Финансовые аспекты деятельности предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы привлечения иностранных инвестиций с целью достижения социально-экономических ориентиров экономики Республики Беларусь, а также регулирования данного процесса предопределили задачи работы:
• провести исследование сущности иностранных инвестиций;
• рассмотреть порядок организации инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
• провести анализ деятельности иностранных и совместных предприятий в Республике Беларусь;
• проанализировать мировой опыт регулирования процесса иностранного инвестирования;
• выработать предложения по совершенствованию привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......….…4
1 Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций…………………..6
1.1 Сущность и классификация иностранных инвестиций…………………………..6
1.2 Создание, государственная регистрация и формирование уставного фонда предприятий с иностранными инвестициями Республике Беларусь……………..…8
1.3 Роль государства в привлечении иностранных инвестиций…………………....10
2 Анализ деятельности предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь………………………………………………………………………………...13
2.1 Оценка деятельности предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь…………………………………………………………………..13
2.2 Анализ инвестиционного климата Республики Беларусь……………………....17
3 Практика стимулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь………………………………………………………………………………...23
3.1 Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций………………….….23
3.2 Пути совершенствования привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь……………………………………………………………………………..….26
Заключение………………………………………………………………………….….29
Список использованных источников………………………………………………....31
Приложения…………………………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

маленькая.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

     Финский концерн Olvi Oyj выкупил в октябре 2008 г. 51% акций ОАО «Лидское пиво». В сентябре 2009 г. стратегический инвестор приступает к реализации масштабной программы модернизации предприятия стоимостью 26 млн. долл. США. Реконструкция позволит заводу не только увеличить мощности, но и осваивать производство новой продукции. Пока «Лидское пиво» не выпускает 3 категории продуктов, которые представлены на предприятиях Olvi в других странах – это натуральный сок, сидр, энергетические напитки. Ожидается, что такие возможности у «Лидского пива» в перспективе также появятся. Доля «Лидского пива» в производстве белорусского пива увеличилась до 14% против прошлогоднего показателя 12,5%. Компания планирует увеличить экспорт пива и кваса по сравнению с 2008 г. в 2 раза – до 2 млн.долл. США [12, с. 16].

     Ожидается, что в ближайшее время будут  привлечены иностранные инвесторы  в такие предприятия, как ОАО  «Гомельстекло», Минский часовой  завод «Луч», Борисовский завод  медпрепаратов [13, 14, 15].

      Данные  примеры свидетельствуют о положительном  влиянии иностранных инвестиций на экономику Республики Беларусь, о том, что предприятия с иностранным  капиталом, внедряя современные  технологии, оборудование, управленческий опыт, становятся флагманами в выбранной сфере деятельности. Предприятия с иностранными инвестициями являются важными работодателями, создают более 10 % ВВП, 20 % экспорта, почти 30 % импорта, усиливают конкуренцию на внутреннем рынке, побуждая отечественные предприятия к реконструкции и модернизации своих производств. 
 

2.2 Анализ инвестиционного  климата Республики  Беларусь 
 

      Инвестиционный  климат представляет собой совокупность правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства  для зарубежных инвестиций. На современном этапе важнейшим направлением государственной экономической политики Республики Беларусь является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

      Инвестиционная деятельность является важнейшим фактором, определяющим социально-экономическое развитие страны, особенно в условиях реформирования экономики. Вместе с тем, в силу сложившихся обстоятельств, своих средств в Беларуси для этого пока недостаточно. Потенциальная потребность Беларуси в иностранных инвестициях на период до 2010 года оценивается в $ 15,5 млрд. Это составит 40% от валового внутреннего продукта. Поэтому привлечение иностранных инвестиций в белорусскую экономику рассматривается одной из первостепенных задач. Наибольший интерес для республики представляют прямые инвестиции. Они не обременяют государственный долг, позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора в Беларуси – финансовый, производственный, интеллектуальный. За последние годы наблюдается тенденция увеличения объемов поступления иностранного капитала.

      Кроме прав инвесторов, удостоверяемых Инвестиционным кодексом, зарубежным инвесторам предоставляются  дополнительные гарантии в рамках двухсторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, а также заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций. По мнению Международной финансовой корпорации белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки [16, с. 636-637].

     Осуществление инвестиций в экономику нашей республики вполне целесообразно по ряду причин. Во-первых, Беларусь расположена между двумя крупными экономико-политическими пространствами Европы: Европейским Союзом и Российской Федерацией. Вкладывая капиталы в белорусскую экономику, зарубежный инвестор получает доступ к обширному российскому рынку и рынкам других стран Содружества независимых государств. Для европейских компаний, столкнувшихся с проблемой перенасыщения национальных рынков, это прекрасная возможность расширить масштабы деятельности и поддержать конкурентоспособность своей продукции. Республика Беларусь имеет развитую транспортную инфраструктуру. Беларусь находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем газо- и нефтепроводов, систем связи, водных и воздушных путей сообщения между промышленно развитой Западной Европой и богатой природными ресурсами Азией. Во-вторых, Беларусь обладает недорогой, но достаточно образованной рабочей силой. В-третьих, в последние годы страной достигнута относительно стабильная макроэкономическая ситуация, позволяющая снизить риски вложений со стороны иностранных инвесторов. В-четвертых, в республике довольно успешно функционирует сеть свободных экономических зон с вполне либеральными условиями. Для поощрения развития СЭЗ предусмотрен ряд льгот и мер государственной поддержки их резидентов - как отечественных, так и зарубежных. Резиденты СЭЗ уплачивают налог на прибыль в размере 50% ставки, установленной законодательством для других территорий. Резиденты, прибыль которых формируется за счет реализации продукции и услуг собственного производства, освобождаются от налога на прибыль в течение 5 лет. Для резидентов налог на добавленную стоимость от реализации товаров собственного производства на территории Республики Беларусь, являющихся импортозамещающими (в соответствии с перечнем, определенным Правительством Беларуси), взимается в размере 50%. Для белорусских и иностранных участников хозяйственной деятельности на территории СЭЗ действуют равные условия и права. Они вправе пользоваться земельными участками на основе соглашений о долгосрочной аренде, приобретать имущество, акции и другие финансовые активы, создавать предприятия и представительства в оговоренных национальным законодательством формах, включая совместные и иностранные предприятия.

     Для эффективного использования инвестиций сформирован перечень инвестиционных проектов Республики Беларусь на период до 2010 года. Особое внимание государства уделено:

     - реализации инвестиционных проектов  по модернизации производств  с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями;

     - техническому перевооружению и  развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в химическом комплексе, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;

      - развитию сферы современных транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг.

      Разработана база данных по инвестиционным проектам и инвестиционному климату в  Республике Беларусь, которая включает информацию об инвестиционных потребностях белорусских предприятий, а также правовых условиях вложения зарубежного капитала в экономику страны [16, с. 636-637].

      Благодаря этим факторам страна способна достойно конкурировать в привлечении  иностранных инвестиций на постсоветском  пространстве. Но, безусловно, одних  преимуществ недостаточно; их использование и связанный с ними успех в привлечении зарубежного капитала в значительной степени зависят от собственных действий, направленных на создание привлекательного климата и имиджа Беларуси.

      Государство, стремясь улучшить инвестиционную привлекательность страны, приняло некоторые новые законодательные акты. Так, в соответствии с Декретом №10 от 06.08.2009 г. «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» инвестор и (или) организация, созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора и его регистрации при реализации инвестиционного проекта освобождается от:

      1) перечисления в республиканский  бюджет платы за право заключения  договора аренды земельного участка;

      2) возмещения потерь сельскохозяйственного  и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для  реализации инвестиционного проекта,  а также от компенсационных  выплат, связанных с переносом  и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;

      3) уплаты ввозных таможенных пошлин  и НДС (за исключением уплаты  НДС при ввозе товаров с  территории РФ) при ввозе оборудования  и запасных частей к нему  для объектов, связанных с реализацией  инвестиционного проекта;

      4) уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а указанные иностранные граждане и лица без гражданства – от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в стране [17].

      Кроме того, инвесторы имеют право на:

      1) строительство объектов, предусмотренных  инвестиционным проектом, параллельно  с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства;

      2) предоставление без проведения  аукциона на праве аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству [17].

