Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Редкая организация после проверки ее деятельности налоговыми органами может избежать финансовых санкций. К этим же последствиям может привести и посещение налоговой инспекции с целью сдачи месячного (квартального, годового) расчета. При этом зачастую у руководителя и главного бухгалтера после подписания акта проверки так и остается обида на проверявших: и наказали-де ни за что, и сумму штрафа завысили.

Работа содержит 1 файл

фин санкц налог 2.docx

— 60.15 Кб (Скачать)

Финансовые  санкции за нарушение  налогового законодательства

Редкая организация  после проверки ее деятельности налоговыми органами может избежать финансовых санкций. К этим же последствиям может  привести и посещение налоговой  инспекции с целью сдачи месячного (квартального, годового) расчета. При  этом зачастую у руководителя и главного бухгалтера после подписания акта проверки так и остается обида на проверявших: и наказали-де ни за что, и сумму  штрафа завысили. Конечно, работники  налоговых органов тоже могут  ошибаться. Но большую часть налогоплательщиков подводит незнание налогового законодательства. В предлагаемой вниманию читателей  статье систематизированы наиболее типичные нарушения налогового законодательства и применяемые за это меры наказания. Автор предлагает всем подписчикам  журнала обратить внимание на ситуации, разобранные в этой статье и вспомнить: а не было ли чего-либо подобного  во взаимоотношениях Вашей организации  и налоговой инспекции? Вполне возможно, что было. В этом случае Вам нужно  позвонить автору этой статьи, лицензированному аудитору — Гримальскому Владимиру Леонидовичу — по телефону: 242 51 52, факс: 230 22 01 или в редакцию журнала. Необходимая аудиторская помощь (оказание консультаций с выездом на Ваше предприятие, аудиторская проверка, представление интересов предприятия в суде и т.д.) будет Вам оказана!

Государственным налоговым инспекциям и их должностным  лицам предоставлено право применять  установленные законодательством  санкции к предприятиям, организациям и учреждениям, налагать административные штрафы на их должностных лиц и  граждан, виновных в нарушении налоговых  законов, а также направлять материалы  в следственные органы для привлечения  к уголовной ответственности.

При выполнении этих функций налоговые органы руководствуются  статьями 7–14 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943–1 “О Государственной налоговой службе РСФСР” и статьями 11–16, 24 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118–1 “Об основах налоговом системы в Российской Федерации.

Исходя из содержания ст. 3 и 13 Закона Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, санкции за нарушение налогового законодательства применяются только к плательщикам налогов. Налоговые органы не вправе применять санкции, не предусмотренные налоговым законодательством.

Обращаем  внимание читателей на то, что санкции  за нарушение налогового законодательства не должны применяться, в частности:

  • по платежам, не имеющим объектов налогообложения, например, в случае невнесения в бюджет суммы выручки от реализации конфискованного имущества или имущества, перешедшего по праву наследования к государству;
  • по экономическим (штрафным) санкциям и госпошлине, взимаемым по постановлениям (решениям) органов Госстандарта Российской Федерации, народного суда, арбитражного суда и других органов;
  • к налоговым агентам при удержании налогов у источника выплаты (налогов, удерживаемых у иностранных юридических лиц при выплате доходов у источника, налогов с дивидендов по акциям и т.п.);
  • по платежам, взыскиваемым в государственные внебюджетные фонды, по которым порядок применения санкций установлен отдельными законодательными актами об этих фондах (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования), а также в случаях, когда порядок образования государственных внебюджетных фондов (отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды), утвержденный Правительством России, не предусматривает штрафных санкций за неплатежи.

Что касается платежей в государственные внебюджетные фонды, то органы Госналогслужбы РФ обязаны  осуществлять контроль и применять  санкции лишь в тех случаях, когда  ответственность плательщиков установлена  законодательством или другими  нормативными актами Российской Федерации. При этом порядок применения санкций  определяется соответствующим нормативным  актом и сообщается Госналогслужбой  РФ.

Неправомерное использование льгот

Если налогоплательщик освобожден в установленном порядке  от уплаты определенного вида налога, налоговые органы обязательно проверяют  соблюдение условий предоставления такой льготы и сроки (период) его  действия,

В случае утраты плательщиком права на такую льготу в проверяемом периоде и неуплаты в установленные сроки причитающихся  в связи с этим платежей в бюджет санкции к нему применяются за период с момента прекращения  действия льготы. Рассмотрим ряд примеров.

Пример 1

Работники налоговых  органов при проверке магазина розничной  торговли установили следующие факты (см. таблицу № 1). Магазин в 1997 году пользовался возможностью, предоставленной  для малых предприятий п. 5.2 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций ”: производил расчеты с бюджетом по налогу на прибыль один раз в квартал исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период (не уплачивал авансовые платежи).

Таблица № 1

Наименование  показателя 1 кв-л 2 кв-л итого полуг. 3 кв-л итого 9 мес 4 кв-л итого за год
среднесписочная численность работников, чел 27 29 28 37 31 26 29,75
размер налогооблагаемой прибыли, тыс. руб. 100 120 220 80 300 50 350
сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб. 35 42 77 28 105 17,5 122.5

Согласно  п.1.1.6 Инструкции Госналогслужбы РФ № 37 организации розничной торговли могут относиться к малым предприятиям для целей определения порядка расчетов по налогу на прибыль в том случае, если среднесписочная численность работников не превышает 30 человек.

В рассматриваемом  примере в III квартале 1997 года организация  утратила статус малого предприятия, следовательно, должна была в течение III квартала уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль  и представить в налоговый  орган расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных  исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов  налога, скорректированных на учетную  ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом.

В IV квартале среднесписочная численность работников уменьшилась, и как по этому кварталу, так и в целом по итогам за год  организация сохраняет предусмотренные  для малых предприятий льготы.

Работниками налоговой инспекции, в результате проведенной проверки, за неуплату авансовых платежей в III квартале 1997 года будет доначислена сумма  дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом за III квартал 1997 года (при непредставлении справки об авансовых платежах сумма таких платежей будет признана равной нулю, следовательно, к доплате за III квартал в нашем примере будет причитаться 28 тыс. руб., и именно эта сумма будет учтена при расчете дополнительных платежей).

Пример 2

При проведении документальной проверки организации  работниками налоговых органов  было установлено следующее (см. таблицу  № 2).

Эта организация  в 1 квартале 1998 года воспользовалась  льготой (освобождением от уплаты НДС) по налогу на добавленную стоимость, предоставляемой в соответствии с п.12”х” Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” по товарам, работам, услугам, реализуемым организациями, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от общей численности работников. В уставном капитале организации доля учредителя юридического лица составляет 30 процентов, поэтому оно не относится к малым.

Таблица № 2

Наименование  показателя Январь Февраль Март Всего за 1-ый квартал
Среднесписочная численность работников, всего чел. 25 29 24 26
в том числе  среднесписочная численность инвалидов, чел. 13 13 13 13
Доля инвалидов  в среднесписочной численности  работников, % 52 44,8 54,2 50
Объем реализованной  продукции (без НДС), руб. 4000 2500 8000 14500

Организация должна была производить расчеты  с бюджетом и представлять декларацию по НДС в налоговые органы ежемесячно.

В рассматриваемой  ситуации в феврале 1998 года численность  инвалидов составила менее 50 процентов  среднесписочной численности работающих. Поэтому в феврале организация  не имела права на использование  льготы по НДС.

В результате проведенной проверки на организацию  будут наложены следующие финансовые санкции (см. ст.13 Закона “Об основах  налоговой системы в Российской Федерации ”): доначислена сумма налога — 2500 руб. х 20 % = 500 руб., взыскан штраф в размере 100 % от суммы доначисленного налога  — 500 руб.

Отметим, что  если бы среднемесячный оборот по реализации продукции (работ, услуг) не превысил 3000 руб. (см. п. 30 Инструкции Госналогслужбы РФ №  39), то организация должна была бы производить расчеты по НДС ежеквартально и в этом случае могла бы воспользоваться льготой по НДС и избежать финансовых санкций со стороны налоговых органов (поскольку доля инвалидов в среднесписочной численности за квартал составила 50 процентов).

Санкции применяются  при неисполнении налогоплательщиком обязанностей, возникающих при наличии  у него объекта налогообложения, и в случаях нарушения налогового законодательства, предусмотренных  п.8 ст. 7 Закона РСФСР “О Государственной  налоговой службе РСФСР” и ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой  системы в Российской Федерации”, а именно в случаях:

  • сокрытия (занижения) дохода (прибыли) или иного объекта налогообложения; отсутствия учета объекта налогообложения;
  • ведения учета объекта налогообложения, составления отчетов о финансово-хозяйственной деятельности с нарушением установленного порядка;
  • несвоевременной или не в полном размере уплаты налогов;
  • непредставления налоговым органам документов и сведений, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
  • невнесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в размере суммы > сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов.

Сокрытие (занижение) объекта налогообложения

Финансовые  санкции, установленные п. 1 “а”  ст. 13 Закона “Об основах налоговой  системы в Российской Федерации” (за сокрытие или занижение дохода или иного объекта налогообложения), взыскиваются только по результатам документальных проверок.

За сокрытие или занижение дохода (прибыли) взыскивается вся сумма сок рытого или заниженного  дохода (прибыли) и штраф в размере  той же суммы.

Согласно  п. 2.1 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995  г. № 37 О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными разделом 2 этой Инструкции, то есть прибыль, показываемая по строке 6 Расчета налога от фактической прибыли.

Пример 3

При проверке установлено, что налогооблагаемая прибыль за 1997 год составила 1 млн. рублей, тогда как по данным плательщика  она определена в сумме 880 тыс. рублей. Расхождение со ставило 120 тыс. рублей, из которых 70 тыс. рублей за счет неправильного  отнесения затрат на себестоимос  ть; 50 тыс. рублей — за счет неправомерного применения льготы.

Следует взыскать в виде санкций: сумму заниженной прибыли — 70 тыс. рублей, штраф в размере т ой же суммы — 70 тыс. рублей. Всего — 140 тыс. рублей (с учетом деноминации —  140 руб.)

Неправильное  исчисление льгот по налогу на прибыль  нельзя рассматривать как сокрытие (занижение) прибыли с применением  соответствующих санкций (см. Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 1 октября 1992 г. № ИЛ-6–01/331 и № 04–01–09 “О порядке применения штрафных санкций”). В этом случае уточняется расчет по налогу на прибыль и взыскивается в бюджет причитающаяся сумма налога, поэтому штрафные санкции налагаются только с учетом суммы прибыли, выявленной в результате неправильного отнесения затрат на себестоимость продукции.

Налогоплательщики обязаны вносить исправления  в бухгалтерскую отчетность в  размере суммы сокрытого или  заниженного дохода (прибыли), если эти изменения затрагивают конечный финансовый результат деятельности предприятия, отражаемый в его бухгалтерском  балансе (п. 1 ст. 11 Закона “Об основах  налоговой системы в Российской Федерации ”). Если допущенные нарушения  не оказывают влияния на конечный финансовый результат деятельности организации (т.е. не влияют на размер налогооблагаемой прибыли), то оснований для начисления штрафных санкций не возникае т.

В данном примере  следует уточнить расчет налога от фактической прибыли в связи  с неправомерным применением  льгот на 50 тыс. рублей, а также  внести, в соответствии с действующим  порядком, исправления в бухгалтерскую  отчетность, увеличив налогооблагаемую прибыль на 70 тыс. рублей.

При этом в  случае, когда ошибка выявлена в 1998 г, на счетах бухгалтерского учета делаются проводки:

  • Д-т сч. 88 (10, 20 и др.)— К-т сч. 80 — 70 рублей (с учетом деноминации) — отражена сумма расходов организации, неправомерно включенных в себестоимость продукции (работ, услуг).В отношении неверно исчисленной льготы никаких записей на счетах бухгалтерского учета не производится и никаких исправлений в бухгалтерскую отчетность не вносится. С этой суммы только следует доначислить в бюджет налог на прибыль:
  • Д-т сч. 81  — К-т сч. 68 — 17,5 рубля — доначислен налог на прибыль с суммы неправомерно использованной льготы, с учетом деноминации (50 руб. х 35 %). В отношении начисления налога на прибыль с суммы 70 рублей существуют два прямо противоположных мнения: работники налоговых органов, как правило, требуют включить эту сумму в налогооблагаемую прибыль в том отчетном периоде, когда производились исправления в бухгалтерском учете и, соответственно, заплатить с нее налог на прибыль; многие специалисты в области налогообложения это требование достаточно аргументированно оспаривают, ссылаясь на решение ВАС РФ, в котором было указано, что налог на прибыль в данном случае был удержан в составе штрафных санкций и поэтому, несмотря на то что данная сумма отражается по кредиту счета 80, она не должна учитываться при расчете налогооблагаемой прибыли за тот отчетный период, когда производились исправления в бухгалтерском учете и отчетности, за иной сокрытый или не учтенный объект налогообложения, кроме дохода (прибыли), взыски ваетс я сумма н алога и штраф в такой же сумме .

Информация о работе Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства