Финансовые отношения бюджетных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, или в форме кредитных карточек, или имеющихся на банковских счетах суммах вообще вне всякой формы.

Содержание

Введение 3
1. Сущность финансов бюджетных организаций и их функции 5
1.1 Сущность финансов организаций 5
1.2 Функции финансов организаций 8
1.3 Виды бюджетных организаций и их характеристика 9
2.Проблемы финансирования бюджетных организаций в
современных условиях 21
2.1 Бюджетные средства как основной источник финансирования бюджетных организаций непроизводственной сферы 21
2.2 Собственные доходы организации: виды, источники формирования 25
2.3 Привлеченные средства: виды, источники формирования 31
2.4 Зарубежный опыт финансирования деятельности
государственных предприятий 36
Заключение 40
Список используемой литературы 41

Работа содержит 1 файл

по финансам курсовая.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

     Для учета важен момент возникновения  права оперативного управления. В соответствии со ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

     Если, в соответствии с учредительными документами, учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество согласно ст. 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Исходя из этого положения ГК РФ, в Инструкции установлен обособленный учет имущества, поступившего в распоряжение учреждения из различных источников.

     При наделении учреждения имуществом его  собственником или при приобретении имущества за счет выделенных по смете бюджетных средств бюджетные учреждения должны присваивать соответствующим субсчетам отличительный признак 1.

     Для учета имущества, приобретаемого учреждением  по договору или иным основаниям, применяются номера 2 (при приобретении имущества в результате осуществления предпринимательской деятельности) и 3 (при получении имущества безвозмездно для его использования в соответствии с учредительными документами или приобретении за счет целевых и безвозмездных поступлений).

    Вышеизложенное  говорит о том, что собственные доходы бюджетных организаций могут, хоть и не в полном объеме покрывать дефицит финансирования. Кроме того, получение средств позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств. 

    2.3. Привлеченные средства: виды, источники формирования

    Привлеченные средства (заемные) – это денежные ресурсы, не принадлежащие бюджетному учреждению, но временно находящееся в его распоряжении наряду с собственными.

    К привлеченным средствам бюджетных  организаций можно отнести:

  • инвестиции - это все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода (выгоды);
  • бюджетные ассигнования – бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных  средств;
  • средства  за счет внебюджетных поступлений.

     Как уже отмечалось, бюджетные учреждения могут иметь средства не только в виде бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений. Последние разделяются на подгруппы:

     - целевые средства и безвозмездные поступления;

     - средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;

     - средства, полученные от государственных внебюджетных фондов и др.;

     - а также средства, полученные от предпринимательской деятельности.

     Наибольший  удельный вес в бюджетных учреждениях (после бюджетных ассигнований) занимают целевые средства и безвозмездные поступления.

     Целевые средства и безвозмездные поступления  бюджетным учреждениям должны поступать  на лицевые счета, открываемые в  кредитных организациях или органах  казначейства. Целевые средства являются специфическим источником приобретения активов и финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые средства расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия (хотя переходящие остатки целевых средств имеют место гораздо чаще, нежели бюджетных). Основная причина, по которой источники образования этих средств и направления их расходования учитываются обособленно от бюджетных, является характер этих средств. Кроме того, это обуславливается потребностями составления и представления отчетности (которая представляется не только финансирующим органам, но в данном случае — и другим заинтересованным пользователям).

     Каждый  вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы казначейства).

     Так как получение внебюджетных средств  в той или иной степени обусловлено  использованием имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, то указанные счета открываются с разрешения органа, исполняющего соответствующий бюджет.

     Инструкция  по бухгалтерскому учету в бюджетных  учреждениях разделяет все целевые средства на следующие подгруппы:

  • целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия;
  • средства родителей на содержание детского учреждения;
  • средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств;
  • безвозмездные поступления;
  • прочие источники (излишки материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, целевых средств и безвозмездных поступлений, кредиторская задолженность с истекшим сроком давности);
  • заемные средства;
  • целевые средства, полученные учреждением от государственных внебюджетных фондов.

     К целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия  относятся:

  • средства, получаемые учреждениями от других органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц для расчетов с молодыми специалистами, направленными к месту работы после окончания учебных заведений;
  • средства, предназначенные на выплату целевых стипендий студентам и учащимся, на выплату целевых социальных доплат и компенсаций населению, приобретение методической, научной литературы и учебных пособий, приобретение в централизованном порядке бланков документации по бухгалтерскому учету и отчетности и бланков учебно-аттестационной документации;
  • средства, полученные стационарными учреждениями социальной защиты населения на укрепление их материально-технической базы;
  • средства, поступившие за сбор лома черных и цветных металлов, за сдачу и сбор других видов вторичного сырья, пищевых отходов;
  • средства, заработанные учащимися в организациях;
  • средства, выделенные шефствующими предприятиями и другими организациями на создание фондов учебников в общеобразовательных школах и других учебных заведениях;
  • средства учащихся на приобретение льготных проездных билетов;
  • безвозмездные поступления (целевая финансовая помощь на содержание и развитие материально-технической базы учреждений, благотворительные взносы, гранты, безвозмездная международная финансовая помощь);
  • средства, поступающие учреждениям в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ на цели, связанные с выполнением их основной деятельности;
  • другие поступления на выполнение целевых мероприятий, не предусмотренные сметой доходов и расходов учреждения.

     В составе доходов и расходов бюджетных  организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций, поступившие от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих средств: членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.

     В отличие от ранее действовавшего порядка, при котором средства родителей на содержание детских учреждений относились на восстановление проведенных расходов по бюджету, в Инструкции эти средства отнесены к числу целевых средств.

     Под термином «грант» для целей налогообложения  понимаются целевые средства, предоставляемые  безвозмездно благотворительными организациями  предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной и/или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании в школьных учреждениях, питание детей в интернатах при школах, обучение детей в музыкальных школах и прочих учреждениях.

     Учет фактических расходов ведется в соответствии с кодами экономической классификации расходов бюджетов РФ.

     Средства  от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных  средств, целевых средств и безвозмездных поступлений, иные целевые источники.

     Следует сразу подчеркнуть, что Бюджетное  учреждение не имеет права на принятие решения о реализации излишествующего  и неиспользуемого имущества, так  как бюджетная организация не является собственником активов.

     Для реализации необходимо разрешение того органа, который наделяет имуществом бюджетное учреждение. Как правило, этим органом является Учредитель учреждения.

    Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений (определяемые ранее как суммы по депозитам), подлежат учету в кредитных организациях на лицевых счетах, открываемых бюджетным учреждениям на балансовых счетах.

    Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений, при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению.

    К ним, например, относятся средства, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия, не являющиеся вещественными  доказательствами, при наложении  ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества, а также залоговые суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора.

    Статьей 118 Бюджетного кодекса установлено, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц.

    Однако  в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации"  с изменениями от 9 июля 2002 г.), как уже отмечалось ранее, законодательные акты РФ в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу. Вследствие этого привлечение заемных средств учреждениями возможно в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ст. 51 Закона РФ «Основы законодательства РФ о культуре».

    Порядок получения, погашения заемных средств  и оплаты процентов по ним регулируется действующим законодательством.

    Средства, полученные бюджетными учреждениями от государственных внебюджетных фондов.

    Для учета этих средств предназначен субсчет 115.

    Перечисление  средств в бюджетные учреждения, предприятия и организации, от государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) необходимы для обеспечения выплат пенсий и пособий (выплатные центры, учреждения Сбербанка России, предприятия связи). Медицинские учреждения, получают средства от федерального или территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также от страховых компаний.

     Очевидно, что конкретное решение о необходимости и размере привлекаемых финансовых средств принимается руководителями учреждений. При определении потребности учитываются такие моменты: цель и период, на который требуются средства, сумма необходимых денежных средств, каковы будут затраты при возвращении долгов. 
 

    2.4. Зарубежный опыт  финансирования деятельности  государственных  предприятий 

    Государственные предприятия в странах Западной Европы получили значительное развитие после Второй мировой войны в результате национализации (1946—1950 гг.) железнодорожного, воздушного транспорта, энергетических отраслей (электроэнергетической, газовой, угольной промышленности) и ряда других. В техническом отношении это были крайне отсталые неконкурентоспособные отрасли. Их переоборудование потребовало колоссальных средств, которые были выделены из государственного бюджета, т.е. за счет налогоплательщиков. Несмотря на то, что эти отрасли были модернизированы и стали технически передовыми, в финансовом отношении — это низкорентабельные или убыточные отрасли. Основная причина напряженного финансового положения государственных предприятий заключается в политике низких цен на их продукцию.

    В 80 -е годы 19 столетия в соответствии с новой экономической и финансовой политикой правящих кругов развитых капиталистических стран проведена приватизация многих государственных отраслей и предприятий, что резко сократило размеры государственной собственности.

    В развитых зарубежных странах государственная  финансовая система включает следующие  звенья финансовых отношений:

    1) государственную бюджетную систему;

Информация о работе Финансовые отношения бюджетных организаций