Финансовые риски субъекта хозяйствования: понятие, оценка и минимизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано со множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Общая характеристика рисков.

1.1. Понятие и виды рисков. Сущность финансового риска. 4
1.2. Классификация финансовых рисков по признакам. 5
1.3. Классификация финансовых рисков по видам. 7

Глава 2. Оценка, управление и минимизация рисков.
2.1. Методы управления финансовым риском. 11
2.2. Процесс управления и способы оценки степени рисков. 12
2.3. Способы снижения финансового риска. 15
2.4. Способы снижения отдельных видов рисков. 22

Заключение. 25
Список использованной литературы. 27

Практическая часть. 28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ дмитриева (фин.орг).doc

— 513.50 Кб (Скачать)

 

В данном случае предприятие получит положительный финансовый результат лишь при выпуске и реализации продукции свыше 53693,24 тыс.руб. Чем выше объем выпуска, тем привлекательнее результат.

Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можно решить вопрос оптимизации величины прибыли. Такая зависимость называется эффектом производственно рычага. Эффект производственного рычага проявляется в силе  его воздействия. Сила воздействия производственного рычага определяется по формуле:

Сила воздействия                      =      выручка от реализации – переменные затраты

производственного рычага                                 прибыль от реализации

Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема  производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается.

Сила воздействия                     =       285440 – 74134     = 4,95

производственного рычага                       42704                 

     Другими словами, любое изменение выручки на нашем предприятии влечет за собой изменение прибыли в пропорции 1:4,95. При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли.

 

4.       Анализ прибыли.

5.       Факторный анализ прибыли.

 

Составим таблицу по отчету о прибылях и убытках.

Табл.3

Показатель

Код

Стро

ки

За отчет. 

период

За прошлый

период

Отклоне

ние (+;-)

 

Уровень в % к выручке в отчетном периоде

Уровень в % к выручке в прошлом периоде

Отклонение уровня

Изменеие в % к величине на начало года

Выручка от продажи товаров

010

285440

196639

88801

100

100

-

45,16

Себестоимость проданных товаров

020

242736

148507

94229

85,04

75,52

9,52

63,45

Прибыль от продаж (стр.010-020-030-040)

050

42704

48132

-5428

14,96

24,48

-9,52

-11,25

% к получению

 

060

 

198

 

-

198

0,07

-

0,07

 

%к уплате

070

3776

1364

2412

1,32

0,69

0,63

176,83

Прочие операц.доходы

090

3406

4959

-1553

1,19

2,52

-1,33

-31,32

Прочие операц.расходы

100

5627

3759

1868

1,97

1,91

0,06

49,7

Внереализацион. доходы

120

31486

21112

10374

11,03

10,74

0,29

49,14

Внереализацион.расходы

130

35075

17357

17718

12,28

8,83

-8,71

102,07

Прибыль до налогообложения (стр.050+060-070+080+090-100+120-130)

140

33316

51723

-18407

11,67

26,3

-14,63

-35,59

Отложенные налогов. активы

141

1154

58

1096

0,4

0,03

0,37

1889,65

Отложенные налогов. обязательства

142

158

521

-363

0,06

0,26

-0,2

-69,67

Налог на прибыль

150

7527

10708

-3181

2,64

5,44

-2,8

-29,7

Чистая прибыль отчетного периода (стр.140+141-142-150)

190

26785

40552

-13767

9,38

20,62

-11,24

-33,95

Всего доходов (Д) (стр.010+060+080 +090+120+141)

-

321684

222768

98916

 

 

 

 

Всего расходов (Р) (020+030+040+070+ 100+130+142+150)

-

294899

182216

112682

 

 

 

 

Коэффициент соотношения доходов и расходов

Д/Р

1,09

1,22

-0,13

 

 

 

 

    В отчетном периоде прибыль от продаж организации снизилась на 5428 тыс.руб. ( на 11,25%) по сравнению с прошлым годом. Снижение прибыли произошло в основном из-за  повышения уровня себестоимости на 94229 тыс.руб. (на 63,45%). На 2412 тыс.руб. (или на 176,83%) увеличились проценты к уплате; увеличились прочие операционные расходы на 1868 тыс.руб. (на 49,7%), также увеличились внереализационные расходы на 17718 тыс.руб. (на 102,07%). Уменьшились операционные доходы на 1553 тыс.руб. (на 31,32%). Это негативно отражается на прибыльности организации. Уменьшился налог на прибыль на 3181 тыс.руб. Это связано с уменьшением прибыли.

Теперь рассмотрим положительные моменты. Внереализационные доходы увеличились на 49,14% (на 10374 тыс.руб.).Возросла доля отложенных налоговых активов на 1096 тыс.руб. (1889,65%) по сравнению с прошлым годом. Уменьшились налоговые обязательства на 363 тыс.руб.

  В общем  доходы увеличились, соответственно увеличились и расходы предприятия.

   В таблице 3 рассчитан коэффициент соотношения доходов и расходов организации. Этот коэффициенте больше 1 и в прошлом году и в отчетном периоде. Следовательно деятельность предприятия считается эффективной. Если коэффициент больше единицы, то это значит, что предприятие получает прибыль. Однако  в отчетном периоде коэффициент эффективности  равен 1,09, а в прошлом году он был равен 1,22. Соответственно эффективность снизилась на 0,13 по сравнению с прошлым годом.

 

Влияние факторов на чистую прибыль отчетного период. Табл.4

 

Показатели - факторы

Сумма, тыс.руб.

Количество проданной продукции

+14251,8

Изменение цен на реализованную продукцию

+7486,72

Себестоимость проданной продукции

-27173,9

% к получению

+198

% к уплате

-2412

Прочие операционные доходы

-1553

Прочие операционные расходы

-1868

Внереализационные доходы

+10374

Внереализационные расходы

-17718

Отложенные налоговые активы

+1096

Отложенные налоговые обязательства

+363

Налог на прибыль

+3181

Совокупное влияние факторов

-13767

 

1.Расчет влияния фактора «Выручка от продаж».

  Расчет этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации -  это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции. При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 12%. Тогда индекс цены равен: Jц = (100+12)/100=1,12. Следовательно выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна: В'=В1/Jц, где В' – выручка от продажи в сопоставимых ценах; В1 - выручка от продажи продукции в отчетном периоде; Jц- индекс цены для нашей организации выручка в сопоставимых ценах составит:

В'=285440/1,12= 254857 тыс.руб.

Следовательно выручка от продажи продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом увеличилась за счет роста цены на 30583 тыс.руб.:

ΔВц = В1-В' = 285440-254857 = 30583тыс.руб.

Увеличение количества реализуемой продукции привело к увеличению выручки в отчетном периоде на 58218 тыс.руб.:                                                        

ΔВкол-во = В' – В0 = 254857 – 196639 = 58218тыс.руб.

2. Расчет влияния фактора «Цена».

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:

ΔПп(ц) = ΔВц*Rⁿ 0 /100

Rⁿ 0 – рентабельность продаж в базисном периоде, у нас этот показатель равен 24,48 (см.табл.3).

ΔПп(ц) = 30583 * 24,48/ 100 = 7486,72 тыс.руб.

То есть прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 12% привел к увеличению суммы прибыли от продажи на 7486,72 тыс.руб.

 

3.Расчет влияния фактора «Количество проданной продукции».

Влияние на сумму прибыли от продажи (Пп) изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:

ΔПп(к) = {(В1 – В0) – ΔВц}* Rⁿ 0  /100,   где

ΔПп(к) – изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «количество проданной продукции»; В1 и В0 – соответственно выручка от продажи в отчетном (1) и базисном (0) периодах; ΔВц – показатель, изменении выручки от продажи под влиянием цены; Rⁿ 0  - рентабельность продаж в базисном периоде.

ΔПп(к) = {(285440 – 196639) – 30583}* 24,48  /100 = 14251,8тыс.руб.

 

Таким образом, влияние получилось положительным, т.е. в результате увеличения в отчетном периоде объема полученной выручки в сопоставимых ценах сумма прибыли от продажи увеличилась на 14251,77тыс.руб.

 

   4. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» осуществляется следующим образом:

ΔПп(с)=В1*(УС1 –УС0)/100, где УС1 –УС0– уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах

ΔПп(с)= 285440* 9,52/ 100 =  -27173,9 тыс.руб.

Соответственно увеличение себестоимости привело к уменьшению суммы прибыли от продажи на 27173,9 тыс.руб.

 

Динамика влияния факторов на прибыль организации. Табл.5.

Показатели

Сумма, в тыс.руб.

1.  Выручка в сопоставимых ценах

254857

2. Влияние на выручку изменения цен

+ 30583

3. Влияние на выручку изменения количества проданной продукции

+ 58218

4. Влияние на прибыль изменения количества проданной продукции

+14251,77

5. Влияние на прибыль изменения цен

+7486,72

6. Влияние на прибыль изменения уровня себестоимости проданной продукции

-27173,9

7.Изменение прибыли организации за отчетный период

-5428

 

Из таблицы 5 видно, что на выручку положительно повлияли такие факторы как изменение цен (они увеличились) и изменение количества (оно соответственно тоже увеличилось) проданной продукции. Соответственно на прибыль положительно повлияли те же факторы. Отрицательно повлиял на прибыль такой фактор как изменение уровня себестоимости проданной продукции, который в отчетном периоде увеличился.

 

6.                   Расчет рентабельности

R1 – отчетный период, R0 – базисный период.

1.                   Рентабельность продаж. Rп = прибыль от продаж/ выручка от продаж  *100

   Этот  показатель позволяет увидеть, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

Rп1 = 42704/285440  *100 = 14,96

Rп0 = 48132/196639  *100 =  24,48

   Это означает что рентабельность продаж отчетного периода снизилась по сравнению с рентабельностью прошедшего года на: 24,48-14,96=  9,52%.

2.Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности:

   Rб = прибыль до налогообложения/ выручка от продаж  *100.

   Этот показатель позволяет увидеть уровень прибыли после выплаты налога.

Rб1  =  33316/285440  *100 = 11,67

Rб0  =  51723/196639  *100=  26,3

   Мы видим, что  уровень прибыли  до налогообложения в отчетном периоде уменьшился по сравнению с прошлым годом на 14,63%.

 

3. Чистая рентабельность. Rч = чистая прибыль/ выручка от продаж  *100

   Этот показатель позволяет нам увидеть, сколько чистой прибыли приходится на единицу продукции.

Rч1  = 26785/285440  *100=  9,38

Rч0  = 40552/196639  *100=  20,62

   Здесь мы наблюдаем, что в отчетном году на единицу продукции приходится меньше чистой прибыли, чем в прошлом году. Показатель уменьшился на 11,24%.

 

4. Экономическая рентабельность. Rэ =  чистая прибыль/ средняя стоимость имущества   *100

   Этот показатель отражает эффективность использования всего имущества организации.

Rэ1  = 26785/ 203419  *100=  13,17

Rэ0  =  40552/ 181481  *100=  22,34

   Мы видим, что в отчетном периоде эффективность использования всего имущества снизилась по сравнению с прошлым годом на 9,17%.

 

5.Рентабельность собственного капитала.Rк = чистая прибыль/стоимость собств. капитала *100

   Этот показатель отражает эффективность использования собственного капитала.

Rк1  = 26785/ 109978 *100 =  24,35

Rк0  =  40552/119770 *100 =  33,86

   Здесь мы видим, что в отчетном периоде снизилась эффективность использования собственного капитала, по сравнению с прошлым годом на 9,51%.

Информация о работе Финансовые риски субъекта хозяйствования: понятие, оценка и минимизация