Финансовые санкции в России:их виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования

Автор: a*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Чтобы достигнуть выбранной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
♦ рассмотреть основание применения финансовых санкций, а именно – финансовое правонарушение;
♦ дать понятие финансово – правовой ответственности, выделить ее отличительные особенности;
♦ дать понятие финансовой санкции, рассмотреть классификацию санкций, сферы их применения;
♦ рассмотреть законодательно-правовую базу применения финансовых санкций,;
♦ предложить и оценить пути совершенствования законодательной базы и механизма применения финансовых санкций в нашем государстве.

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

Так же, на мой взгляд, крайне важной проблемой  является окончательное выделение  финансовой ответственности, как самостоятельного вида ответственности юридической. Один из основных вопросов, которые нужно решить, о соотношении мер финансовой и административной ответственности например за правонарушения в сфере мобилизации и использования государственных финансовых ресурсов. До сих пор действующим законодательством меры финансово-правовой и административно-правовой ответственности не разделены, впрочем, как и меры ответственности с иными мерами государственного принуждения. Не продумано четкое разделение правонарушений административных и финансовых.

Тем более, наличие таких составов правонарушений, за которые предусмотрено наложение одновременно нескольких видов ответственности, представляет не только практическую сложность применения, но и создает трудности для исследовательского процесса в сфере финансово-правовой ответственности.

Еще одной проблемой действующего законодательства в рассматриваемой области являются присущие ему некоторые неопределенности и противоречия, которые в некоторые случаях не позволяют надлежащим образом реализовать основные принципы юридической ответственности. Назрела необходимость его реформирования, начиная от общих своих положений, определяющих основные понятия, до конкретных пунктов отдельных статей, устанавливающих различные меры финансово-правовой ответственности. В первую очередь, нужно четко определить природу финансово-правовой ответственности, ее признаков, видов и предусматриваемых ее мер. Представляется возможным также предпринять следующие шаги: 

- использовать  в БК РФ термин «бюджетная  ответственность», а не «ответственность  за нарушение бюджетного законодательства», т.к. понятие «ответственность за нарушение бюджетного законодательства» включает не только бюджетную ответственность, но и административную, и уголовную ответственности за нарушение бюджетного законодательства, предусмотренные соответственно КоАП РФ и Уголовным кодексом РФ; 

- так как в содержание ст. 281 БК РФ не упомянуты некоторые объекты бюджетного законодательства РФ, список которых представлен во 2ой ст. БК РФ, можно скорректировать текст статьи и изложить ее в следующем виде: «Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения»; 

- если просматривать статью 283 БК РФ, содержащую основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, можно заметить, что не все они раскрыты в последующих статьях, с указанием соответствующего наказания, для повышения системности, все основания, предусмотренные статьей 283 БК РФ, можно отразить при установлении ответственности за отдельные виды правонарушений и наоборот все основания применения мер принуждения, которые описываются в отдельных составах бюджетных правонарушений, включить в перечень оснований, предусмотренных ст. 283 БК РФ (например, статьи 290, 291 и т.д.); 

- необходимо уточнить формулировки некоторых статей 28ой главы БК РФ, так как название статей и их содержание относительно основания применения мер ответственности не совпадают (например, статья 296 БК РФ); 

- одним из самых важных вопросов является вопрос о соотношении нарушений бюджетного законодательства, предусмотренных БК РФ и ответственности за них, содержащейся в статьях КоАП РФ, нормы БК РФ должны быть приведены в соответствие с нормами КоАП, т.к. Бюджетный кодекс РФ устанавливает применение мер ответственности в соответствии с КоАП РФ, однако КоАП РФ устанавливает ответственность только за три вида бюджетных правонарушений, в частности, предусмотренных статьями 289, 290, 291 БК РФ;  

Что касается налогового законодательства, многие экономисты видят выход из создавшейся в России ситуации с уклонением в ужесточении мер наказания и предоставлении широких прав соответствующим органам для их применения. При этом, я считаю, что суровость мер сама по себе не решит проблемы роста правонарушений. Поэтому для развития разумной экономической политики, для стимулирования добросовестного хозяйствующего субъекта, для исключения желания нарушать установленные правовые предписания необходимо гармоничное, четкое, взаимосвязанное, внутренне непротиворечивое финансовое законодательство. Для этого можно предпринять такие шаги, как: 

- отменить  нормы НК РФ, которые предоставляют  право на бесспорное взыскание  штрафных санкций с организаций  и индивидуальных предпринимателей  как несоответствующие Конституции  РФ; 

- представляется возможным в статье 110 НК РФ предусмотреть две формы неосторожности: небрежность и самонадеянность, т.к. на практике возможны случаи совершения правонарушений не только по небрежности, но и по самонадеянности, в соответствии с этим можно применять различные меры к нарушителям; 

При этом нельзя забывать, что наряду с мерами по улучшению законодательства в  области применения финансовых санкций, необходимо большие силы направить  так же на борьбу с коррупцией в  данной сфере, так как налоговая  коррупция – один из самых разрушающих видов коррупции. Например, возможно стоит ужесточить ответственность для лиц, ответственных за исчисление, сбор налогов и занесение их в соответствующий бюджет. 

Для совершенствования  санкций в области банковских нарушений, могут быть предприняты  следующие частные меры.

- включить  в КоАП РФ корреспондирующей  со ст. 304 БК РФ нормы, устанавливающей  ответственность руководителей  кредитных организаций за несвоевременное  перечисление в бюджет неналоговых  доходов и безвозмездных перечислений; 

- с целью  унификации терминологии, устранения несоответсвтий и конкретизации в Законе о ЦБ РФ вместо термина «санкции» и в Инструкции ЦБ РФ № 59 вместо «мер воздействия к кредитным организациям» использовать термин «меры принуждения, применяемые ЦБ РФ к кредитным организациям», т.к. не все эти меры являются санкциями; 

- из  ст. 15.26 КоАП РФ исключить ответственность  юридического лица – кредитной  организации и ввести ответственность  должностного лица – кредитной  организации с целью приведения  в соответствие норм КоАП РФ  и Указания ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. № 84-Т «О Кодексе РФ об административных правонарушениях» и др.

Заключение

Мной  была выбрана тема финансовых санкций не случайно. Вопросы, касающиеся финансово-правовой ответственности крайне актуальны в настоящее время в нашем государстве. С развитием рыночных отношений, назрела необходимость в обособлении этого вида ответственности, выделении вида правонарушений, влекущих ее, и санкций, через которые она реализуется. В связи с этим возникает крайне много вопросов, вызывающих активные споры и представителей финансовой науки. В своей работе я попыталась осветить основные из таких дискуссионных вопросов, систематизировать мнения по ним, а также выразить свое собственное.

Сейчас  все больше публикаций посвящается различным вопросам, так или иначе касающимся финансовых санкций. Именно поэтому, существует огромное разнообразие взглядов на это еще не достаточно унифицированное в нашей стране понятие. Безусловно, в этом направлении есть куда совершенствоваться.

В работе я постаралась раскрыть самые значительные классификации финансовых санкций, увязывая их с существующими законодательными актами в этой области. Были выделены как достоинства, так и некоторые недостатки (такие как неточность, противоречивость, недосказанность) основных документов, несущих в себе предписания по поводу применения финансовых санкций, состава финансового правонарушения, и т. д.

Предложены  меры повышения эффективности рассматриваемого института в нашей стране. При  выработке данных мер основными  критериями были обеспечение системности,  определенности и непротиворечивости законодательных актов.

С абсолютной определенностью можно сказать, что оптимальные решения рассмотренных  выше вопросов еще не сформулированы, это длительный процесс поиска консенсуса. При этом, безусловно, отлажено действующий механизм применения к нарушителям финансовых санкций, способен значительно улучшить финансовое положение государства, и обеспечить оздоровление экономики.

Приложения

 
 

Принудительные  меры (финансовые санкции),

применяемые к  нарушителям бюджетного законодательства 

 
 
 
 
 
 

Состав  финансового правонарушения7 

Объективные признаки

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Классификация финансовых санкций

Классификационный признак Виды
Природа финансовой ответственности ● правовосстановительные

● карательные

Определенность ● абсолютно  определенные

● относительно определенные:

-с  определением только минимального  предела

-с  определением только максимального  предела

-с  указанием на минимальный и  максимальный предел

Характер последствий (спорная классификация) ● поощрительные

● наказательные:

-имущественного  хар-ра

-организационного  хар-ра

-психологического  хар-ра

Сфера финансового правонарушения ● налоговые

● бюджетные

● валютные

● банковские

Список  литературы:

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации" (НК РФ) Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ

3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ

4. Федеральный Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ

5. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ

6. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1

7. Миляков Н. В., Финансы, Инфра-М, 2004

8. Тютин Д.В. Правовые проблемы юридической ответственности налогоплательщиков Автореф. дис... канд. юр. наук. М., 2003

9. Мельник А.Н. Осуществление таможенными органами валютного контроля как мера противодействия утечке капитала за рубеж (правовые аспекты). Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2004

10. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004.

11. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 1999

12. Сапожников Н. Правовые проблемы ответственности в валютных правоотношениях // Хозяйство и право. 2001

13. Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Финансово-правовая ответственность. - М.: Финансы и статистика, 2004.

14. Фрейзеров А.Р. Причины неплатежей в России //Вопросы экономики. – 2000.

15. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Финансовое право М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

16. Бахрах Д., Кролис Л. Законность применения санкций за нарушения налогового законодательства Хозяйство и право. – 1996

17. Курбатов А. Вопросы применения финансовой ответственности за нарушение налогового законодательства Хозяйство и право. 2006 

Информация о работе Финансовые санкции в России:их виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования