Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа
Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, или в форме кредитных карточек, или имеющихся на банковских счетах суммах вообще вне всякой формы.
Введение 3
1. Сущность финансов бюджетных организаций и их функции 5
1.1 Сущность финансов организаций 5
1.2 Функции финансов организаций 8
1.3 Виды бюджетных организаций и их характеристика 9
2.Проблемы финансирования бюджетных организаций в
современных условиях 21
2.1 Бюджетные средства как основной источник финансирования бюджетных организаций непроизводственной сферы 21
2.2 Собственные доходы организации: виды, источники формирования 25
2.3 Привлеченные средства: виды, источники формирования 31
2.4 Зарубежный опыт финансирования деятельности
государственных предприятий 36
Заключение 40
Список используемой литературы 41
-
не целевое использование
-
не своевременная подача
В
условиях формирования и развития рыночных
отношений особое значение приобретают
финансовые отношения бюджетных учреждений.
Они реализуются в определенной финансовой
среде. К основным ее структурным элементам
можно отнести (рис. 2).
Финансирование бюджетных учреждений
Рис. 2
Учреждения, финансируемые только за счет бюджетных средств, составляют сметы расходов, а организации и учреждения, обеспечивающие свои потребности не только бюджетными ассигнованиями, но и другими видами финансовых ресурсов, разрабатывают сметы расходов и доходов. Главное отличие сметы от финансовых планов предприятия, функционирующих на коммерческих началах, заключается в том, что в смете более детально обосновываются расходы, тогда как доходы отражаются лишь в разрезе различных источников.
Смета – основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета на содержание учреждения.
Предусмотренные в смете ассигнования считаются предельными, и расходование сверх этих сумм не допускается. Использование бюджетных средств на цели, не предусмотренные сметой, запрещено.
Согласно смете расходов, представленной на начало будущего года, будет производиться финансирование деятельности бюджетного учреждения в течение года. Смета расходов бюджетной организации утверждается вышестоящей организацией.
Смета составляется согласно бюджетной классификации, которая является группировкой доходов и расходов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.
Бюджетная классификация включает:
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.
Совершенствование системы финансирования бюджетных организаций является ключевым звеном реформирования отраслей. Речь идет не только о необходимости увеличения объема выделяемых ассигнований, но и финансовом механизме их эффективного использования.
На
основании всего вышесказанного
можно сделать вывод, что финансовое
обеспечение деятельности бюджетных организаций
является определяющим фактором финансовой
стабильности, платежеспособности, а главное
– конкурентоспособности оказываемых
услуг.
2.2.
Собственные доходы
организации: виды, источники
формирования
К
собственным доходам
Для
осуществления своей
Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее, в последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигнований руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Естественно, что большинство таких способов связано с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности. В принципе средства, полученные от такой деятельности, не должны использоваться на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями. Однако в течение срока задержки финансирования, суммы выручки от реализации продукции (работ или услуг), произведенной бюджетным учреждением, чаще всего направляются на обеспечение расходов по соответствующим бюджетным сметам.
В соответствии с ГК РФ предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Для
бюджетных учреждений возможность
ведения предпринимательской
В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 № 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы» доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности.
Так, в соответствии со ст. 47 Закона РФ «Об образовании» к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:
- реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
- торговля покупными товарами, оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
- ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Аналогичная норма содержится в Законе РФ «Основы законодательства РФ о культуре», ст. 47 которого устанавливает, что к предпринимательской относится деятельность государственных или муниципальных организаций культуры:
- по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;
- торговле покупными товарами, оборудованием;
- оказанию посреднических услуг;
- долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);
- приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;
- осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.
Финансовая деятельность бюджетных учреждений здравоохранения регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», который в качестве источников финансирования их деятельности определяет следующие внебюджетные источники:
- средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
- личные средства граждан;
- доходы от ценных бумаг;
- иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
Указанные виды деятельности (в том числе внереализационые доходы) относятся к платной деятельности и отражаются на счетах учета предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Вместе с тем в ряде нормативных правовых актов содержатся прямые указания на то, что некоторые виды платной деятельности не являются предпринимательскими.
Для
учреждений образования не является
предпринимательской платная
Если
полученные доходы не реинвестируются
в образовательную
Таким образом, можно отметить, что налог на прибыль образовательными учреждениями уплачивается при оказании платных услуг в случае, если полученный доход не реинвестируется на нужды образовательного процесса.
На основе экономической классификации расходов бюджетов РФ к расходам по реинвестированию на нужды образовательного процесса можно отнести расходы:
- на оплату труда работников образовательных учреждений и начисления на оплату труда, стипендии учащимся;
- на приобретение учебного оборудования для кабинетов и лабораторий, инструментов, аппаратуры, приборов, станков и другого специального оборудования, используемого в образовательном процессе, учебных программ;
- на капитальное строительство, реконструкцию и расширение объектов учреждений образования, спортивных сооружений.
В Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях сформулированы основные понятия, применяемые при организации бюджетного процесса и отражении его в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.
В соответствии с этими понятиями бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками:
- учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
- бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;
- деятельность бюджетного учреждения - финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;
- основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.
Наличие
сметы обеспечивает эффективное
бюджетное планирование и строго
целевое использование
Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.
Правовое
регулирование закрепления за учреждением
имущества в оперативном
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. При этом учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса РФ средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме, за исключением средств, получаемых от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений. Оформление закрепления имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в хозяйственное ведение и оперативное управление, дача согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, на передачу его в аренду или залог либо на распоряжение этим имуществом иным способом осуществляется в соответствии нормативно-правовыми актами органов соответствующего уровня власти.
Информация о работе Финансовые отношения бюджетных организаций