Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:42, курсовая работа
Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных фондов, доходов и капитала, возникающие на совместном предприятии в результате осуществления им производственно-хозяйственной деятельности. В данной курсовой работе раскрывается сущность финансового механизма государства и предприятия, принципы организации и управления его финансами.
Введение
Понятие финансовых отношений
Субъекты и объекты финансовых отношений
Финансовые отношения как инструмент экономического стимулирования
Развитие финансовых отношений в условиях рыночной экономики
Место и роль финансовых отношений в рыночной экономике
Финансовые отношения в рыночной экономике зарубежных государств
Финансовые отношения в рыночной экономике Казахстана
Заключение
Таким образом, существование экономического финансового отношения с параллельным существованием независимого от него правового финансового отношения (да тем более в различных местах) невозможно.
Наличие в материальном финансовом правоотношении государства (выступающего в целом либо в лице уполномоченного на то органа) предопределено тем, что экономические финансовые отношения выражают процессы формирования или распределения денежных фондов, имеющих государственную форму собственности. Иначе говоря деньги как материальный объект финансовых правоотношений всегда связаны с государственной собственностью, субъектом которой выступает, естественно, само государство. В тех случаях, когда правоотношение опосредует процесс формирования денежного фонда, речь идет о приобретении государством права собственности на денежные средства. Налоги являются источником формирования доходной части бюджета. Посредством налогов деньги из частной собственности переходят в государственную. Когда же правоотношение опосредует процесс распределения денежного фонда, может возникнуть противоположная картина - государство, выделяя деньги негосударственным структурам, утрачивает право собственности на них. Однако в процессе распределения государственных денежных фондов чаще всего имеет место перераспределение денежных средств в рамках государственной собственности, лишь меняется владелец этих средств. Например, бюджет выделяет деньги министерству, министерство распределяет их по подведомственным организациям. Все это происходит в рамках государственной собственности. В конечном счете указанные организации тратят эти деньги (со сменой, естественно, их собственности) на свои нужды, что, заметим, происходит уже в рамках товарно-денежных или им подобных отношения, опосредуемых нормами гражданского, трудового и иных отраслей права
Таким образом, какие бы процессы движения денежных средств ни опосредовало материальное финансовое правоотношение, в нем всегда фигурирует государство в качестве собственника: либо добывающего себе деньги (т. е. приобретающего собственность), либо расходующего их (т. е. перераспределяющего свою собственность или даже утрачивая ее).
В заключение о материальных финансовых правоотношениях отметим, что они обладают всеми признаками экономических финансовых отношений, о которых было сказано выше. Объясняется это тем, что последние выступают содержанием финансовых правоотношений.
Организационные финансовые правоотношения опосредуют формирование денежной системы государства, его финансовой структуры, системы органов управления в области финансов, организации планирования процессов формирования и распределения государственных денежных фондов и организации их использования, включая контроль за данным использованием. Такого рода от ношения не связаны с конкретными денежными средствами - они лишь формируют финансовую инфраструктуру государства.
Организационные финансовые отношения относятся к числу общественных и не выступают правовой формой экономических (базисных) отношении. В этом качестве организационные финансовые правоотношения не являются денежными и вообще имущественными.
Организационные
финансовые отношения вторичны по отношению
к материальным и предназначены
быть средством обеспечения
По своей принадлежности к тому или иному институту финансового права финансовые отношения подразделяются на:
а) бюджетные;
б) по формированию и распределению внебюджетных целевых фондов;
в) финансово-
г) финансово-банковские;
д) финансово-страховые.
Такого рода классификация - а она основана на финансовой системе государства - носит относительный характер, поскольку зависит от состава этой системы, которая в различных государствах может быть различной. Например, отсутствие в Казахстане такой разновидности финансов, как финансы внебюджетных фондов, в связи с включением этих фондов с состав бюджета, приводит к отсутствию самостоятельной разновидности финансовых правоотношений, связанных с этими фондами.
Тем не менее данная классификация выражает два момента: характеристику правоотношения с точки зрения его привязки к тому или иному фонду денежных средств и одновременно его принадлежность к тому или иному разделу финансового права. Так, бюджетное правоотношение показывает, что оно, с одной стороны, опосредует процессы формирования, распределения и организации использования такого денежного фонда, как бюджет, с другой - что оно является продуктом регулирования общественного отношения нормами бюджетного права.
Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Именно финансовые ресурсы и позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы являются материально - вещественным воплощением самих финансовых отношений.
Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами.
Источниками финансовых ресурсов выступают все три элемента стоимости общественного продукта, но степень участия каждого из них различна. Финансы воздействуют на общественное воспроизводство в следующих направлениях:
- финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;
-
финансовое регулирование
-
финансовое стимулирование
Воспроизводственные затраты — это прежде всего уставный фонд, в котором выделяются основные и оборотные средства. Для покрытия затрат необходимы деньги.
Для расширения производства (увеличения элемента “C”) надо привлекать дополнительные ресурсы.
Самый важный источник финансовых ресурсов — стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль).
V
+ M — основные источники
Элемент V, являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по 3-ем направлениям:
-
налоги (из зарплаты должны
- страховые платежи;
-
прочие платежи (как
Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне.
Элемент М — прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов[1, с. 65].
При
свободном рынке финансовые отношения
охватывают только бюджет (предприятия
работают по своим, не подчиняющимся
экономике законам), при регулируемой
экономике часть отношений
Децентрализованные фонды – все фонды, создаваемые на уровне предприятия (фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, амортизационный фонд). Отличие фонда от средств: средства = сумме средств, а фонд = сумме средств, которая имеет целевое назначение.
На
предприятии финансы
Источники формирования фондов и резервов делятся на внутренние и внешние. Финансовыми ресурсами предприятий называют всю совокупность возможных денежных средств, которые могут быть использованы в процессе хозяйственной деятельности. Финансовые резервы – совокупность определенных частей денежных средств, которые могут быть использованы только при наступлении определенных обстоятельств. Финансовые ресурсы и резервы могут быть в форме денежных средств, а также материалов, ценных бумаг, и т.д. Следует различать финансовые ресурсы в оперативной, текущей и перспективной практике. В оперативной работе финансовые ресурсы могут быть использованы по прямому и не по прямому назначению, но при условии их накапливания и использования в последующих периодах деятельности. Бюджетные средства нельзя использовать в оперативной практике. Таким образом, источники финансовых ресурсов, денежных средств в оперативной практике значительно шире числа источников в перспективном и текущем за счет привлечения временно свободных денежных средств.
Внутренние
финансовые ресурсы предприятия
формируются в процессе его хозяйственной
деятельности, а величина зависит
от масштабов и результатов
Еще один источник внутренних резервов – добавочный капитал –образуется в результате прироста стоимости имущества, выявленной в результате переоценки; получение эмиссионного дохода (от дополнительной эмиссии акций, продажи акций выше номинала); безвозмездное получение ценностей или имущества от других предприятий и лиц (как правило, носят строго целевой характер). В уставных документах может предусматриваться создание неделимого фонда сверх суммы уставного капитала, фонд используется, как финансовый ресурс. В АО, кроме указанных фондов, можно формировать: выкупной фонд, который формируется из регулярных отчислений средств для выкупа своих облигаций или акций; отложенный фонд – для выкупа предприятием части или всех акций.
Каждое предприятие имеет, кроме того, свои дополнительные финансовые ресурсы: дебиторская задолженность (внутренняя и внешняя), страховые фонды, расходы будущих периодов. Внешние источники или заемные финансовые средства. Бюджетные – предоставляются предприятию прямым перечислением по утвержденным программам (+ отсрочка налогов, возврат кредитов). Предоставление бюджетных средств осуществляется предприятиям, занимающимся стратегической деятельностью и если предусмотрена возвратность средств, то в отличие от кредитных ресурсов, нет уплаты процентов. Привлечение средств с рынка кредитов и кредитных ресурсов – субъектами сделок могут выступать коммерческие банки, государство и муниципальные органы. Использование заемного капитала осуществляется на условиях возвратности, срочности и платности. Сфера долго- и среднесрочного кредитования регулируется центральным банком и условиями договоров кредитования. Крупные предприятия могут использовать, как финансовый ресурс, средства по перераспределению внутри предприятий или корпораций, следовательно, на этих предприятиях создается научно обоснованная система управления капиталом и финансовыми ресурсами. Предприятия могут использовать также: рациональное использование основных и оборотных фондов в части альтернативного использования материалов, топлива; привлечение иностранных инвестиций (в основном как привлеченные, а не как заемные средства). Это используется, как правило, на крупных предприятиях, при полной гарантии возврата суммы. Средства инвестиционных институтов: банки, страховые организации, пенсионные фонды (как кредиты и вложения средств фондов). Но используются эти ресурсы не только в период стабилизации, имея в виду, что эти фонды являются подразделениями крупного предприятия. Финансовые ресурсы создаются на различных стадиях кругооборота капитала. Они необходимы для нормального протекания процесса производства и превращение этих ресурсов из товарной формы в денежную происходит на последней стадии (получение выручки от реализации).
Информация о работе Финансовые отношения в условиях рыночной экономики