Финансовые санкции в России:их виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования

Автор: a*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Чтобы достигнуть выбранной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
♦ рассмотреть основание применения финансовых санкций, а именно – финансовое правонарушение;
♦ дать понятие финансово – правовой ответственности, выделить ее отличительные особенности;
♦ дать понятие финансовой санкции, рассмотреть классификацию санкций, сферы их применения;
♦ рассмотреть законодательно-правовую базу применения финансовых санкций,;
♦ предложить и оценить пути совершенствования законодательной базы и механизма применения финансовых санкций в нашем государстве.

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

     Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

     «Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации» 
 
 
 
 

     Кафедра «Финансов»

     Курсовая  работа

     на  тему:

     «Финансовые санкции в России:

     их  виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования» 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка группы ЭБ3-2

                Скотникова  Е. А.

                Научный руководитель:

                к. э. н., доцент Ахмедов С. К. 
                 
                 
                 

     Москва 2010

План

 

Введение

Как всем известно, деньги издавна были, есть и остаются одним из главных стимулов как отдельного человека, так и человеческих общностей, таких как организация или государство. Очень часто они выступают мотивом к определенному типу поведения, то есть имеют огромную побудительную силу, как к совершению каких-либо действий, так и к ограничению какой-либо деятельности. Именно на этой зависимости поведения от стимулов основывается механизм действия финансовых санкций. Первоначально отвлечемся немного от специфики данного понятия и обратимся к более общему понятию «санкция». Слово это происходит от латинского «sanctio», что значит «строжайшее постановление». Понятие является сложным, во-первых, санкция, безусловно, является составной частью понятия «правовая норма», или, если говорить юридическим языком – ее элементом, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой. Уже из этой формулировки можно сделать вывод что санкция - один из инструментов, оказывающих воздействие на поведение того или иного субъекта. Действительно, определение санкции, как самостоятельного явления, говорит, что правовая санкция — мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. Здесь четко определен упомянутый выше субъект как правонарушитель, и это еще один из неотъемлемых признаков санкции – совершение определенных правонарушений, несоответствие правовым нормам, при этом санкции могут носить компенсирующий или карательный характер.

Нельзя  забывать, что иногда санкцию определяют и как акт разрешения, утверждения, выражения согласия должностным лицом с предложенными действиями, решениями (например, в уголовно-процессуальном праве санкция — разрешение (согласие) прокурора на производство дознавателем, следователем процессуальных действий и принятие процессуальных решений), но в отношении финансовых санкций, это определение неприменимо.

В качестве темы я выбрала именно финансовые санкции не случайно.

Современная Россия все еще находится на переходном этапе развития рыночной экономики. Перед нашим государством стоит множество сложных задач, которые требуют немедленного решения. Фактически, за короткий срок, страна должна сделать огромный скачок в развитии, чтобы быть на уровне развитых капиталистических государств. Основная глобальная задача, стоящая перед страной – формирование правового государства и гражданского общества, для осуществления ее нужно уделять внимание здоровью экономической системы страны и ее правильному функционированию, для достижения которого большое значение имеет обеспечение правопорядка в финансовой сфере.

В условиях рынка, финансовая деятельность государства  сильно усложняется, и это естественный процесс, так как происходит увеличение объемов движения финансовых ресурсов и форм их использования, расширяется  круг субъектов, использующих бюджетные средства, осуществляющих валютные операции и т.д. Безусловно, в целом формирование рыночной экономики ведет к положительным изменениям в жизни общества, однако возникают так же некоторые отрицательные последствия этого процесса. Во многом они обусловлены ослаблением государственного управления, недостаточной организованностью финансового контроля, его неэффективностью (которая, например, заключается в дублировании некоторых функций контроля различными органами, осуществляющими его), а так же несовершенством нормативно-правовой базы, необходимой для формирования и использования новых рыночных механизмов. Именно неразвитость и недостаточное регламентирование рыночных отношений приводят к тому, что в нашей стране нарушение финансовых обязательств стало скорее правилом, чем исключением из правил.

Например, организации могут не расплачиваться друг с другом, не выплачивать заработную плату работникам, не платить налоги. Неплатежи даже стали отдельным  полем зарабатывания денег. Также, бюджетный средства очень часто не доходят до своего конечного получателя. Реальную угрозу экономической безопасности всего государства создает нецелевое использование бюджетных средств и т. д. Для устранения этих нарушений, необходимо совершенствовать законодательство в сфере ответственности за правонарушения в сфере финансов.

Нестабильность  финансового законодательства, порядок  его применения расширение круга  субъектов финансовых правоотношений, рост количества финансовых правонарушений, которые наблюдаются в последние годы, свидетельствуют о наличии существенных проблем в финансово-правовой сфере. В этой связи любые исследования, особенно те, которые направлены на дальнейшее развитие и совершенствование финансового законодательства, в современных условиях приобретают важнейшее значение. Таким образом, на одно из первых мест выходит изучение  ответственности за финансовые нарушения. Основная цель финансовых санкций по их сути  - обеспечивать финансовую дисциплину, без которой невозможно четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования финансовых ресурсов различных субъектов финансовой системы.

Поэтому основной целью моей работы является раскрытие сущности понятия «финансовые санкции», их характеристика, изучение правовой базы и их применения на территории нашего государства.

Чтобы достигнуть выбранной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

♦ рассмотреть  основание применения финансовых санкций, а именно – финансовое правонарушение;

♦ дать понятие финансово – правовой ответственности, выделить ее отличительные особенности;                                                                             

♦ дать понятие финансовой санкции, рассмотреть  классификацию санкций, сферы их применения;

♦  рассмотреть  законодательно-правовую базу применения финансовых санкций,;

♦  предложить и оценить пути совершенствования  законодательной базы и механизма  применения финансовых санкций в  нашем государстве. 

Финансово-правовая ответственность, как  основание применения финансовых санкций.

 

Вообще, первую связь между финансами  и санкциями мы находим при  рассмотрении ключевых принципах финансов, а именно – принципа единства, который  включает единство законодательной и нормативно-правовой базы, единство денежной, кредитной и налоговой систем, унификация форм финансовой документации и отчетности, единообразие порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, унифицированность расчетов и платежей, общий порядок формирования затрат и финансовых результатов, а также применения санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины.1

Как и  любая другая отрасль права, финансовое право нуждается в охране.  Основной формой реализации охранительной  функции финансового права является юридическая ответственность, под которой применительно к сфере публичных финансов следует понимать элемент финансового правоотношения, обеспечивающий неизбежностью исполнения возложенной на лицо финансовых обязанности, которая основывается на осуждении со стороны других лиц, государства и общества неисполнения такой обязанности, государственном принуждении и внутренней потребности данного лица в правомерном поведении.

Основной  формой реализации охранительной функции  финансового права является юридическая  ответственность, под которой применительно к сфере публичных финансов следует понимать элемент финансового правоотношения, обеспечивающий неизбежностью исполнения возложенной на лицо финансовых обязанности, которая основывается на осуждении со стороны других лиц, государства и общества неисполнения такой обязанности, государственном принуждении и внутренней потребности данного лица в правомерном поведении.

Основной  формой реализации охранительной функции  финансового права является юридическая  ответственность, под которой применительно  к сфере публичных финансов следует понимать элемент финансового правоотношения, обеспечивающий неизбежностью исполнения возложенной на лицо финансовых обязанности, которая основывается на осуждении со стороны других лиц, государства и общества неисполнения такой обязанности, государственном принуждении и внутренней потребности данного лица в правомерном поведении. Понятия «финансовая ответственность» и «применение санкций норм финансовой ответственности» соотносятся как часть и целое. Санкции, закрепляющие меры финансовой ответственности, выступают средствами ее обеспечения как в регулятивных, так и в охранительных финансовых правоотношениях.

Однако, в связи с отсутствием четкого  определения финансовой ответственности  в российском законодательстве, существует много дискуссионных вопросов, касающихся как сущности самой ответственности, так и ее проявлений, которыми как раз и являются финансовые санкции. Например, самый общий вопрос – вопрос о природе финансово-правовой ответственности является одним из дискуссионных в правоведении. Споры вызывают как сам факт наличия такого вида ответственности, так и вопросы, касающиеся природы финансовых санкций, порядка их применения, определения признаков и состава финансового правонарушения. Получается так в основном потому, что институт финан-

сово-правовой ответственности является достаточно новым в российской юридической  науке, также, из-за несовершенства правовой регламентации.

В последнее  время финансовым санкциям, как проявлениям  финансово-правовой ответственности  уделяется большое внимание в научных трудах, но эти исследования касаются лишь некоторых специфичных аспектов применения финансовых санкций и мер финансового принуждения. При общем значительном числе научных публикаций большинство авторов рассматривают проблему финансово-правовой ответственности, прежде сего, с позиции экономической теории, лишь косвенно затрагивая соответствующие правовые проблемы. Многие работы, чуть ли не с момента их выхода в свет, трачивают актуальность в связи с бурным развитием российского законодательства и коренным изменением его принципиальных положений.

Попробуем структурировать мнения по некоторым  ключевым вопросам, вызывающим споры.

Один  из таких вопросов – соотношение  финансовых санкций и других правоохранительных и карательных санкций. Я считаю этот вопрос чрезвычайно важным в силу того, что ответ на него поможет глубже понять сущность финансовых санкций, дать их определение. Ранее, когда значимость финансово-правовой ответственности еще не была до конца осознана, ее считали составной частью ответственности административной, а финансовые санкции, соответственно – подвидом административных санкций. Такие точки зрения существуют и сейчас. В основном так склонны считать приверженцы традиционных взглядов, которые придерживаются исключительно традиционной классификации юридической ответственности на уголовную, гражданско-правовую, административную, дисциплинарную. При этом встречаются и суждения о более разветвленной ее системе. Так, Д.В. Тютин в рамках административной ответственности выделяет финансовую и налоговую (причем как видно, налоговая ответственность не рассматривается как подвид финансовой).2 Одним из аргументов сторонников такого взгляда является наличие санкций за правонарушения в области бюджетных отношений в КоАП РФ. 

Нельзя отрицать, что в настоящее время, после произошедших в стране рыночных преобразованиями, однако либерализация предпринимательской деятельности наряду с позитивными моментами повлекла и негативные последствия, выразившиеся, в частности, в неправомерных деяниях субъектов по поводу нарушений финансовой дисциплины. В законодательстве появились термины "налоговое правонарушение", "финансовые санкции", "бюджетная ответственность". Все это обусловило актуальность постановки вопроса о расширении видов юридической ответственности, выделения новых ее видов.

Информация о работе Финансовые санкции в России:их виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования