в течение двух и более отчетных периодов документов, необходимых для исчисления, а также уплаты налога;
  • неуплата в этот период причитающихся бюджету платежей (при наличии денежных средств на счете);
  • уничтожение документов или отказ их предъявить.

Отсутствие  учета объекта  налогообложения  или ведение его  с нарушениями

За отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение  этого учета с нарушением установленного порядка налогоплательщик несет  ответственность в виде штрафа в  размере 10-ти процентов причитающихся  к уплате (доначисленных) сумм налога на прибыль (доход).

Указанная норма  может применяться, в частности, при отсутствии учета прибыли, если не сформирован конечный финансовый результат деятельности предприятия (не определено окончательное сальдо по счету 80 “Прибыли и убытки” за отчетный период), а также сумма прибыли, подлежащая налогообложению (с учетом сумм фактических затрат, расходов и льгот, учитываемых в соответствии с законодательством при исчислении налога на прибыль).

Конечный  финансовый результат (прибыль или  убыток) должен слагаться из фактического результата от реализации продукции (работ, услуг), иных материальных ценностей  и доходов от внереализационных  операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям в соответствии с действующим порядком учета  прибыли. По дебету счета 80 отражаются убытки (потери), а по кредиту — прибыли (доходы) предприятия. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Отсутствие такого результата в отчетности за определенный период дает право применить указанную выше финансовую санкцию.

Под нарушениями  порядка ведения учета объекта  налогообложения (прибыли) понимаются:

  • отсутствие установленных нормативными документами по ведению учета регистров, книг, журналов и др.;
  • отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат, не связанных с ее производством и реализацией, а также расходов, не связанных с извлечением внереализационных доходов;
  • другие нарушения порядка ведения учета объекта налогообложения (прибыли), установленного действующими нормативными актами Минфина РФ, приведшие к искажению отчетности и финансовых результатов деятельности налогоплательщиков.

Сумма налога, принимаемая для исчисления штрафа, определяется исходя из установленной  в ходе документальной проверки величины сокрытой (заниженной) в результате ее неучета или учета с нарушением установленного порядка прибыли (дохода) и ставки налога в том отчетном периоде, в котором было допущено нарушение.

Штраф в размере 10-ти процентов причитающихся к  уплате сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды к налогоплательщикам не применяется:

  • в случае, если по результатам проверок налоговых органов будет установлено, что при отсутствии учета прибыли (дохода) или его ведении с нарушением установленного порядка дополнительных платежей в бюджет не причитается;
  • за отсутствие учета иных, кроме прибыли (дохода), объектов налогообложения или ведение такого учета с нарушением установленного порядка;
  • если прибыль (доход) определена в бухгалтерском учете правильно (в полном соответствии с документами первичного учета), а ошибка, приведшая к искажению в представленных в налоговый орган документах величины финансового результата и, следовательно, суммы налога, допущена при составлении расчетов по налогам, то есть причина необоснованного занижения суммы налогового платежа не связана с отсутствием у налогоплательщика учета объекта налогообложения или его ведением с нарушением установленного порядка.

Пример 6

Проверкой предп  риятия, проведенной налоговым органом  за 1997 год, установлено, что в издержки обращения неправомерно включены расходы  в сумме 10 млн. рублей. В 1997 году предприятие  осуществляло одновременно торгово-закупочную и посредническую деятельность, прибыль от которых, в соответствии с местным законодательством, облагается по разным ставкам. Согласно представленным в налоговую инспекцию бухгалтерскому отчету и рас четам по налогу на прибыль, предприятие в отчетном году получило прибыль по всем видам деятельности и уплатило налог по ставке соответственно 35 и 43 процента.

Проверкой установлено, что издержки обращения по торгово-закупочной деятельности неправомерно завышены на 6 млн. рублей, а затраты на осуществление  посреднических операций — на 4 млн. рублей.

По результатам  проверки налоговый орган производит расчет суммы штрафа за ведение учета  прибыли с нарушением установленных  правил в следующем порядке.

Сумма дополнительно  причитающихся платежей вследствие занижения прибыли от:

  • торгово-закупочной деятельности (6 млн. руб. х 35 %) 2,1 млн. рублей;
  • посреднической деятельности (4 млн. руб. х 43 %) 1,72 млн. рублей. Итого 3,82 млн. рублей. Сумма штрафа (3,82 млн. руб. х 10 %) 0,382 млн. рублей.

Пример 7

В 1997 году предприятие  осуществляло одновременно торгово-закупочную и посредническую деятельность, прибыль  от которых, в соответствии с местным  законодательством, облагается по разным ставкам. В п редс тавленном в  налоговую инспекцию бухгалтерском  отчете и расчете по налогу на п  рибыль указано, что в отчетном году получены убыток от торгово-закупочной деятельн ости в размере 4 млн. рублей и прибыль от проведения посреднических операций.

Проверка  деятельности предприятия за 1997 год  показала, что в издержки обращения  неправомерно включены расходы в  сумме 10 млн. рублей. При этом издержки обращения по торгово-закупочной деятельности необоснованно завышены на 6 млн. рублей, а затраты на осуществление посреднических операций — на 4 млн. рублей. По результатам проверки налоговый орган производит расчет суммы штрафа за ведение учета прибыли с нарушением установленных правил в следующем порядке.

Сумма дополнительно  причитающихся платежей вследствие занижения прибыли от торгово-закупочной деятельности: (6 млн. руб.— 4 млн. руб.) х 35 % = 0,7млн. рублей; и посреднической деятельности: (4 млн. руб. х 43 %) = 1, 72 млн. рублей. Итого 2,42 млн. рублей. Сумма штрафа (2,42 млн. руб. х 10 %) получается 0,242 млн. рублей.

Пример 8

Согласно  представленным в налоговую инспекцию  бухгалтерскому отчету и расчетам по налогу на прибыль, предприятие в  отчетном году получило прибыль от торгово-закупочной деятельности в  размере 9 млн. рублей и прибыль от проведения посреднических операций в  размере 1 млн. рублей. В соответствии с местным законодательством, прибыль  от данных видов деятельности облагается по разным с тавкам.

Проверкой установлено, что предприятие получил о  прибыль от каждого в ида деятельности в размере 5 млн. рублей. По результатам  проверки налоговый орган производит р асчет суммы штрафа за ведение  учета прибыли с нарушением установленных  правил в следующем порядке.

  • Сумма уменьшения налога на прибыль вследствие завышения прибыли от торгово-закупочной деятельности (9 млн. руб.– 5 или руб.) х 35 %) 1,4 млн. рублей.
  • Сумма дополнительно причитающихся платежей вследствие занижения прибыли от посреднической деятельности (5 млн. руб.– 1 млн. руб.) х 43 %) 1,72 млн. рублей.

Итого дополнительно  причитается к доплате в бюджет (1,72 млн. руб.— 1,4 млн. руб.) 0,32 млн. рублей. Сумма штрафа (0,32 млн. руб. х > 10 %) 0,032 млн. рублей.

Непредставление или несвоевременное  представление документов и сведений в налоговые  органы

За непредставление  либо несвоевременное представление  в налоговый орган налоговых  деклараций, отчетов, расчетов, других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, налогоплательщик несет ответственность  в виде штрафа в размере 10-ти процентов  причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налогов и других обязательных платежей.

Сумма штрафа определяется раздельно за каждый установленный  налоговым органом факт непредставления  или несвоевременного представления  таких документов по каждому виду платежей (в том числе в случаях, когда налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по одному объекту  налогообложения несколько налоговых  расчетов, деклараций и др.). При этом сумма штрафа рассчитывается исходя из размера налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, подлежащих уплате с учетом ранее внесенных платежей на основании документов, которые не были представлены либо представлены в налоговый орган с нарушением установленных сроков, по данным налоговых органов, полученных при проведении камеральных и документальных проверок. Ранее внесенными платежами считаются: налоги и сборы, причитающиеся к уплате согласно расчетам за предыдущие отчетные периоды в случаях, когда налоговые платежи исчисляются нарастающим итогом с начала года, суммы налогов и других обязательных платежей, причитающиеся к уплате в течение отчетного периода до наступления установленного срока представления налоговых расчетов в условиях, когда, в соответствии с действующим законодательством, налоговые расчеты составляются раздельно по каждому отчетному периоду (помесячно, поквартально, в целом за год).

Информация о работе Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства