Финансовые отношения в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных фондов, доходов и капитала, возникающие на совместном предприятии в результате осуществления им производственно-хозяйственной деятельности. В данной курсовой работе раскрывается сущность финансового механизма государства и предприятия, принципы организации и управления его финансами.

Содержание

Введение

Понятие финансовых отношений
Субъекты и объекты финансовых отношений
Финансовые отношения как инструмент экономического стимулирования
Развитие финансовых отношений в условиях рыночной экономики
Место и роль финансовых отношений в рыночной экономике
Финансовые отношения в рыночной экономике зарубежных государств
Финансовые отношения в рыночной экономике Казахстана
Заключение

Работа содержит 1 файл

КР Финансовые отношения в условиях рыночной экономики.docx

— 110.53 Кб (Скачать)

      Действующее казахстанское законодательство определяет финансовые ресурсы как фонды  накопления и фонды потребления. В процессе кругооборота средств  финансовые ресурсы принимают различные  материально-вещественные формы и  после завершения определенного  кругооборота перед предприятием стоят  различные задачи: расширение, сокращение или воспроизводство, в зависимости от принятой финансовой политики

      

  1. расходы потребителей;
  2. расходы, связанные с вложением капитала;
  3. налоги и сборы;
  4. финансовые активы (облигации государственных внутренних займов, казначейские векселя, золото и др.);
  5. платежи за купленные государственные финансовые активы;
  6. капитал, проходящий через финансовый рынок (покупка акций, облигаций и т. п.);
  7. доход от вложений капитала;
  8. поток ресурсов;
  9. доход от реализации ресурсов.
 

      . Следовательно, необходимо создание  фонда возмещения израсходованных  ресурсов, фонда оплаты труда  самого собственника и работников, фонда дальнейшего расширения. По  казахстанскому законодательству  и система учета затрат на  производство, система налогообложения  фондов возмещения в части  капитальных затрат, фонда расширения  в части повышения количества  приобретаемых материальных ресурсов  объединены в фонды накопления, финансовые вложения в расширение  производства. Таким образом. вложение средств в воспроизводство ранее действующего и частично использованного собственного капитала, вложения в новую величину капитала осуществляются с помощью создания и использования фонда накопления. Система управления этими фондами регулируется законодательством, но на практике отсутствует система сопоставления факта и плана и государственное регулирование этого сопоставления. Основной принцип: контроль фактического исполнения смет, правильности использования смет и формирования затрат. Создание и использование фонда накопления находится в полной зависимости от решения собственника капитала, а в оперативной практике эти функции выполняют исполнительные органы управления в рамках, оговоренных в учредительных документах. Структура фонда накопления строится в зависимости от источников, а разделение на фонды не является обязательным, но это предпочтительнее с точки зрения эффективности использования, учета и т.п.

      Источники фондов формируют названия фондов: 1) амортизационный; 2) инвестиционный; 3) резервный; 4) страховой; 5) ассоциативный  или отраслевой; 6) пенсионный и прочие.

      Инвестиционные  фонды формируются как самостоятельные  фонды, в соответствии с требованиями законодательства. Существует прямое и косвенное разделение инвестиционных фондов. Инвестирование в капитальные  вложения (КВ). На предприятии формируется  фонд инвестирования в КВ производственного  или непроизводственного назначения. Кроме того, формируются фонды  на закупку оборудования, фонды пополнения собственных оборотных средств  или их прироста, фонд освоения новой  техники и технологий. Формируются  специальные фонды для работы на финансовом рынке (при условии, что  вырабатывается система работы на рынках денег, кредита и ценных бумаг). Так  как. инвестиционные фонды затрагивают стратегию развития данного предприятия, то формирование и использование этих средств находится в компетенции собственников. Технически использование оформляется в виде смет, расчетов, технических обоснований. При формировании инвестиционных фондов могут привлекаться как собственные, так и заемные ресурсы. К собственным ресурсам: налог на прибыль, схема местных налогов, средства бюджетных и внебюджетных фондов. Ассигнования бюджетных и внебюджетных фондов должны носить целевой характер. Средства, привлекаемые в инвестиционные фонды, должны учитываться отдельно, т.к. каждое предприятие имеет не одну цель, а несколько, т.е. фонд создается для определенной цели. Привлечение иностранных инвестиций возможно только для транснациональных корпораций или крупных компаний, т.к. они имеют возможность формировать реальную прибыль и передавать собственнику.

      Резервный фонд – формируется за счет валовой  прибыли, с 1997 года - за счет чистой прибыли. Каждое предприятие обязано сформировать резервный фонд для покрытия каких-либо расходов в пределах до 25% от уставного  капитала. Отраслевые фонды создаются  только там, где существует отраслевая структура. В связи с требованиями развития предприятия формирование и использование фондов может  быть в рамках квартала или года и т.д. и по направлениям.

      Фонд  потребления формируется из двух частей: 1) фонд потребления собственника; 2) фонд поддержки трудовых ресурсов. Фонды подразделяются на составные  части в зависимости от источников формирования. Основа деления –  законодательство, которое регулирует различные варианты изъятия денежных средств в определенные фонды. Заемные  и привлеченные средства, которые  далее направляются в фонды потребления в России, как правило, не используются. Средства фондов потребления формируются как на предприятии, так и вне предприятия (пенсионные фонды, фонды страхования), т.е. негосударственные фонды, которые выплачиваются работникам.

      Фонд  потребления делится на три основных: 1) фонд заработной платы; 2) фонд социального  характера; 3) прочие фонды потребления. Источником этих фондов может быть с/с, издержки и прибыль, в соответствии с положением о составе затрат. Фонд заработной платы – оплата за отработанное время по тарифам или тарифным ставкам, или в процентах от выручки, премии и вознаграждения, выплаты за неотработанное время, носящие регулярный характер (отпуска), единовременные поощрительные выплаты, материальная помощь, оплата жилья, коммунальных услуг, выплаты на питание, и т.п. Фонд заработной платы делится на: 1) фонд заработной платы работников основного и вспомогательного производств; 2) фонд заработной платы управленческого состава. Фонды социального характера формируются за счет чистой прибыли, их формирование оформлено решением собственника или учредителей – надбавки к пенсии за счет прибыли, страховые платежи, взносы на добровольное медицинское страхование, расходы по путевкам и т.п.

      Так как расходы по этим фондам характеризуют  финансовое положение предприятия и возможности стимулирования работников за счет прибыли, то эти фонды должны учитываться обособленно на субсчетах и связываться с порядком распределения чистой прибыли. Распределение чистой прибыли в АО по акциям, облигациям и другим ценным бумагам регламентировано государством, по выплате дивидендов и процентов, по ценным бумагам для негосударственных предприятий. Так как регулирование фондов потребления и накопления на предприятии осуществляется по фактическому их исполнению, т.е. по величине начисленных или выплаченных сумм, то ряд статей могут быть прогнозируемы, а ряд статей не имеет варианта прогноза. Кроме того, в зависимости от учетной политики, предприятие может создавать дополнительные фонды как за счет чистой прибыли, так и за счет собственных средств.

      Субъектами финансовых отношений выступают: государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане. Финансовые отношения складываются между субъектами рыночных отношений и определяют денежные отношения, которые возникают между:

      - предприятиями и организациями  при создании централизованных  фондов денежных средств и  их распределении; 

      - государством и предприятиями  при уплате налогов и финансировании  расходов;

      - государством и гражданами при  внесении налогов и добровольных  платежей;

      - предприятиями, гражданами и внебюджетными  фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

      - отдельными элементами бюджетной  системы; 

      - страховыми организациями, предприятиями  и населением при уплате страховых  взносов и возмещении ущерба;

      - денежные отношения, опосредующие  кругооборот фондов предприятий. 

      Финансы не выражают денежные отношения между  отдельными членами общества и денежные отношения, опосредующие движение товаров.

      Взаимозависимость различных элементов финансовых отношений формирует их в финансовую систему.

      Финансовая  система представляет собой совокупность форм и методов образования, распределения  и использования фондов денежных средств. Это совокупность финансовых институтов различных уровней:

      - государства; 

      - хозяйственных субъектов;

      - населения. 

1.2 Финансовые отношения как инструмент экономического стимулирования

 

      В реальной жизни, хозяйственном и  финансовом механизмах, абстрактные  экономические (стоимостные) категории  конкретизируются и выступают как  конкретные формы.

      Под конкретными формами понимаются такие категории, которые могут планироваться, видоизменяться, учитываться людьми. Конкретные формы - это формы реализации экономических категорий. Не через финансы в целом, а через их конкретные формы (финансовые субкатегории) бюджет, доходы, расходы - происходит использование людьми экономических законов в своих целях. В этом смысле упомянутые конкретные формы являются стоимостными рычагами управления процессами воспроизводства

      Метод - это способ действия по выполнению функций управления, причем способ, наиболее рациональный в данных условиях. Способы воздействия оказываются на различные формы проявления экономических законов, заключенные в определенных категориях (цене, финансах, прибыли, налогах, доходах и др.).

      Формы проявления финансовых отношений могут  конкретизироваться более детально в зависимости от уровня управления экономикой (национальное хозяйство в целом, сектор экономики, экономический регион, отрасль, подотрасль, хозяйствующий субъект, административно-территориальная единица). Поэтому применяются более конкретные формы - рычаги управления: например, в доходах выделяется налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, доходы от государственного имущества, рентные платежи и т.д.; в расходах - расходы на экономику (с дальнейшей детализацией), на социально-культурные цели (образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение и т.д., науку, управление). Большое разнообразие конкретных форм и методов управления применяется на уровне первичного звена - фирмы, компании, организации, учреждения для регулирования многообразных финансовых отношений.

      Финансовый  механизм пронизывает все стороны  производственных отношений общества. Поэтому с помощью действенного, хорошо отлаженного финансового механизма можно активно воздействовать на производство, повышать его эффективность и обеспечивать экономику финансовыми ресурсами для ее роста.

      Финансовый  механизм является инструментом осуществления  финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя  различные элементы финансового  механизма, органы власти стремятся  обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач.

      Финансовый  механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

      Внутри  каждого из перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Так, например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в республиканский и местные бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.

      Качественное  воздействие финансового механизма  связано с использованием таких  методов формирования и направлений  использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать  в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РК, субъектов РК и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

      Эффективность используемого финансового механизма  определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием  всех его элементов. Основными условиями  эффективности функционирования финансового  механизма являются:

Информация о работе Финансовые отношения в условиях рыночной экономики