Финансовые аспекты страховой деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ финансовой деятельности страховых организаций в РФ и выявление проблем, связанных с формированием и использованием фондов СО.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Обобщить организационные основы страховой деятельности;
Рассмотреть различные отрасли и виды страхования;
Обозначить основные принципы государственного регулирования страховой деятельности в РФ;
проанализировать состав и структуру финансовых ресурсов страховых организаций;
Выявить особенности формирования и источники пополнения фондов страховых организаций.

Содержание

Введение 3
I. Организационные основы страховой деятельности в РФ 5
1.1. Сущность и содержание страхования 5
1.2. Отрасли страхования 11
1.3. Виды страховых компаний 23
1.4. Государственное регулирование страховой деятельности в РФ 25
II. Особенности финансов страховых организаций 30
2.1. Состав и структура финансовых ресурсов страховой организации 30
2.2. Формирование и использование фондов страховых организаций 40
2.3. Анализ развития страхового рынка в РФ 43
2.4. Проблемы формирования и использования фондов страховых организаций 49
Заключение 55
Список литературы 57

Работа содержит 1 файл

Курсовая ГОТОВАЯ!.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

    В силу возникающих страховых правоотношений страховщик принимает на себя риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда со стороны страхователя жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.

    Принято различать страхование гражданской  ответственности, страхование профессиональной ответственности качества продукции, экологическое и др. В первом случае речь идет о страховых правоотношениях, где объектом страхования является гражданская ответственность. Это предусмотренная законом или договором мера государственного принуждения, применяемая для восстановления нарушенных прав потерпевшего, удовлетворения его за счет нарушителя.

    Гражданская ответственность носит имущественный  характер: лицо, причинившее ущерб, обязано полностью возместить убытки потерпевшему. Через заключение договора страхования гражданской ответственности данная обязанность перекладывается на страховщика. За причиненный ущерб страхователь может нести уголовную, административную ответственность.

    Страхование профессиональной ответственности  связано с возможностью предъявления имущественных претензий к физическим или юридическим лицам, обусловлены небрежностью, халатностью, ошибками и упущениями профессиональной деятельности. Назначение страхования профессиональной ответственности заключается в страховой защите лиц определенного круга профессий против юридических претензий к ним со стороны клиентуры.

    По  условиям лицензирования страховой  деятельности на территории Российской Федерации к блоку страхования ответственности относятся следующие виды:

  • страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
  • страхование гражданской ответственности перевозчика;
  • страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности;
  • страхование профессиональной ответственности;
  • страхование ответственности за неисполнение обязательств;
  • страхование иных видов ответственности.

    Таким образом, страхование ответственности  это отрасль страхования, где в качестве риска выступает ответственность физического или юридического лица за имущественный вред перед третьими лицами, который может быть причинен действиями, в том числе профессиональными, со стороны страхователя. Через страхование возмещается имущественный вред, причиненный третьим лицам.

      1. Страхование предпринимательских рисков.
    Страхование предпринимательских рисков – новая  отрасль страхования для России. Этот вид страхования начали проводить альтернативные страховые общества (акционерные, кооперативные, взаимные, ведомственные).

    Поскольку главным стимулом предпринимательской  деятельности служит стремление к получению  прибыли (дохода), то риск возможности  неполучения прибыли или дохода, снижения уровня рентабельности или  образования убытков является объектом данного страхования. Здесь возможны также, например, виды страхования: страхование на случай неплатежа по счетам поставщика продукции, страхование на случай снижения заранее оговоренного уровня рентабельности, страхование на случай непредвиденных убытков, страхование упущенной выгоды по неудавшимся сделкам, по случаям искажения или задержки деловой информации, страхование от простоев оборудования, перерывов в торговле и другие. Финансовая устойчивость страхования предпринимательских рисков зависит от степени развитости рыночных отношений и прочности деловых связей между юридическими лицами.

    1.3. Виды страховых компаний.

    Деятельность  любой страховой компании как  исторически определенной организационной формы страхового фонда всегда находится в тесной зависимости от экономической среды, в рамках которой осуществляют свою деятельность страховщики. Совокупность страховых компаний, функционирующих в данной экономической среде, образуют страховую систему. В экономике рыночного типа основной задачей страховой системы является предоставление комплекса страховых и консультационных услуг, обеспечивающих определенные гарантии компаниям и фирмам в бесперебойности производственного или торгового цикла; индивидуальным клиентам – повседневное и надежное страховое обслуживание, достижение долгосрочных индивидуальных целей.

    Страховые компании составляют основу институциональной  структуры страхового рынка. С финансовой точки зрения они являются формой выражения страхового фонда, а сосредоточенные в страховом фонде ресурсы – источником долгосрочных кредитов.

    Страховые компании подразделяют:

    I. По принадлежности:

  1. частные и публично-правовые
  2. акционерные
  3. взаимные
  4. государственные
  5. правительственные

    II. По характеру выполняемых операций:

  1. специализированные
  2. универсальные
  3. перестраховочные;

    III. По зоне обслуживания:

  1. местные                        3.     национальные
  2. региональные               4.     международные;

    IV. По величине уставного капитала и объему поступления страховых платежей, а также другим технико-экономическим показателям, определяющим их место на страховом рынке:

  1. крупные
  2. средние
  3. мелкие.

    Акционерное страховое общество – форма организации страхового фонда на основе централизации денежных средств посредством продажи акций. Существуют закрытые акционерные страховые общества, акции которых распространяются среди их учредителей, и открытые акционерные страховые общества, акции которых свободно продаются и покупаются.

    Акционерное страховое общество – юридическое  лицо, имеющее свой устав, в котором  определены цели общества, размер капитала, порядок управления делами.

    Общество  взаимного страхования – форма организации страхового фонда на основе централизации средств посредством паевого участия его членов. Участник общества взаимного страхования одновременно выступает в качестве страховщика и страхователя.

    Правительственные страховые организации – некоммерческие компании, деятельность которых основана на субсидировании. В большинстве ПСО освобождены от уплаты государственных, федеральных и местных налогов.

    Государственная страховая компания – публично-правовая форма организации страхового фонда, основанная государством. Организация государственных страховых компаний осуществляется путем их учреждения со стороны государства или национализации акционерных страховых компаний и обращения их имущества в государственную собственность. Создание государственных страховых компаний является формой вмешательства государства в деятельность страхового рынка.

    Частные страховые компании принадлежат одному владельцу или его семье.

    Негосударственный пенсионный фонд – особая форма организации личного страхования, гарантирующая рентные выплаты страхователям по достижении ими определенного возраста.

    1.4. Государственное  регулирование страховой  деятельности в  РФ

    В современных условиях все большее  значение приобретают методы косвенного стимулирования государством развития страхования. Их суть состоит в различных способах государственного регулирования страховой деятельности:

    - Создание стабильной законодательной базы, определяющей единые «правила игры» для всех субъектов рынка страховой деятельности.

    - Формирование страхового интереса потенциальных потребителей страховых услуг.

    - Формирование системы государственного надзора за деятельностью страховщиков.

    - Формирование системы гарантий выполнения страховщиками своих обязательств перед потребителями страховых услуг.

    - Организация и защита конкуренции на страховом рынке.

    - Создание инфраструктуры страхового рынка и системы подготовки квалифицированных кадров в области страхования.

    - Регулирование деятельности зарубежных страховщиков и страховщиков с преобладающей долей иностранного капитала на отечественном страховом рынке.

    - Проведение налоговой политики, способствующей формированию цивилизованного рынка страховых услуг.

    - Создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности страховщиков.

    Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие  государства на участников страховых  обязательств, проводимое по нескольким направлениям:

    а) прямое участие государства в  становлении страховой системы  защиты имущественных интересов;

    б) законодательное обеспечение становления  и защиты национального страхового рынка:

    в) государственный надзор за страховой  деятельностью;

    г) защита добросовестной конкуренции  на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

    Прямое  участие государства  в становлении  страховой системы защиты имущественных интересов.

    Прямое  участие государства в становлении  страховой системы защиты имущественных  интересов обусловливается необходимостью: во-первых, предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств; во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов; в-третьих, предоставлением дополнительных гарантии тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом; в-четвертых, созданием целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

    Законодательное обеспечение становления  и защиты национального страхового рынка.

    Структура законодательства по страхованию в  России многоступенчата и определяется существующей правовой системой. Взаимоотношения  субъектов страхового рынка регламентируются главой 48 Гражданского кодекса РФ и  Федеральным законом "Об организации страхового дела в РФ", затем следуют ряд федеральных законов по конкретным видам страхования, в частности "О медицинском страховании граждан в РФ", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (первый рыночный закон о массовом виде страхования), "Об обязательном страховании военнослужащих". Завершают систему законодательства подзаконные акты Министерства финансов РФ как надзорного за страховым рынком органа, а также нормативные документы других министерств и ведомств.

    Государственный надзор за страховой  деятельностью.

    Говоря  о формировании государственного надзора, нужно помнить, что в нашей стране на первом этапе этого процесса, внимание государственного надзора было сосредоточено на организации системы допуска к страховой деятельности. В настоящее время большее внимание следует уделять уже функционирующим страховщикам (анализу их финансового состояния, соблюдению ими законодательства и других правовых норм) с тем, чтобы своевременно реагировать на возможные сбои в их работе. Это будет способствовать повышению устойчивости отечественной страховой системы и росту авторитета страховщиков в глазах потенциальных потребителей. Для этого необходимо расширить объем полномочий органа государственного страхового надзора в сфере контроля над финансовой деятельностью страховых организаций и возможности применения мер воздействия к страховщикам, чья платежеспособность вызывает сомнения. Также необходимо разработать процедуры финансового оздоровления страховщиков, в случае возникновения угрозы невыполнения ими своих обязательств.

    Систему государственного страхового надзора  следует дополнить системой гарантий выполнения страховщиками своих обязательств по договорам страхования.

    Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:

    1) организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

Информация о работе Финансовые аспекты страховой деятельности в РФ