Финансовые аспекты страховой деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ финансовой деятельности страховых организаций в РФ и выявление проблем, связанных с формированием и использованием фондов СО.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Обобщить организационные основы страховой деятельности;
Рассмотреть различные отрасли и виды страхования;
Обозначить основные принципы государственного регулирования страховой деятельности в РФ;
проанализировать состав и структуру финансовых ресурсов страховых организаций;
Выявить особенности формирования и источники пополнения фондов страховых организаций.

Содержание

Введение 3
I. Организационные основы страховой деятельности в РФ 5
1.1. Сущность и содержание страхования 5
1.2. Отрасли страхования 11
1.3. Виды страховых компаний 23
1.4. Государственное регулирование страховой деятельности в РФ 25
II. Особенности финансов страховых организаций 30
2.1. Состав и структура финансовых ресурсов страховой организации 30
2.2. Формирование и использование фондов страховых организаций 40
2.3. Анализ развития страхового рынка в РФ 43
2.4. Проблемы формирования и использования фондов страховых организаций 49
Заключение 55
Список литературы 57

Работа содержит 1 файл

Курсовая ГОТОВАЯ!.doc

— 333.50 Кб (Скачать)
  • страховые выплаты;
  • страховые взносы по рискам, переданным в перестрахование;
  • отчисления в страховые резервы;
  • отчисления в резерв для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества;
  • возмещение доли страховых выплат по рискам, принятым в перестрахование;
  • комиссионные вознаграждения и тантьемы, уплаченные по операциям перестрахования;
  • расходы на ведения дела, в том числе:
    1. затраты, включаемые в себестоимость страховых услуг на основании Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов;
    2. комиссионные вознаграждения за оказание услуг страхового агента и брокера;
    3. возмещения страховым агентам расходов по проезду на участок работы;
    4. оплата услуг, связанных со страховой деятельностью;
    5. расходы на рекламу, подготовку и переподготовку кадров, представительские расходы в пределах действующих норм и нормативов, исчисленных с учетом отраслевых особенностей;
    6. расходы на изготовление  страховых свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и т.д.
    7. оплата консультационных и информационных услуг, а также услуг, оказанных с целью подтверждения годового бухгалтерского отчета и в соответствии с другими требованиями законодательства;
    8. расходы на публикацию годового баланса и отчета прибылей и убытков;
    9. расходы на аренду основных фондов, включая их отдельные части, используемые для осуществления страховой деятельности, в том числе автомобильного транспорта для перевозки документов и материальных ценностей.

2.3. Анализ развития страхового рынка.

    Страхование в нашей стране прошло несколько  этапов в дореволюционный и послереволюционный периоды. Основной формой страхования в дореволюционном периоде было добровольное страхование, которое осуществлялось акционерными обществами, обществами взаимного страхования и земскими обществами. В послереволюционном периоде страхование прошло два этапа: в условиях социализма (при государственной монополии на этот вид деятельности) и в условиях  становления рыночной экономики.

    При государственной страховой монополии  страхование представляло населению  чрезвычайно узкий спектр услуг, дополняющих систему государственного социального обеспечения  (соцстрах).

    Расширение  самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, резкое снижение сферы государственного воздействия на развитие производственных отношений и распределение материальных благ, в корне изменили процесс формирования отечественного страхового рынка, его содержание, виды страховых услуг, предлагаемых физическим и юридическим лицам.

    Началом создания отечественного добровольного  страхования  следует считать факт реальной демонополизации страховой деятельности и, как следствие  этого - быстрый рост числа альтернативных страховых организаций.

    Предпосылками развития страхового дела в нашей  стране явились:

    - укрепление негосударственного  сектора экономики;

    - рост объемов  и  разнообразия  частной собственности физических  и юридических лиц, как  источника   спроса на страховые услуги.   При этом важное значение имеет  развитие рынка недвижимости  и ипотечного  кредитования, а  также приватизация государственного жилого фонда.

    - сокращение некогда всеобъемлющих  гарантий, предоставляемых системой  государственного социального страхования  и соцобеспечения. Сегодня отсутствие  гарантий  должно восполняться  различными формами личного страхования.

    Общественное развитие России обусловило необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и  предложения.

    Имеющаяся статистика отражает высокие темпы первоначального становления страхового рынка в РФ.

    Таблица 1.1  Некоторые показатели становления страхового рынка России за 1993 – 2006 г.

      1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2004 2005 2006
    1.Число страховых фирм, получивших лицензии 1600 2295     - 2954 2300 1700 1532 1140 1075 965
    2.Доля негосударственных страховых фирм, % 66,7 95,0     -     - 95,0 94,5 90,0 92,3 93,0 93,2
    3. Страховые взносы,

    млрд. руб.

1,1 7,5 23,2 29,1 36,4 43,1 96,6 130,9 140,8 155,2
    4. Страховые выплаты, 

    млрд. руб.

0,6 4,8 16,8 23,5 26,5 33,0 62,3 82,5 86,8 96,6

    Источник: “Страховое дело”, №2, 2000. «Эксперт», №12, 2006 

    В 1992г. страховые фирмы России охватывали примерно 10-12%  ее страхового поля. За период 1992 - 1996 г.г. число страховых  фирм, имеющих государственные лицензии, возросло более чем в 4,3 раза.  Другие показатели также свидетельствуют о том, что становление страхового рынка  в России до 1997 г. осуществлялось высокими темпами.

    Экстенсивный  рост не может быть бесконечным, особенно в условиях экономического кризиса, политической нестабильности и выхода из строя, вследствие этого, различных макроэкономических систем, например, типа банковской. Статистические и прогностические данные подтверждают сказанное.

    Показатели  таблицы 1.1 свидетельствуют: на страховом  рынке  РФ  уже в 1997 г. - первой половине 1998 г. наметилась тенденция снижения числа страховых фирм, в т.ч. негосударственных (хотя по страховым взносом и выплатам соотношение и динамика были положительными).

    Отметим две (из многих) основных причины, вызывавших снижение числа страховщиков на рынке РФ после 1997г.

    Первая - это закономерный процесс концентрации и централизации капитала, в т.ч. страхового, по мере эволюционного  исчерпания возможностей экстенсивного  типа его первоначального накопления. Уже в 1996 г. 1195 страховых фирм (58% от общего числа отчитавшихся) получили 99,2% годового сбора страховых взносов, оставшиеся  0,8% собранных премий пришлись на долю 848  (или 42%) отчитавшихся страховщиков. В 1997г.   такое соотношение сохранилось.  Эти 848 страховщиков были, видимо, главными кандидатами на уход со страхового рынка страны.

    Другой  причиной, подстегнувшей концентрацию и централизацию страхового капитала, явилось крушение пирамиды ГКО в  августе 1998г.  Страховому рынку РФ был  нанесен  по некоторым  оценкам ощутимый удар - более 8 млрд. руб. (свыше 60%) активов страховых фирм, размещенных  в ГКО,  считаются потерянными ими,  хотя имевшихся страховых резервов до этого едва хватало на покрытие обязательств перед страхователями  по текущим выплатам.

    Напряженность возникла уже до августа 1998г., когда  страхование выплаты превысили  объем собранных премий на 0,53 млрд. руб.  В результате крушения рынка  ГКО еще более ускоряются  процессы вымывания слабых по размерам уставного капитала и другим  финансовым показателям  страховщиков (и даже некоторых крупных фирм, например АСО “Защита”, СК “Ивма”).

    Оставшиеся  страховщики контролировали в 2000 г. примерно 80% страхового рынка РФ; сбор ими страховых взносов и их емкость возрос в 2-2,5 раза; отношение  объема собираемых  премий к ВПП увеличилось с 1,3% (1997г.) до 2,4% (2000г.); добровольное, а также имущественное и страхование ответственности развивалось быстрее обязательного и личного страхования.

    Если  говорить о государственном страховании, то его организация перестраивалась и совершенствовалась в соответствии с теми экономическими и социальными задачами, которые решала страна на каждом этапе развития.

    По  итогам 2005 года наблюдаются тенденции к сокращению сегмента добровольного медицинского страхования (уменьшился на 17% по сравнению с 2005г.), но одновременно значительно увеличилось страхование от несчастных случаев и болезней (24,6%), а также страхование выезжающих за рубеж(5,6%). В имущественных видах значительный прирост показало автострахование: подъем за год на 48%. Сегмент имущества физлиц также показал хороший резултат – 16,6%. Сельскохозяйцственное страхование благодаря бюджетной поддержке выросло на 34,9%. Значительно поднялись взносы по страхованию финансовых рисков(214%), лидирует ипотечное страхование(374,5%). В страховании ответственности хорошую динамику показала добровольная автогражданка – 303,4%.

    В новых экономических условиях государственное  страхование должно играть более  значительную роль, т.к. оно является не только частью финансового механизма, но и частью социальной сферы, непосредственно затрагивающей самые насущные интересы людей. Оно должно способствовать укреплению материального благосостояния людей, сбалансированности их денежных доходов и расходов, устранению негативных явлений в распределительных отношениях.

    Проведенное исследование проблемы  несовершенства российского страхового бизнеса показывает, что на страховом рынке России имеется много нерешенных проблем, требующих особого внимания, а именно:

    - сложное экономическое положение страны, нестабильность финансово-экономической и социально-политической ситуации, российский менталитет,  не позволяют подняться страховому делу на должный уровень;

    -  неадекватное юридическое обеспечение  страхового дела;

    - узкий ассортимент страховых услуг (не более 80 видов, причем, в основном, классических, для сравнения в США, действуют более 3 тыс. видов страхования, в Европе 400-500);

    - преобладание обязательного страхования,  в то время, как определяющими  в развитии страхования должны  быть добровольные виды. К примеру, обязательное медицинское страхование по своей экономической сущности является более вопросом социального обеспечения граждан, нежели страхования;

    - несовершенство налогообложения  страховой деятельности, что приводит  к сокращению числа страховых организаций;

    - низкая платежеспособность населения не дает возможности увеличить страховой портфель страховщиков при весьма значительном страховом поле;

    - диспропорция в развитии страхового  рынка по регионам (страховой  бизнес сконцентрирован в Москве);

    - довольно большое число компаний  с «дутыми» капиталами и так  называемых «карманных» страховщиков.

    -  отсутствие четкой государственной  поддержки в области страхования.           Оценивая количественные и качественные параметры страховой отрасли и роль государства в ее развитии, можно сделать вывод: страховой рынок России не до конца освоен, находится на этапе развития и имеет громадные возможности для совершенствования. В то же время государство не использует в полной мере весь потенциал страхования для решения экономических и социальных проблем общества. Хотя развитие страхового рынка не может происходить без серьезной и продуманной государственной поддержки.

    Задача состоит в развертывании страховой пропаганды, воспитании в обществе страховой культуры как важного элемента рыночного сознания. Для решения этой проблемы и требуется объединение усилий страховщиков, их союзов и ассоциаций, государства. Поскольку же принятие “идеологических” документов не может быстро улучшить положение дел в страховой сфере, необходимо предпринять ряд практических шагов с целью развития страхования. Речь идет, во-первых, о создании благоприятных макроэкономических и правовых условий для формирования цивилизованного страхового рынка. Во-вторых, о решении кадровой проблемы в отрасли. В третьих, необходимо обеспечить финансовую устойчивость страховых операций.

    Прогнозируя будущее страхового дела, следует  заметить, что несмотря на нестабильное состояние, российский страховой рынок обладает мощным  потенциалом развития

    В условиях переходного периода  регулирующая функция государства в страховой  деятельности должна проявляться в  различных формах: принятие законодательных  актов, регулирующих страхование, установление  в интересах общества и отдельных  категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. [3]

Информация о работе Финансовые аспекты страховой деятельности в РФ