      Однако  данные условия не распространяется на инвестиционные договоры, заключенные до вступления в силу Декрета. Таким образом, это создает неравноправные конкурентные преимущества для инвестиционных проектов, которые реализуется позднее, относительно инвестора, который ранее вложил денежные средства в экономику страны, создал рабочие места, начал платить налоги в бюджет и улучшать инфраструктуру. Спорная ситуация еще больше ухудшается в связи с тем, что, как показывает опыт, инвесторы первоначально реализуют менее крупный проект, чтобы получить опыт и ощутить ситуацию в стране, и только после положительных выводов приступают к масштабным проектам [18, с. 21].

      Также Декретом вводятся ограничения договорной подсудности. В качестве рассматривающего спор органа может быть определен  суд иностранного государства, арбитражный суд, созданный на территории иностранного государства, только если инвестором является физическое или юридическое лицо иностранного государства и международным договором, заключенным Республикой Беларусь, в том числе о защите инвестиций, такой суд определяется как компетентный орган по рассмотрению спора. В иных случаях споры будут рассматриваться белорусским судом. Декрет также предусматривает обязательность юридической экспертизы проектов инвестиционных договоров. Несмотря на то, что деятельность по оказанию юридических услуг подлежит лицензированию, такая экспертиза не может даваться частной юридической фирмой, а только службам соответствующих государственных органов и исполнительных комитетов и Министерству юстиции [17]. Следует отметить, что такая практика не соответствует мировым тенденциям и создаст серьезные препятствия попыткам подчинить регулирование договора иному, чем законодательство Республики Беларусь, правопорядку [18, с. 21].

      Также для формирования благоприятного инвестиционного климата важным является и развитие фондового рынка, на котором сейчас наблюдается незначительное количество эмитентов, акции которых способны принести инвестору достаточный доход в виде дивидендов, неразвитость вторичного рынка, подавляющий объем государственных облигаций. Для активизации белорусского рынка ценных бумаг в последнее время ведется работа по формированию соответствующей законодательной базы. Способствовать созданию благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Беларуси, а также повышению рейтинга страны на международном уровне и защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг будет отмена института особого права государства - «золотой акции» - Указом Президента Республики Беларусь №144 от 04.03.2008 [19].

     Безусловно трехэтапная отмена моратория на распоряжение акциями, приобретенными за денежные средства и чеки «Имущество» физическими лицами в процессе льготной приватизации, предусмотренная Декретом Президента Республики Беларусь №7, также должна положительно сказаться как на развитии национального фондового рынка, так и на процессе формирования благоприятного инвестиционного климата [20]. В связи с отменой моратория ожидается интерес к покупке белорусских акций у российских компаний, а также стратегических инвесторов, которые следили за ситуацией в стране. Их заинтересуют практически все области: финансовый сектор, нефтехимия, машиностроение, цемент, пищевая, лесная промышленность и т. д. Однако портфельные инвесторы появятся, когда в республике будет существовать полноценный фондовый рынок, что в свою очередь может возникнуть только спустя несколько лет после полной отмены моратория.

     В Беларуси 30 июля 2009 г. вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь № 8 от 26 июня 2009 г., которым внесены изменения в порядок распоряжения акциями приватизированных предприятий, а именно введение преимущественного права открытых акционерных обществ на приобретение собственных акций, в отношении которых снят мораторий. Это выгодно стратегическим инвесторам, являющимся акционерами обществ, так как появляется действенный механизм для недопущения в состав акционеров недобросовестных инвесторов [21].

     Относительно  процесса приватизации в Республике Беларусь  следует отметить, что  МВФ выделил Беларуси 2 транша кредита «стэнд-бай» на определенных условиях, совершение которых, по мнению МВФ, позволит возобновить экономический рост в стране после завершения кризиса. Среди требований можно выделить: поднятие ставки НДС, поддержка частного бизнеса, ужесточение требований к качеству банковских кредитов, а также осуществление прозрачной программы приватизации: создание Агентства по приватизации, которое должно будет определить 5 крупных государственных предприятий для приватизации и к 28 февраля 2010 г. предложить их контрольные пакеты акций для продажи через открытые, международные, прозрачные и конкурентные тендеры. По мнению МВФ, амбициозная и прозрачная программа приватизации, которая открыта для иностранных инвесторов, поможет Беларуси привлечь капитал, технологии и навыки в области управления и маркетинга, поможет диверсифицировать производственную базу и экспортные рынки Беларуси и распространить хорошую практику ведения бизнеса на остальную часть экономики [22].

Информация о работе Финансовые аспекты деятельности предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь