Финансовые аспекты деятельности предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы привлечения иностранных инвестиций с целью достижения социально-экономических ориентиров экономики Республики Беларусь, а также регулирования данного процесса предопределили задачи работы:
• провести исследование сущности иностранных инвестиций;
• рассмотреть порядок организации инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
• провести анализ деятельности иностранных и совместных предприятий в Республике Беларусь;
• проанализировать мировой опыт регулирования процесса иностранного инвестирования;
• выработать предложения по совершенствованию привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......….…4
1 Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций…………………..6
1.1 Сущность и классификация иностранных инвестиций…………………………..6
1.2 Создание, государственная регистрация и формирование уставного фонда предприятий с иностранными инвестициями Республике Беларусь……………..…8
1.3 Роль государства в привлечении иностранных инвестиций…………………....10
2 Анализ деятельности предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь………………………………………………………………………………...13
2.1 Оценка деятельности предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь…………………………………………………………………..13
2.2 Анализ инвестиционного климата Республики Беларусь……………………....17
3 Практика стимулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь………………………………………………………………………………...23
3.1 Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций………………….….23
3.2 Пути совершенствования привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь……………………………………………………………………………..….26
Заключение………………………………………………………………………….….29
Список использованных источников………………………………………………....31
Приложения…………………………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

маленькая.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

     Положительно  на процесс привлечения иностранных  инвестиций могут оказать следующие  действия:

  • создание стабильной и прозрачной законодательной базы, адекватной международным нормам и правилам;
  • приватизации государственной собственности, акционирование государственных предприятий с последующей продажей акций, принадлежащих государству;
  • использование инструментов частно-государственного партнерства;
  • усиление инвестиционной ориентации банковской системы;
  • совершенствование политики, направленной на развитие предпринимательского сектора;
  • государственная поддержка инвестиционных проектов, эффективность которых обусловлена их быстрой окупаемостью (валютоокупаемостью или импортозамещаемостью) и способностью субъекта хозяйствования, реализующего проект, самостоятельно и в срок исполнить обязательства перед иностранным партнером, принятые для реализации проекта;
  • формирование стабильной, необременительной налоговой системы, отвечающей нормам мировой практики (нестабильное налоговое законодательство и чрезмерное налоговое бремя не содействуют привлечению иностранных инвестиций);
  • дальнейшее содействие привлечению прямых иностранных инвестиций. Их преимущество перед другими формами инвестиций очевидно вследствие прямого экономического эффекта в виде налоговых поступлений, увеличения занятости, расширения внутреннего рынка, прямые иностранные инвестиции оказывают в определенной степени благотворное влияние в сфере трансферта технологии, распространения передового опыта в маркетинге, логистике, развитии кадров и т.д;
  • либерализация внутреннего финансового рынка, развитие рынка ценных бумаг в Республики Беларусь, что будет способствовать привлечению портфельных инвестиций в республику;
  • необходимо реформировать законодательство, регулирующее создание и последующую деятельность инвестиционных фондов, т.к. при их отсутствии представляется сложным привлечение портфельных инвестиций в белорусскую экономику. Если же организовать продажу стратегических предприятий Беларуси инвестиционным фондам, то можно извлечь двойную выгоду: предприятия получат инвестиции и останутся при этом в руках белорусских инвесторов;
  • развитие рынка синдицированных кредитов (необходимы совершенствование и разработка нормативной и законодательной базы с данном направлении) как одного из механизмов, обеспечивающих необходимое финансирование промышленности, реализацию ряда валютоокупаемых и социально значимых для Республики Беларусь проектов. Кроме того, развитие вторичного рынка в части продажи банками своих долей по договорам цессии, что, как следствие, повысит ликвидность долговых обязательств, предоставляя банкам возможность продавать доли своего участия в кредитной операции, принимать участие в новых сделках.
  • повышение привлекательности белорусского рынка (емкость местного рынка, относительное благосостояние и покупательная способность населения, возможность роста этих показателей), доступности белорусского рынка для инвесторов (национальное законодательство должно обеспечивать равную конкуренцию и не ограничивать свободу частного сектора) и создание возможности для «безболезненного» проникновения их капиталов на данный рынок;
  • обеспечение стабильности и предсказуемости обменного курса национальной денежной единицы, что будет укреплять доверие к ней инвесторов;
  • осуществление реформирования торгово-таможенной политики государства (высокие таможенные тарифы, различные квоты, чрезмерно усложненные процедуры лицензирования и получения разрешений являются малопривлекательными для зарубежных инвесторов);
  • установление меньшей степени вмешательства государства в экономические процессы, т.к. государственное регулирование, как правило, отпугивает потенциальных инвесторов, поскольку в подавляющем ряде случаев инвестированием занимаются частные компании;
  • обеспечение политической стабильности в стране (потенциальные инвесторы не станут рисковать капиталом, вкладывая его в политически нестабильные страны, где риск потерять капитал очень высок);
  • важнейшими показателями экономической стабильности государства и факторами привлекательности для иностранного инвестирования являются, прежде всего, низкая и предсказуемая инфляция в стране, а также общепринятый в мировой практике темп роста ВВП;
  • создание эффективной системы государственных гарантий, льгот и кредитов для иностранных инвесторов, формирование привлекательной системы страхования иностранных инвестиций, а также создание дополнительных льгот, направленных на снижение риска потери капитала;
  • создание равных инвестиционных условий для всех субъектов хозяйствования вне зависимости от формы собственности;
  • дальнейшее развитие инфраструктуры и качества услуг в стране (дороги, порты, аэродромы, телекоммуникационные сети, наличие и стоимость средств сообщения, развитие системы банковского и страхового обслуживания, консультационных услуг);
  • интеграции в мировой инвестиционный процесс: участие и активная деятельность в международных инвестиционных организациях (Агентство Мирового банка по содействию иностранным инвестициям, Многостороннее агентство гарантий инвестиций, Мировая ассоциация инвестиционных агентств, Европейский инвестиционный банк, UNCTAD, Мировой банк и Европейский банк реконструкции и развития);
  • развитие сотрудничества Беларуси в области инвестиций в рамках двусторонних межгосударственных торгово-экономических комитетов и комиссий.

      Разразившийся в мире глобальный финансовый кризис вынуждает потенциальных внешних  инвесторов более взвешенно подходить к своим инвестициям, что, в свою очередь, требует от стран, потенциальных получателей финансовых ресурсов, дальнейшего улучшения инвестиционного климата, развития условий для предпринимательской деятельности [26, с. 556].

     Таким образом, иностранные инвестиции по-прежнему остаются острой проблемой Беларуси. С одной стороны, в условиях дефицита реальных инвестиционных ресурсов иностранный капитал на современном этапе сохраняет свою роль потенциального источника капиталовложений, с другой стороны, невысокий инвестиционный рейтинг страны, неустойчивость законодательства и экономической политики государства препятствуют формированию необходимых условий, благоприятных для привлечения зарубежного инвестора. Разразившийся кризис перепроизводства в стране служит подтверждением необходимости привлечения не только иностранного капитала, современных технологий производства, но и технологий ведения бизнеса, а особенно в такой его сфере, как сбыт продукции. И предельное внимание государства к формированию благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь, которое выразилось в принятии правовых актов, способствующих более либерализованному регулированию инвестиционной среды, в дальнейшем приведет к постепенной активизации вложений иностранного капитала, увеличению эффективности деятельности данных инвестиционных проектов и повышению экономического роста в Беларуси.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     В настоящее время уровень национальных сбережений в Республике Беларусь не обеспечивает требуемые объемы капитальных вложений для обновления и модернизации производства, внедрения новых технологий и систем управления. В значительной мере недостающие источники капитальных вложений могли бы заменить иностранные инвестиции. Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. Приток иностранных средств важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшение качества жизни граждан. При этом необходимо иметь в виду, что интересы белорусского общества с одной стороны, и иностранного инвестора - с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройки всего экспортного потенциала, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом рынке для получения прибыли за счет внутреннего рынка республики, квалифицированной и дешевой рабочей силе, достижениях отечественной науки и техники. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

      Для белорусской экономики более  предпочтительным вариантом привлечения внешних финансовых ресурсов является привлечение прямых иностранных инвестиций в страну в форме вкладов в уставные фонды организаций. В этом случае зарубежные партнеры напрямую заинтересованы в максимально эффективном использовании их средств, а не стремятся получить только заранее оговоренный процентных доход. Предприятия с иностранными инвестициями являются важными работодателями, создают более 10 % ВВП, 20 % экспорта, почти 30 % импорта, усиливают конкуренцию на внутреннем рынке, побуждая отечественные предприятия к реконструкции и модернизации своих производств.

     В настоящее время акценты в  инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального  режима к созданию универсальных  общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

     Таким образом, иностранные инвестиции по-прежнему остаются острой проблемой Беларуси. С одной стороны, в условиях дефицита реальных инвестиционных ресурсов иностранный капитал на современном этапе сохраняет свою роль потенциального источника капиталовложений, с другой стороны невысокий инвестиционный рейтинг страны, неустойчивость законодательства и экономической политики государства препятствуют формированию необходимых условий, благоприятных для привлечения зарубежного инвестора. Существующий в стране кризис перепроизводства служит подтверждением необходимости привлечения не только иностранного капитала, современных технологий производства, но и технологий ведения бизнеса, а особенно в такой его сфере, как сбыт продукции. И предельное внимание государства к формированию благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь, которое выразилось в принятии правовых актов, способствующих более либерализованному регулированию инвестиционной среды, в дальнейшем приведет к постепенной активизации вложений иностранного капитала, увеличению эффективности деятельности данных инвестиционных проектов и повышению экономического роста в Беларуси.

      Разразившийся в мире глобальный финансовый кризис вынуждает потенциальных внешних  инвесторов более взвешенно подходить к своим инвестициям, что, в свою очередь, требует от стран, потенциальных получателей финансовых ресурсов, дальнейшего улучшения инвестиционного климата, развития условий для предпринимательской деятельности.

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

1 Инвестиционный  кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. № 37-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 8 июля 2008 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.by/

2 Финансирование  и кредитование инвестиций: учеб. пособие/ Т. К. Савчук [и др.]; под ред. Т. К. Савчук. – Минск:  БГЭУ, 2009. –  221 с.

3 Гавриленко, В.Г. Правовое регулирование деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь / В.Г. Гавриленко // Республика Беларусь в системе международных экономических отношений: сборник материалов межд. науч.-практ. конф. Респ. Беларусь, Минск, 23-24 октября 2008 г. / Институт экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2009. – С. 567–572.

4 Национальная  программа привлечения инвестиций  в экономику Республики Беларусь  на период до 2010 года [Электронный  ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.by/

5 Статистический  ежегодник Республики Беларусь: стат. сборник. – Минск: УП Минстата  «Главный вычислительный центр», 2009. – 599 с.

6 Платежный  баланс Республики Беларусь за 2008 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by/

7 Платежный  баланс Республики Беларусь за  январь-июнь 2009 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by/

8 Аксючиц,  А.В. Анализ прямых и портфельных инвестиций / А.В. Аксючиц // Республика Беларусь в системе международных экономических отношений: сборник материалов межд. науч.-практ. конф. Респ. Беларусь, Минск, 23-24 октября 2008 г. / Институт экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2009. – С. 624–626.

9 Статистический  ежегодник Республики Беларусь: стат. сборник. – Минск: УП Минстата  «Главный вычислительный центр», 2008. – 598 с.

10 Внешняя  торговля Республики Беларусь: стат. сборник. – Минск: УП Минстата  «Главный вычислительный центр», 2008. – 374 с.

11 Савенок,  Э.А. Иностранные инвестиции / Э.А.  Савенок. – Минск: Акад. упр.  при Президенте РБ, 2008. – 158 с.

12 Маненок,  Т. Финансирует инвестор / Т. Маненок  // Белорусы и рынок. – 2009. – 17 авг. – С. 16.

13 «Гомельстекло» продается // Белорусы и рынок. – 2009. – 9 сент. – С. 14.

14 Часовой  завод «Луч» пытаются спасти // Белорусы и рынок. – 2009. – 19 окт. – С. 2.

15 Маненок, Т. В ожидании инвесторов / Т. Маненок // Белорусы и рынок. – 2009. – 26 окт. – С. 12.

16 Колотухин,  Е.А. Инвестиционный климат в  Беларуси: «плюсы» и «минусы» / Е.А.  Колотухин // Республика Беларусь  в системе международных экономических  отношений: сборник материалов  межд. науч.-практ. конф. Респ. Беларусь, Минск, 23-24 октября 2008 г. / Институт экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2009. – С. 636–638.

17 О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь: декрет Президента Респ. Беларусь, 6 авг. 2009 г., № 10  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press75715.html

18 Галич,  В. Забытые инвесторы / В. Галич  // Белорусы и рынок. – 2009. –  24 авг. – С. 21.

19 Об отмене особого права государства ("золотой акции") на участие в управлении хозяйственными обществами: указ Президента Респ. Беларусь, 4 марта 2008 г., № 144 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press53432.html#doc

20 О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3: декрет Президента Респ. Беларусь, 14 апр. 2008 г., № 7 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press56506.html#doc

21 О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3: декрет Президента Респ. Беларусь, 26 июня 2009 г., № 8 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press73758.html#doc

22 Тарасов,  В. МВФ ждет структурных реформ, и в случае их осуществления  фонд готов предоставить Беларуси новые кредиты / В. Тарасов // Белорусы и рынок. – 2009. – 7 сент. – С. 7-8.

23 Кобринский, Г.Е. Финансовая политика государства  в сфере привлечения иностранных  инвестиций / Г.Е. Кобринский// Республика  Беларусь в системе международных  экономических отношений: сборник материалов межд. науч.-практ. конф. Респ. Беларусь, Минск, 23-24 октября 2008 г. / Институт экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2009. – С. 559–561.

24 Вознесенская, Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия  и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий) / Н.Н. Вознесенская. – Москва: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2002. – 220 с.

Информация о работе Финансовые аспекты деятельности предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь