Финансовые санкции в России:их виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования

Автор: a*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Чтобы достигнуть выбранной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
♦ рассмотреть основание применения финансовых санкций, а именно – финансовое правонарушение;
♦ дать понятие финансово – правовой ответственности, выделить ее отличительные особенности;
♦ дать понятие финансовой санкции, рассмотреть классификацию санкций, сферы их применения;
♦ рассмотреть законодательно-правовую базу применения финансовых санкций,;
♦ предложить и оценить пути совершенствования законодательной базы и механизма применения финансовых санкций в нашем государстве.

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

Поэтому, я не согласна с теми учеными, которые  признают финансовые санкции подвидом административных. Тому существует несколько причин. Например, основанием реализации финансовой ответственности является финансовое правонарушение, представляющее собой самостоятельный вид правонарушений, отличный от административных и дисциплинарных проступков, уголовных преступлений и гражданско-правовых деликтов. От административных и дисциплинарных проступков, а также от преступлений финансовые правонарушения отличает их субъект, которым могут являться только самостоятельные субъекты публичных финансов (физические лиц, организации и публично-правовые образования). От гражданско-правовых деликтов финансовые правонарушения отличаются своим объектом, поскольку причиняют вред не частным имущественным интересам, а интересам публичным, при этом в финансовой сфере.

С другой стороны, я понимаю, почему возникает  путаница с определением границ финансово-правовой ответственности, и отнесением санкций к тому или иному виду. В основном из-за рассредотечнности  санкций по многочисленным законам и подзаконным актам (содержание их в которых вообще противоречит принципу законности, но об этом – ниже), например БК РФ содержит в 28ой главе об ответственности за бюджетные правонарушения ссылку на КоАП РФ, который, исходя из названия, содержит только административные санкции. Но при это, нельзя не признать данные санкции финасовыми, ведь бюджетные отношения – одна из главных категорий отношений финансовых. Таким образом, происходит своеобразное наслоение, благодаря которому может сложиться ошибочное мнение, что финансовые санкции – вид административных санкций.

На мой  взгляд,  финансовая санкция должна быть обязательным структурным элементом  нормы финансового права, что и обусловливает ее природу как финансовую, а не административную. Отраслевая принадлежность выступает главным признаком санкций норм финансовой ответственности, а их природу необходимо определять исходя из этого критерия, а не из совпадений названий некоторых финансовых санкций с административными. Сфера действия санкций норм финансовой ответственности специфична. Это область налоговых отношений, отношений по формированию и исполнению бюджета, кредитно-денежных отношений, отношений валютного регулирования и валютного контроля, отношений банковского регулирования и банковского контроля.

Хотелось  бы также рассмотреть еще один дискуссионный вопрос, касающийся характера  финансовых санкций (какие меры государственного принуждения составляют содержание данного понятия). Многие экономисты считают, что им присущ исключительно имущественный характер, утверждая, к примеру, что все финансовые санкции имеют общую юридическую природу и характерную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у физического лица или организации в пользу государства. В этом узком смысле, к финансовым санкциям причисляют только штрафы, недоимки и пени. Как утверждают некоторые специалисты, «в отличие от административных взысканий, отдельные из которых сочетают в себе "одновременно моральное осуждение, материальное воздействие и временное ограничение нарушителя в правах"3, меры финансовой ответственности сказываются на имущественном положении лица. Среди определений рассматриваемого понятия встречаются, например, такие «финансовые санкции – это меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к субъектам финансовых отношений в результате нарушения действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности или закона.» Противники данного взгляда говорят, что многочисленные нормативно-правовые акты содержат санкции, влекущие неблагоприятные организационные правоограничения. Я считаю эту точку зрения более приемлемой, так как, во-первых организационные меры чаще всего косвенным образом отражаются на имущественном состоянии субъекта, без учета таких мер в составе финансовых санкций, это понятие кажется мне неполным.

Итак, подведем итог вышесказанному. Во-первых, сформулируем понятие финансовых санкций.

Финансовые  санкции, таким образом, - применение мер принуждения, которые являются реализацией финансово-правовой ответственности, к субъектам финансовых отношений  в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке за совершение правонарушения в финансовой сфере. Меры могут носить имущественный или организационный характер.

Во-вторых, выделим основные признаки финансовых санкций:

· финансовая санкция является мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;

· финансовые санкции имеют имущественно-организационный  характер, поскольку связаны с  принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;

· основанием применения финансовых санкций является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;

· финансовые санкции могут применяться как к физическим лицам и организациям, так и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);

· в  основе применения финансовых санкций  лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;

· денежные средства, изъятые у правонарушителя  при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный  или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования.

Разобравшись  в сущности понятия, перейдем к не менее важному вопросу о классификации  финансовых санкций по различным  признакам.

Классификация финансовых санкций. Виды финансовых санкций.

Финансовые  санкции – достаточно сложное  и многогранное понятие, они охватывают широкий круг различных финансовых правонарушений и рассредоточены в  множестве нормативных актах, в силу этого существует множество классификаций, разделяющих финансовые санкции по тому или иному классификационному признаку. Некоторые базируются на том, что рассматриваемая совокупность является именно санкциями, а все санкции подразделяются на определенные группы, другие основываются на том, что санкции являются именно финансовыми и применяются за различные виды финансовых правонарушений. Я бы хотела рассмотреть основные классификации.

I. Поскольку финансовая ответственность по своей природе выполняет две основные функции - правовосстановительную и карательную, то и финансово-правовые санкции нацелены прежде всего на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний. Наличие восстановительных санкций не исключает необходимость воздействия на правонарушителя с целью предупреждения повторения в дальнейшем противоправных действий им или любыми другими субъектами финансовых отношений. Следовательно, Санкции, в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на два вида:

1) правовосстановительные санкции, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, на принудительное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государства;

2) карательные (штрафные) санкции, реализация которых направлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства.

Взыскание недоимки и пени носит ярко выраженный компенсационный характер, в качестве мер государственно-властного принуждения они имеют правовосстановительную природу и имущественную форму. Недоимка и пеня направлены на исполнение финансовых обязанностей перед государством, в частности бесспорной обязанности налогоплательщика перечислить причитающиеся платежи в пользу казны. Восстановление нарушенных финансовых прав государства предполагает достижение полной эквивалентности, т. е. возвращение казне как потерпевшей стороне объема финансовых прав, утраченного в результате произошедшего факта финансового правонарушения.

Карательный характер носят штрафные санкции. Штрафы за нарушения финансового законодательства взыскиваются только в судебном порядке  и в законодательно установленной  последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкосновенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В некоторых случаях финансовое законодательство предусматривает изменение порядка уплаты штрафа. Например, налоговые органы имеют право предоставить субъекту, виновному в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсрочку по уплате санкции.

Финансовые санкции имеют общую юридическую природу, но вместе с тем и отличительные признаки. Основные различия между штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пеней как правовосстановительными санкциями заключаются в следующем:

а) основанием штрафной ответственности является совершение финансового правонарушения, правильная его квалификация, индивидуализация суммы денежного взыскания. Основанием правовосстановительной ответственности является наличие финансовых обязанностей перед государством и в случае необходимости государственно-властное принуждение к их исполнению;

б) штраф  носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также  могут быть изменены в зависимости  от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. Размеры недоимки и пени всегда абсолютно определенны и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонарушением, может быть подсчитана достаточно точно;

в) взыскание штрафа является результатом правоохранительной деятельности государственных органов, и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности. В отличие от штрафа, уплатить недоимку или пени правонарушитель может самостоятельно, без вмешательства государственных органов.

II. В зависимости от степени определенности санкции делятся на абсолютно определенные и относительно определенные.

     Абсолютно определенная санкция указывает вид и точно определенный размер наказания. Такая санкция по существу лишает суд возможности индивидуализировать наказание. На мой взгляд из-за отсутствия определенной гибкости таких санкций следует их несправедливость в некоторых ситуациях.

При применении мер ответственности за совершение некоторых правонарушений, я считаю, необходимо учитывать их экономическую составляющую, ведь размеры извлеченной выгоды могут быть разными, и если при незначительном ее размере размер установленного штрафа может быть неоправданно высок, то в другом случае размер штрафа может быть ничтожен по сравнению с суммой полученных средств.

     ♦ Относительно определенная санкция указывает на вид и пределы наказания, или его относительный размер, например в процентах от суммы нанесенного ущерба, неуплаченной суммы и т. п. В свою очередь относительно определенная санкция с указанными пределами делится на:

- альтернативные с указанием на минимальный и максимальный пределы наказания. Например, в соответствии со ст. 15.14 действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ

- альтернативные  с указанием только на минимальный предел наказания. В таком виде санкции чаще всего сочетаются процентное указание размера взыскания и одновременное указание минимального его размера. Например, статья 117 НК РФ «Уклонение от постановки на учет в налоговом органе» гласит, что ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

- альтернативные  с указанием только на максимальный предел наказания. Опять же, редко встречается в чистом виде, чаще всего сочетается с установлением процентного взыскания и применяется в качестве уточнения. Например, статья 134 НК РФ «Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента» говорит, чтои сполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 10 тысяч рублей.

III. Одна из наиболее спорных и поэтому интересных классификаций делит финансовые санкции на наказательные и поощрительные. Классифицирующим признаком здесь выступает характер последствий того или иного действия или бездействия. Дискуссионность данного разделения состоит в вопросе стоит ли считать какие-либо предусмотренные финансово-правовой нормой положительные последствия санкцией? Вообще, ознакомившись с огромным количеством определений финансовых санкций, я пришла к выводу, что большинство авторов все же склонны считать, что в финансовом законодательстве отсутствуют поощрительные санкции, то есть все финансовые санкции являются по сути наказательными, ведь даже определение санкции говорит нам, что она применяется лишь к правонарушителю и влечет негативные последствия для него. Но с этой точкой зрения можно поспорить, некоторые ученые, расширяя понятие самой санкции, утверждают, что она предусматривает последствия (позитивные или негативные) для субъекта, совершившего какое-либо действие (не обязательно правонарушение) или бездействовавшего, в таком случае выделение поощрительных санкций, как отдельного вида санкций финансовых, не порождает никаких противоречий, потому как среди определений понятия санкция появляется еще одно – «поощрение».

Информация о работе Финансовые санкции в России:их виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования