Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа
Редкая организация после проверки ее деятельности налоговыми органами может избежать финансовых санкций. К этим же последствиям может привести и посещение налоговой инспекции с целью сдачи месячного (квартального, годового) расчета. При этом зачастую у руководителя и главного бухгалтера после подписания акта проверки так и остается обида на проверявших: и наказали-де ни за что, и сумму штрафа завысили.
Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства
Редкая организация
после проверки ее деятельности налоговыми
органами может избежать финансовых
санкций. К этим же последствиям может
привести и посещение налоговой
инспекции с целью сдачи
Государственным
налоговым инспекциям и их должностным
лицам предоставлено право
При выполнении этих функций налоговые органы руководствуются статьями 7–14 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943–1 “О Государственной налоговой службе РСФСР” и статьями 11–16, 24 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118–1 “Об основах налоговом системы в Российской Федерации.
Исходя из содержания ст. 3 и 13 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, санкции за нарушение налогового законодательства применяются только к плательщикам налогов. Налоговые органы не вправе применять санкции, не предусмотренные налоговым законодательством.
Обращаем внимание читателей на то, что санкции за нарушение налогового законодательства не должны применяться, в частности:
Что касается платежей в государственные внебюджетные фонды, то органы Госналогслужбы РФ обязаны осуществлять контроль и применять санкции лишь в тех случаях, когда ответственность плательщиков установлена законодательством или другими нормативными актами Российской Федерации. При этом порядок применения санкций определяется соответствующим нормативным актом и сообщается Госналогслужбой РФ.
Неправомерное использование льгот
Если налогоплательщик освобожден в установленном порядке от уплаты определенного вида налога, налоговые органы обязательно проверяют соблюдение условий предоставления такой льготы и сроки (период) его действия,
В случае утраты
плательщиком права на такую льготу
в проверяемом периоде и
Пример 1
Работники налоговых органов при проверке магазина розничной торговли установили следующие факты (см. таблицу № 1). Магазин в 1997 году пользовался возможностью, предоставленной для малых предприятий п. 5.2 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций ”: производил расчеты с бюджетом по налогу на прибыль один раз в квартал исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период (не уплачивал авансовые платежи).
Таблица № 1
|
Согласно п.1.1.6 Инструкции Госналогслужбы РФ № 37 организации розничной торговли могут относиться к малым предприятиям для целей определения порядка расчетов по налогу на прибыль в том случае, если среднесписочная численность работников не превышает 30 человек.
В рассматриваемом примере в III квартале 1997 года организация утратила статус малого предприятия, следовательно, должна была в течение III квартала уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль и представить в налоговый орган расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом.
В IV квартале
среднесписочная численность
Работниками налоговой инспекции, в результате проведенной проверки, за неуплату авансовых платежей в III квартале 1997 года будет доначислена сумма дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом за III квартал 1997 года (при непредставлении справки об авансовых платежах сумма таких платежей будет признана равной нулю, следовательно, к доплате за III квартал в нашем примере будет причитаться 28 тыс. руб., и именно эта сумма будет учтена при расчете дополнительных платежей).
Пример 2
При проведении документальной проверки организации работниками налоговых органов было установлено следующее (см. таблицу № 2).
Эта организация в 1 квартале 1998 года воспользовалась льготой (освобождением от уплаты НДС) по налогу на добавленную стоимость, предоставляемой в соответствии с п.12”х” Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” по товарам, работам, услугам, реализуемым организациями, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от общей численности работников. В уставном капитале организации доля учредителя юридического лица составляет 30 процентов, поэтому оно не относится к малым.
Таблица № 2
|
Организация должна была производить расчеты с бюджетом и представлять декларацию по НДС в налоговые органы ежемесячно.
В рассматриваемой
ситуации в феврале 1998 года численность
инвалидов составила менее 50 процентов
среднесписочной численности
В результате проведенной проверки на организацию будут наложены следующие финансовые санкции (см. ст.13 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации ”): доначислена сумма налога — 2500 руб. х 20 % = 500 руб., взыскан штраф в размере 100 % от суммы доначисленного налога — 500 руб.
Отметим, что если бы среднемесячный оборот по реализации продукции (работ, услуг) не превысил 3000 руб. (см. п. 30 Инструкции Госналогслужбы РФ № 39), то организация должна была бы производить расчеты по НДС ежеквартально и в этом случае могла бы воспользоваться льготой по НДС и избежать финансовых санкций со стороны налоговых органов (поскольку доля инвалидов в среднесписочной численности за квартал составила 50 процентов).
Санкции применяются
при неисполнении налогоплательщиком
обязанностей, возникающих при наличии
у него объекта налогообложения,
и в случаях нарушения
Сокрытие (занижение) объекта налогообложения
Финансовые санкции, установленные п. 1 “а” ст. 13 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (за сокрытие или занижение дохода или иного объекта налогообложения), взыскиваются только по результатам документальных проверок.
За сокрытие или занижение дохода (прибыли) взыскивается вся сумма сок рытого или заниженного дохода (прибыли) и штраф в размере той же суммы.
Согласно п. 2.1 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными разделом 2 этой Инструкции, то есть прибыль, показываемая по строке 6 Расчета налога от фактической прибыли.
Пример 3
При проверке установлено, что налогооблагаемая прибыль за 1997 год составила 1 млн. рублей, тогда как по данным плательщика она определена в сумме 880 тыс. рублей. Расхождение со ставило 120 тыс. рублей, из которых 70 тыс. рублей за счет неправильного отнесения затрат на себестоимос ть; 50 тыс. рублей — за счет неправомерного применения льготы.
Следует взыскать в виде санкций: сумму заниженной прибыли — 70 тыс. рублей, штраф в размере т ой же суммы — 70 тыс. рублей. Всего — 140 тыс. рублей (с учетом деноминации — 140 руб.)
Неправильное исчисление льгот по налогу на прибыль нельзя рассматривать как сокрытие (занижение) прибыли с применением соответствующих санкций (см. Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 1 октября 1992 г. № ИЛ-6–01/331 и № 04–01–09 “О порядке применения штрафных санкций”). В этом случае уточняется расчет по налогу на прибыль и взыскивается в бюджет причитающаяся сумма налога, поэтому штрафные санкции налагаются только с учетом суммы прибыли, выявленной в результате неправильного отнесения затрат на себестоимость продукции.
Налогоплательщики
обязаны вносить исправления
в бухгалтерскую отчетность в
размере суммы сокрытого или
заниженного дохода (прибыли), если
эти изменения затрагивают
В данном примере следует уточнить расчет налога от фактической прибыли в связи с неправомерным применением льгот на 50 тыс. рублей, а также внести, в соответствии с действующим порядком, исправления в бухгалтерскую отчетность, увеличив налогооблагаемую прибыль на 70 тыс. рублей.
При этом в случае, когда ошибка выявлена в 1998 г, на счетах бухгалтерского учета делаются проводки:
Информация о работе Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства