Финансовые отношения бюджетных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, или в форме кредитных карточек, или имеющихся на банковских счетах суммах вообще вне всякой формы.

Содержание

Введение 3
1. Сущность финансов бюджетных организаций и их функции 5
1.1 Сущность финансов организаций 5
1.2 Функции финансов организаций 8
1.3 Виды бюджетных организаций и их характеристика 9
2.Проблемы финансирования бюджетных организаций в
современных условиях 21
2.1 Бюджетные средства как основной источник финансирования бюджетных организаций непроизводственной сферы 21
2.2 Собственные доходы организации: виды, источники формирования 25
2.3 Привлеченные средства: виды, источники формирования 31
2.4 Зарубежный опыт финансирования деятельности
государственных предприятий 36
Заключение 40
Список используемой литературы 41

Работа содержит 1 файл

по финансам курсовая.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

    - не целевое использование бюджетных  средств;

    - не своевременная подача бюджетных  заявок или иных документов  на право получения бюджетных  средств их получателями.

    В условиях формирования и развития рыночных отношений особое значение приобретают финансовые отношения бюджетных учреждений. Они реализуются в определенной финансовой среде. К основным ее структурным элементам можно отнести (рис. 2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Финансирование  бюджетных учреждений

    Рис. 2

    Учреждения, финансируемые только за счет бюджетных  средств, составляют сметы расходов, а организации и учреждения, обеспечивающие свои потребности не только бюджетными ассигнованиями, но и другими видами финансовых ресурсов, разрабатывают сметы расходов и доходов. Главное отличие сметы от финансовых планов предприятия, функционирующих на коммерческих началах, заключается в том, что в смете более детально обосновываются расходы, тогда как доходы отражаются лишь в разрезе различных источников.

    Смета – основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое  направление и поквартальное  распределение средств, выделенных из бюджета на содержание учреждения.

    Предусмотренные в смете ассигнования считаются  предельными, и расходование сверх этих сумм не допускается. Использование бюджетных средств на цели, не предусмотренные сметой, запрещено.

    Согласно  смете расходов, представленной на начало будущего года, будет производиться  финансирование деятельности бюджетного учреждения в течение года. Смета расходов бюджетной организации утверждается вышестоящей организацией.

    Смета составляется согласно бюджетной классификации, которая является группировкой доходов и расходов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

    Бюджетная классификация дает возможность  экономического и статистического  анализа доходов и расходов бюджетов, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

      Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

    Бюджетная классификация подразделяет объекты  классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

    Совершенствование системы финансирования бюджетных  организаций является ключевым звеном реформирования отраслей. Речь идет не только о необходимости увеличения объема выделяемых ассигнований, но и финансовом механизме их эффективного использования.

    На  основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что финансовое обеспечение деятельности бюджетных организаций является определяющим фактором финансовой стабильности, платежеспособности, а главное – конкурентоспособности оказываемых услуг.  

    2.2. Собственные доходы организации: виды, источники формирования 

     К собственным доходам организации  можно отнести прибыль, от осуществления предпринимательской деятельности, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего и ненужного имущества.

     Для осуществления своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные, так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица.

    Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее, в последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигнований руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Естественно, что большинство таких способов связано с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности. В принципе средства, полученные от такой деятельности, не должны использоваться на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями. Однако в течение срока задержки финансирования, суммы выручки от реализации продукции (работ или услуг), произведенной бюджетным учреждением, чаще всего направляются на обеспечение расходов по соответствующим бюджетным сметам.

     В соответствии с ГК РФ предпринимательской  является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

     Для бюджетных учреждений возможность  ведения предпринимательской деятельности должна быть предусмотрена нормативными актами, регулирующими деятельность учреждений в соответствующих сферах, и учредительными документами.

     В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 № 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы» доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности.

     Так, в соответствии со ст. 47 Закона РФ «Об образовании» к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

     - реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

     - торговля покупными товарами, оборудованием;

     - оказание посреднических услуг;

     - долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

     - приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

     - ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

     Аналогичная норма содержится в Законе РФ «Основы законодательства РФ о культуре», ст. 47 которого устанавливает, что к предпринимательской относится деятельность государственных или муниципальных организаций культуры:

     - по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;

     - торговле покупными товарами, оборудованием;

     - оказанию посреднических услуг;

     - долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);

     - приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;

     - осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.

     Финансовая  деятельность бюджетных учреждений здравоохранения регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», который в качестве источников финансирования их деятельности определяет следующие внебюджетные источники:

     - средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;

     - личные средства граждан;

     - доходы от ценных бумаг;

     - иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

     Указанные виды деятельности (в том числе внереализационые доходы) относятся к платной деятельности и отражаются на счетах учета предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Вместе с тем в ряде нормативных правовых актов содержатся прямые указания на то, что некоторые виды платной деятельности не являются предпринимательскими.

     Для учреждений образования не является предпринимательской платная деятельность, доходы от которой реинвестируются в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Данная норма содержится в п. 2 ст. 47 Закона РФ «Об образовании». Соответственно, в целях налогообложения в соответствии с подпунктом «г» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» суммы, направленные образовательными учреждениями на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении, уменьшают налогооблагаемую базу.

     Если  полученные доходы не реинвестируются  в образовательную деятельность, то деятельность по получению этих доходов рассматривается как  предпринимательская и подлежит налогообложению в порядке, установленном для бюджетных учреждений.

     Таким образом, можно отметить, что налог на прибыль образовательными учреждениями уплачивается при оказании платных услуг в случае, если полученный доход не реинвестируется на нужды образовательного процесса.

     На  основе экономической классификации  расходов бюджетов РФ к расходам по реинвестированию на нужды образовательного процесса можно отнести расходы:

     - на оплату труда работников образовательных учреждений и начисления на оплату труда, стипендии учащимся;

     - на приобретение учебного оборудования для кабинетов и лабораторий, инструментов, аппаратуры, приборов, станков и другого специального оборудования, используемого в образовательном процессе, учебных программ;

     - на капитальное строительство, реконструкцию и расширение объектов учреждений образования, спортивных сооружений.

     В Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях сформулированы основные понятия, применяемые при организации бюджетного процесса и отражении его в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.

     В соответствии с этими понятиями  бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками:

     - учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

     - бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;

     - деятельность бюджетного учреждения - финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

     - основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.

     Наличие сметы обеспечивает эффективное  бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств.

     Из  перечисленных основных понятий  вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.

     Правовое  регулирование закрепления за учреждением  имущества в оперативном управлении осуществляется ГК РФ.

     В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. При этом учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса РФ средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме, за исключением средств, получаемых от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений. Оформление закрепления имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в хозяйственное ведение и оперативное управление, дача согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, на передачу его в аренду или залог либо на распоряжение этим имуществом иным способом осуществляется в соответствии нормативно-правовыми актами органов соответствующего уровня власти.

Информация о работе Финансовые отношения бюджетных организаций