Автор: a*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:38, курсовая работа
Чтобы достигнуть выбранной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
♦ рассмотреть основание применения финансовых санкций, а именно – финансовое правонарушение;
♦ дать понятие финансово – правовой ответственности, выделить ее отличительные особенности;
♦ дать понятие финансовой санкции, рассмотреть классификацию санкций, сферы их применения;
♦ рассмотреть законодательно-правовую базу применения финансовых санкций,;
♦ предложить и оценить пути совершенствования законодательной базы и механизма применения финансовых санкций в нашем государстве.
А.В. Малько
приводит следующие аргументы
1) этимологическое
значение слова "санкция"
подразумевает не только
2) позитивные
санкции присущи всем
3) санкции
поощрения признает не только
отечественная, но и
4) структура
юридических норм, содержащих санкции
поощрения, внешне напоминает
структуру большинства
5) определенным
доказательством существования
поощрительных санкций
Поговорим
конкретно о поощрительных
Рассмотрим налоговое законодательство. Согласно ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ. Перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, в НК РФ очень невелик.
Налоговый кодекс РФ возлагает на определенную категорию налогоплательщиков обязанность предоставлять декларацию о своих доходах и расходах для начисления или возврата налога. До истечения отчетного периода налогоплательщик вправе внести изменения в декларацию, что является основанием для его освобождения от налоговой ответственности. Освобождение от негативного аспекта реализации финансовой ответственности, сторонники изложенной выше точки зрения предлагают рассматривать как поощрительную санкцию. Как своеобразную поощрительную санкцию, по их мнению, можно рассматривать применение налоговой амнистии, но при условии, что субъект выполнит указанные в акте амнистии правомерные действия.
Я же полагаю, что какие-либо положительные меры к финансовым санкциям относить нецелесообразно, в силу того, что санкция предполагает какое-либо правонарушение и выражает ответственность за него. Выделение поощрительных санкций противоречит таким образом самому понятию «санкция» и порождает путаницу в данном вопросе. Для выхода из ситуации существуют такие понятия, как «льгота» или «финансовый стимул». Финансово-правовые стимулы могут выражаться в отмене либо снижении налога как юридической обязанности, обременения (то есть правового ограничения), что может вылиться в конкретную льготу для определенных категорий субъектов права. Для некоторых категорий налогоплательщиков установлен льготный режим уплаты налогов в связи с особым социальным положением налогоплательщиков, чтобы компенсировать положение субъектов, не равных по своим социально-экономическим возможностям.
Такие льготы или стимулы могут устанавливаться не только за "сверхисполнение", но и за достижение общепризнанного результата. Например, организации любых правовых форм освобождаются от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы (ст. 239 НК РФ). Данная норма как раз помещена в статью под названием "Налоговые льготы", и хотя по своим признакам является не льготной, а поощрительной, так как побуждает работодателя принимать на работу инвалидов, надлежащим образом выплачивать им зарплату, не укрывать их действительные доходы, все же не относится к санкциям.
В свою очередь понятие наказательной санкции вроде бы не вызывает никаких вопросов. Но и тут возникает спор по поводу ее возможного характера. Взгляды экономистов на эту проблему зависят в основном от того, какой точки зрения они придерживаются относительно природы финансово-правовой ответственности (подробнее об этом выше). Если она рассматривается в более широком смысле (как самостоятельный вид ответственноти, отхватывающей все правонарушения в финансовой сфере), то наказательные санкции делятся в зависимости от содержащихся в них последствий:
● имущественного характера. Наиболее широкая группа, включает в себя все санкции, влекущие в качестве последствий взыскание штрафов, недоимки или пени. Большее количество финансовых санкций носят именно такой характер.
● организационного характера. Например, статья 282 БК РФ, гласит, что к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены помимо мер имущественного характера так же такие меры как:
блокировка расходов;
приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
изъятие бюджетных средств;
Многие специалисты относят последствия такого рода так же и к первой группе, так как, пусть они напрямую не затрагивают имущество субъекта, но каким-то образом могут, например, наложить ограничение на его использование.
● психологического характера. Включает в себя такие меры, как предупреждение. Хотя, все финансовые санкции должны по сути оказывать не только имущественное или организационное, но и психологическое воздействие на субъект, стимулируя его к определенным действиям, или удерживая его от их совершения.
IV. Одной из самых полных классификаций является разделение финансовых санкций на группы в зависимости от видов финансовых правонарушений. Вид правонарушения определяется через сферу финансовой деятельности, к которой данное правонарушение относится. Соответственно, выделяют следующие группы финансовых санкций: бюджетные, налоговые, валютные и банковские. Рассмотрим каждую группу подробнее.
1) Налоговые санкции.
Стремление избежать налогообложения есть своеобразная реакция; на любые: налоговые мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена стремлением собственника защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые установлены законом. Это ни в коей мере не оправдание, но, скорее, объяснение и массового характера уклонений от уплаты налогов и того обстоятельства, что во всем мире проблема правонарушений в налоговой сфере всегда актуальна. Даже самое налогопослушное население относится к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем к другим законам, считая, что государство устанавливает налоги исключительно в своих интересах. Экономический эффект уклонения от налогов достигается в огромном количестве случаев применением уголовно-криминальных и иных противозаконных действий, которые наименее желательны для государства, поскольку здесь напрямую нарушаются интересы бюджета, т.к. происходит недополучение причитающихся ему налогов и сборов. К таким противозаконным действиям можно отнести: подделку документов, фальсификацию данных бухгалтерского учета, умышленное неоприходование денег, поступивших в кассу предприятия за реализованную продукцию (работа за «наличку», бесфактурные продажи), прием на работу «мертвых душ»; а также действия, связанные с нарушением гражданскоправовых норм: заключение фиктивных договоров, переоформление договоров, и изменение их содержания, после их исполнения, выплата санкций за несуществующие договорные нарушения и т.д. Все это еще более усугубляет и без того нелицеприятную ситуацию с правопорядком в нашей стране и показывает, насколько важен вопрос об ответственности за налоговые правонарушения.
Как известно, наибольшую долю бюджетных доходов представляют именно доходы налоговые, но потери, возникающие в связи с уклонением от уплаты налогов разными путями, имеют в нашей стране устрашающий характер. Одной из причин является несовершенство законодательной базы в данной области и, как следствие, недостаточная проработанность налоговых санкций. (Но при этом нельзя забывать и про другие причины, такие как низкая налоговая культура населения).
С принятием Налогового кодекса РФ к налогоплательщикам и иным обязанным лицам применяются меры налоговой ответственности, которыми являются налоговые санкции.
Под налоговой санкцией понимаются меры экономического воздействия, применяемые государством к виновным в нарушении налогового законодательства и призванные обеспечивать исполнение ими обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Применение налоговых санкций преследуют определенные цели. Это, прежде всего, обеспечение исполнения обязанностей налогоплательщиком и другими субъектами налоговых правоотношений.
Для обеспечения
справедливого привлечения
Важным принципиальным моментом для налогоплательщиков, правоприменительной практики и в целом налоговой системы является закрепление в Налоговом кодексе РФ понятия налогового правонарушения.
Согласно ст.106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
Налоговый кодекс РФ не относит к налоговым правонарушениям действия (бездействие) налоговых органов, противоречащие налоговому законодательству. Вообще, на мой взгляд, в плане целостности информации об ответственности за совершение налоговых правонарушений, налоговое законодательство является самым проработанным. Налоговым правонарушениям посвящен целый VI раздел НК, где рассматриваются вопросы о понятии, признаках налоговых правонарушений, также присутствует тут понятие налоговых санкций. Вот тут и встречается первая загвоздка, в кодексе четко указано, что «налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.» Значит ли это, что финансовые санкции за налоговые правонарушения представляют собой только штрафы, то есть только карательные санкции? На мой взгляд, это не так. Учитывая важность удовлетворения публичного налогового интереса, обоснованно можно предположить, что компенсационная (финансовая) ответственность все же предусмотрена в НК РФ, только под другим названием. По моему мнению, еще одной формой проявления финансовой ответственности в сфере налогообложения является пеня, установленная п. 2 ст. 57, ст. 75 НК РФ на случай просрочки уплаты налога или сбора.
Нужно учитывать,что существует диаметрально противоположная точка зрения, пизнающая пеню единственной финансовой санкцией, заключенной в НК. Такой точки зрению придерживаются ученые, считающие финансово-правовую ответственность исключительно правовосстановительной, и никогда-карательной. Я считаю такую точку зрения крайне однобокой и мало обоснованной.
Однако,
несмотря на достаточно четкие санкции,
уклонение от налогов достигает чрезвычайно
опасных для государства размеров, пути
решения это проблемы будут предложены
ниже.
2) Бюджетные санкции
За непродолжительный период правовое регулирование института ответственности за нарушения бюджетного законодательства претерпело существенные преобразования. Однако, несмотря на его развитие, происходившее в 1994 - 1998 гг., произвольное финансирование отдельных видов расходов, не предусмотренных законами о бюджете, отсутствие многих, особенно процедурных, норм, регламентирующих применение ответственности, сомнительная легитимность имеющихся правил ввиду установления их подзаконными актами, хроническое неисполнение законов о бюджете и другие проблемы свидетельствовали в правовом отношении о слабости законодательного регулирования и механизмов ответственности, а в социально-экономическом отношении порождали самые негативные последствия.
Осознание этих проблем и необходимость их решения привели к разработке в 1997 году Бюджетного кодекса РФ, принятого Государственной Думой 17.07.1998 и подписанного Президентом РФ 31.07.1998.
В преамбуле Бюджетного кодекса РФ утверждается, что он определяет "основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ". В ст. 1 Бюджетного кодекса РФ указано, что Бюджетным кодексом "устанавливаются правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации".
Следует отметить, что из четырех частей Бюджетного кодекса РФ одна часть целиком посвящена ответственности. По сравнению с ранее действовавшим законодательством нормы Бюджетного кодекса, посвященные проблемам ответственности за нарушения бюджетного законодательства, выглядят шагом вперед. Тем не менее соответствующая часть Бюджетного кодекса (часть IV) представляется самой слабой его частью.
Прежде всего следует отметить, что Бюджетный кодекс РФ не содержит понятия "бюджетное правонарушение". Вместо него используется понятие "нарушение бюджетного законодательства". В соответствии со ст. 281 Бюджетного кодекса РФ "неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства".