Финансовые риски субъекта хозяйствования: понятие, оценка и минимизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано со множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Общая характеристика рисков.

1.1. Понятие и виды рисков. Сущность финансового риска. 4
1.2. Классификация финансовых рисков по признакам. 5
1.3. Классификация финансовых рисков по видам. 7

Глава 2. Оценка, управление и минимизация рисков.
2.1. Методы управления финансовым риском. 11
2.2. Процесс управления и способы оценки степени рисков. 12
2.3. Способы снижения финансового риска. 15
2.4. Способы снижения отдельных видов рисков. 22

Заключение. 25
Список использованной литературы. 27

Практическая часть. 28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ дмитриева (фин.орг).doc

— 513.50 Кб (Скачать)

Таким образом, задача финансового менеджера заключается в том, чтобы привести в соответствие различные параметры финансо­вой устойчивости предприятия и общий уровень риска.

Процесс минимизации потерь, который может понести физическое или юридическое лицо из-за неконтролируемых событий называется управлением риском. Те сферы риска, в которых существует потенциальная вероятность понести убытки, называются зонами возможных потерь. Они делятся на четыре категории:

1) потеря собственности (из-за уничтожения или хищения как вещественных, так и невещественных активов); 2) потеря дохода (из-за уменьшения поступлений или увеличения расходов вследствие несчастного случая); 3) юридическая ответственность перед другими лицами, включая служащих какой-либо компании; 4) потеря ведущих работников компании (из-за несчастных случаев или смерти). Одно событие может повлечь за собой несколько видов потерь.

Цель управления финансовым риском — снижение потерь, свя­занных с данным риском, до минимума. Потери могут быть оцене­ны в денежном выражении, оцениваются также шаги по их предот­вращению. Финансовый менеджер должен уравновесить эти две оценки и спланировать, как лучше заключить сделку с позиции минимизации риска.

В целом методы защиты от финансовых рисков могут быть клас­сифицированы в зависимости от объекта воздействия на два вида: физическую защиту, экономическую защиту. Физическая защита заключается в создании таких средств, как сигнализация, приобретение сейфов, системы контроля качества продукции, защита данных от несанкционированного доступа, наем охраны и т.д. Экономическая защита заключается в прогнозировании уровня дополнительных затрат, оценке тяжести возможного ущерба, исполь­зовании всего финансового механизма для ликвидации угрозы риска или его последствий.

Кроме того, общеизвестны четыре метода управления риском: упразднение; предотвращение потерь и контроль; страхование; по­глощение.

1. Упразднение заключается в отказе от совершения рискового мероприятия. Но для финансового предпринимательства упраздне­ние риска обычно упраздняет и прибыль.

2. Предотвращение потерь и контроль как метод управления фи­нансовым риском означает определенный набор превентивных и по­следующих действий, которые обусловлены необходимостью предот­вратить негативные последствия, уберечься от случайностей, конт­ролировать их масштаб, если потери уже понесены или неизбежны.

3. Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов, лишь бы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение риска до нуля.

Для страхования характерны целевое назначение создаваемого денежного фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие по­терь в заранее оговоренных случаях; вероятностный характер отно­шений; возвратность средств. Страхование как метод управления риском означает два вида действий: 1) перераспределение потерь среди группы предпринимателей, подвергшихся однотипному риску (са­мострахование); 2) обращение за помощью к страховой фирме.

  Крупные фирмы обычно прибегают к самострахованию, т.е. про­цессу, при котором организация, часто подвергающаяся однотипно­му риску, заранее откладывает средства, из которых в результате по­крывает убытки. Тем самым можно избежать дорогостоящей сделки со страховой фирмой. Когда же используют страхование как услугу кредитного рынка, это обязывает финансового менеджера определить приемлемое для него соотношение между страховой премией и страховой суммой. Страховая премия — это плата за страховой риск страхователя стра­ховщику. Страховая сумма — это денежная сумма, на которую застра­хованы материальные ценности или ответственность страхователя.

4. Поглощение состоит в признании ущерба и отказе от его стра­хования. К поглощению прибегают, когда сумма предполагаемого ущерба незначительно мала и ею можно пренебречь.

При выборе конкретного средства разрешения финансового рис­ка инвестор должен исходить из следующих принципов: 1) нельзя рисковать больше, чем это может позволить собствен­ный капитал; 2) нельзя рисковать многим ради малого; 3) следует предугадывать последствия риска.

  Применение на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно определить, не приведет ли дан­ный риск к банкротству.

 

2.2.            Процесс управления и способы оценки степени рисков

 

Процесс управления риском может быть разбит на шесть стадий: определение цели, выяснение риска, оценка риска, выбор методов управ­ления риском, применение выбранного метода, оценка результатов.

1. С точки зрения финансового риска определение цели сводится к обеспечению существования фирмы в случае существенных убытков. В качестве цели могут фигурировать: защита работы организа­ции от условий внешней среды или оптимизация внутренней среды. В качестве внешней среды организации рассматривают две груп­пы факторов: прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относят: поставщиков, покупа­телей, конкурентов, государство. К факторам косвенного воздействия относят: состояние экономи­ки, социокультурные факторы, политические факторы, достижения НТР, международные события.

К положительным факторам внутренней среды относят наличие специальной службы «экономической безопасности», системы «эко­номического предупреждения», которая предотвращает все непре­дусмотренные расходы.

2. Следующим шагом является выяснение риска при помощи сбо­ра различной информации и использования официальных и неофи­циальных каналов. Кроме данных финансовой отчетности и бизнес-планов к официальным источникам информации относят информа­цию, полученную из периодической печати, радио, телевидения и т.п. К неофициальной информации относят данные, полученные при помощи промышленного шпионажа.

3.  Анализ (оценка) риска. После того, как убыток уже понесен, следующим шагом будет определение его серьезности.

4. Выбор методов управления риском. В соответствии с результата­ми предыдущих исследований осуществляется выбор того или иного метода управления риском. Возможна также комбинация из несколь­ких методов.

5.  Применение выбранного метода — принятие конкретных ша­гов по применению того или иного метода. Например, если избра­но страхование, то этот шаг заключается в покупке страхового по­лиса. При этом выбираются разные страховые компании в зависи­мости от их специализации в области страховых рисков, и далее выбирается наиболее оптимальная по времени, цене и обеспече­нию форма страхового полиса.

Кроме страхования стратегия управления любым риском вклю­чает программу предотвращения и контроля убытков с учетом всех функций финансового менеджмента: планирования, организации, руководства и контроля.

Рассмотрим, например, роль планирования как функцию фи­нансового менеджмента применительно к управлению финансовы­ми рисками. Одним из элементов внутрифирменного планирова­ния является бизнес-план, в структуре которого имеется раздел «Оценка рисков». Этот раздел бизнес-плана представляет инстру­мент управления рисками предприятия. Важно предугадать все воз­можные типы рисков, с которыми может столкнуться предприни­матель, обосновать источники этих рисков и все возможные моменты их возникновения. Данный раздел нацелен на исследование не только финансовых, но и других рисков (например, политичес­ких, законодательных, природных (стихийные бедствия) и др.). Раз­дел бизнес-плана «Финансовый план» представляет собой денеж­ное выражение всех расчетов, содержащихся в предыдущих разде­лах бизнес-плана. Все риски, представленные в разделе «Оценка рисков», находят в финансовом плане свое денежное выражение и влияют на общую степень финансового риска.

Применение лимитирования в отношении показателей финан­совых ресурсов бюджета предприятия — конкретное выражение ре­зультатов планирования рисков. Лимитирование — это установле­ние лимита, т.е. предельных сумм расходов, продаж, кредита и т.п. Лимитирование служит важным средством снижения степени риска и применяется, например, банками при выдаче ссуд, а предприятия­ми сферы обращения — при продаже товаров в кредит и т.д.

Организационная функция финансового менеджмента и управле­ние рисками. Многие крупные организации содержат на службе «спе­циалистов по безопасности». Эти менеджеры планируют стратегию управления риском данной организации, заключают договоры по стра­хованию, направляют усилия организации на контроль за убытками. Их функции выходят за рамки простого страхования. Они, напри­мер, дают консультации, как уберечь страховые платежи от инфля­ции, выбирают способы избегания убытков. В средних по масшта­бам организациях, где нет специалиста по безопасности, к функци­ям финансового менеджмента (финансового директора) относят и обязанность управления финансовыми рисками, поэтому именно они и должны планировать методы управления финансовыми и особен­но инвестиционными рисками. В мелких организациях это одна из функций владельца.

Контрольная функция финансового менеджмента и управление рисками. Управление предотвращением убытков во многом анало­гично управлению производительностью и качеством. Речь идет о руководстве в форме действий, а не о словесном воздействии в соот­ветствии с общей теорией менеджмента, которая построена на дове­рии и обязательствах руководства по отношению к служащим, за­ключении контракта с профсоюзом (поскольку безопасность трудя­щихся первична для профсоюзов). Концепция же финансового ме­неджмента базируется на «недоверии к собственным сотрудникам» и «ограниченном доверии» к внутренней финансовой информации (из этого вытекают важнейшие принципы построения системы внутрен­него финансового контроля).

6. Следующий (и последний) шаг в процессе управления финан­совым риском — оценка результатов. Для этого необходима хорошо отлаженная система точной информации, дающая возможность рас­смотреть имеющиеся убытки и сами действия, осуществляемые для их предотвращения.

Инвестор иногда принимает решения, когда результаты не опре­делены и основаны на ограниченной информации. Естественно, при более полной информации можно сделать лучший прогноз и снизить риск. В этом случае полезная информация выступает в каче­стве товара. Стоимость полной информации рассчитывается как раз­ница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Назначение анализа риска как одного из самых сложных этапов управления финансовыми рисками — в необходимости дать потен­циальным партнерам данные для принятия решений о целесообраз­ности участия в проекте и возможности предусмотреть меры по за­щите от финансовых потерь. При проведении анализа риска прежде всего надо определить источники и причины риска, какие из них являются основными, преобладающими. Источниками риска могут быть: хозяйственная де­ятельность, личность человека, природные факторы. Причины рис­ка — недостаток информации, неопределенность будущего, непред­сказуемость поведения делового партнера.

Анализ риска подразделяют на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

Качественный анализ представляет собой идентификацию всех возможных рисков. Качественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача — определить факторы риска, этапы работы, при выполнении которых риск возникает, и т.д. Проводя анализ риска, следует определить степень риска (допустимый, критический, катастрофический).

Количественный анализ — это определение размера денежного ущерба отдельных подвидов финансового риска и финансового рис­ка в совокупности.

Иногда качественный и количественный анализы проводятся на основе оценки влияния внутренних и внешних факторов: осуществ­ляются поэлементная оценка удельного веса их влияния на работу данного предприятия и ее денежное выражение. Такой метод доста­точно трудоемок с точки зрения количественного анализа, но при­носит свои несомненные плоды при качественном. В связи с этим следует уделить большее внимание описанию методов количествен­ного анализа финансового риска, поскольку их немало и для их гра­мотного применения необходим некоторый навык.

В абсолютном выражении риск может определяться возможны­ми потерями в материально-вещественном (физическом) или сто­имостном (денежном) выражении.

В относительном выражении риск определяется как размер воз­можных потерь, отнесенный к некоторой базе; в качестве базы наи­более удобно принимать либо имущественное состояние предприя­тия, либо общие затраты ресурсов на данный вид предприниматель­ской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль). Тогда потеря­ми будем считать случайное отклонение прибыли, дохода, выручки в сторону снижения в сравнении с ожидаемыми величинами. Пред­принимательские потери — это в первую очередь случайное сниже­ние предпринимательского дохода. Именно масштаб таких потерь и характеризует степень риска. Поэтому анализ риска прежде всего связан с изучением потерь.

Если удается тем или иным способом спрогнозировать, оценить возможные потери по данной операции, то значит получена количе­ственная оценка риска, на который идет предприниматель. Разделив абсолютную величину возможных потерь на расчетный показатель затрат или прибыли, получим количественную оценку риска в отно­сительном выражении, в процентах.

Информация о работе Финансовые риски субъекта хозяйствования: понятие, оценка и минимизация