Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 23:21, курсовая работа
Актуальность проблемы привлечения иностранных инвестиций с целью достижения социально-экономических ориентиров экономики Республики Беларусь, а также регулирования данного процесса предопределили задачи работы:
• провести исследование сущности иностранных инвестиций;
• рассмотреть порядок организации инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
• провести анализ деятельности иностранных и совместных предприятий в Республике Беларусь;
• проанализировать мировой опыт регулирования процесса иностранного инвестирования;
• выработать предложения по совершенствованию привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………….......….…4
1 Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций…………………..6
1.1 Сущность и классификация иностранных инвестиций…………………………..6
1.2 Создание, государственная регистрация и формирование уставного фонда предприятий с иностранными инвестициями Республике Беларусь……………..…8
1.3 Роль государства в привлечении иностранных инвестиций…………………....10
2 Анализ деятельности предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь………………………………………………………………………………...13
2.1 Оценка деятельности предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь…………………………………………………………………..13
2.2 Анализ инвестиционного климата Республики Беларусь……………………....17
3 Практика стимулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь………………………………………………………………………………...23
3.1 Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций………………….….23
3.2 Пути совершенствования привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь……………………………………………………………………………..….26
Заключение………………………………………………………………………….….29
Список использованных источников………………………………………………....31
Приложения…………………………………………………………………………….33
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2, с. 30-31].
Объектами иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь могут быть:
Субъектами иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь могут выступать:
Иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь запрещаются инвестиции в сферах: обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь, изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь [1]. Не допускается осуществление иностранных инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке РБ, без согласия Министерства экономики.
Таким
образом, иностранные инвестиции привлекаются
в экономику страны, как правило,
с целью осуществления ее структурной
перестройки, обеспечения экономического
роста, создания новых рабочих мест. Наряду
с дополнительными финансовыми и материальными
ресурсами привлекаются зарубежные передовые
технологии, техника, оборудование, управленческий
опыт и т.д. Использование иностранного
капитала нацелено на развитие экспортного
потенциала страны, расширения производства
импортозамещения, повышение технического
уровня производства, качества и конкурентоспособности
продукции.
1.2
Создание, государственная
регистрация и формирование
уставного фонда предприятий
с иностранными инвестициями
в Республике Беларусь
Иностранные инвесторы вправе создавать юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах. Они могут открывать филиалы и представительства в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками, признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями [1]. Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли (или) юридических лиц Республики Беларусь. Коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов [3, с.568].
Коммерческих организаций с иностранными инвестициями могут создаваться в следующих формах: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, частное иностранное унитарное предприятие.
Решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается ее учредителями (участниками) самостоятельно, включая случаи приобретения иностранным инвестором в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций доли участия (акций), в результате чего размер иностранных инвестиций в уставном фонде составит сумму не менее 20 000 долларов США в эквиваленте. Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается.
О регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями регистрирующим органом в письменной форме сообщается: в течение пяти дней со дня принятия решения о регистрации – учредителям (участникам) этой коммерческой организации, в течение 10 дней со дня принятия решения о государственной регистрации – в Министерство юстиции Республики Беларусь, 15 дней – в налоговые органы и органы государственной статистики по месту государственной регистрации. Регистрирующий орган выдает коммерческой организации с иностранными инвестициями свидетельство о регистрации и публикует данные о регистрации в печати.
В
государственной регистрации
Объявленный в учредительных документах уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями (за исключением коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества, где уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации такой организации) должен быть сформирован не менее чем на 50 процентов в течение первого года со дня государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 процентов своей доли и в полном объеме – до истечения двух лет со дня регистрации. Уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями должен быть объявлен в долларах США, а в случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме акционерного общества или с использованием имущества Республики Беларусь – также и в официальной денежной единице Республики Беларусь. Учредители (участники) коммерческой организации с иностранными инвестициями имеют право вносить вклады в уставный фонд этой организации в денежной и (или) неденежной форме.
В случае, когда учредитель (участник) коммерческой организации с иностранными инвестициями вносит вклад в уставный фонд этой организации в официальной денежной единице Республики Беларусь либо в иностранной валюте, он обязан учитывать соответственно разницу между официальными курсами белорусского рубля к доллару США либо разницу между кросс-курсами соответствующей иностранной валюты к доллару США, рассчитанными на основании официального курса Национального банка Республики Беларусь на день подписания договора о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) утверждения ее устава и на день фактического внесения вклада.
Неденежный вклад иностранного инвестора должен быть ввезен из иностранного государства либо приобретен в Республике Беларусь за иностранную валюту или официальную денежную единицу Республики Беларусь, если они получены в виде причитающейся инвестору прибыли от деятельности созданной с его участием коммерческой организации с иностранными инвестициями, от иной разрешенной деятельности либо путем обмена иностранной валюты в банках Республики Беларусь. Неденежные вклады оцениваются на дату их принятия на баланс коммерческой организации с иностранными инвестициями и подлежат экспертизе достоверности оценки неденежных вкладов, проводимой Министерством экономики в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь [1].
Таким
образом, в Республике Беларусь создана
законодательная база для содействия
регулированию и привлечению
иностранных инвестиций и созданию
иностранных и совместных организаций.
Но, следует отметить, что на регулярной
основе осуществляются действия по поиску
путей совершенствования таможенного,
налогового, инвестиционного законодательства.
Все это ведет к улучшению деловой среды
в Республике Беларусь и способствует
формированию благоприятного инвестиционного
имиджа страны.
1.3
Роль государства
в привлечении
иностранных инвестиций
Свободный выбор метода инвестирования — характерная черта рыночной экономики. Определяя объект для инвестирования, инвестор исходит из эффективности проекта, принимая в расчет затраты, которые прямо влияют на доходность последнего. В интересах инвестора — сократить расходы, не связанные с увеличением прибыльности. Этим можно объяснить слабый интерес потенциальных инвесторов к развитию науки, культуры, охране окружающей среды, созданию ряда социально значимых объектов, которые не только не всегда приносят доход, но и бывают убыточны. Поэтому в мировой практике стало нормой вторжение государства в инвестиционную сферу, направленное на гармонизацию инвестиционного процесса и решение первоочередных задач, связанных с развитием общества.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь [1]. Государственное регулирование может осуществляться прямым (административным) и экономическим методами. Прямое управление подразумевает создание законодательной и нормативной правовой базы — принятие законов, декретов, указов, постановлений и т.д. на основе принципов, действующих в мировой практике. К ним относятся:
• стабильность;
• последовательность, предупреждающая противоречия в принимаемых законах и нормативных актах;
• информированность всех заинтересованных сторон;
• прозрачность, благодаря которой не допускается толкование законов и нормативных актов в интересах одной из сторон инвестиционной деятельности;
• равенство перед законом всех участников инвестиционной деятельности;
• благоприятствование активизации инвестиционной деятельности;
• интеграция
государства в мировую
• обеспечение национальной безопасности.
Экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности государство добивается не менее важных изменений в состоянии инвестиционной сферы. Особенно существенную роль играет система налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот в зависимости от субъектов и объектов налогообложения. Государство оказывает непосредственное влияние на инвестиционный процесс посредством проведения кредитной политики: высокие процентные ставки уменьшают инвестиционную активность, но когда их уровень снижается, круг инвесторов становится шире. Правильная валютная политика также оказывает воздействие на инвестиционную деятельность. Установление реального курса дает возможность беспрепятственно приобретать и реализовывать иностранную валюту, соизмерять затраты на осуществление инвестиционного проекта с мировыми аналогами и т.д. Амортизационная политика, в том числе ускоренное начисление амортизации, ориентирует инвесторов на обновление основных фондов, внедрение прогрессивных технологий и, как следствие, — повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В системе мер, оказывающих влияние на инвестиционную деятельность, немаловажное значение имеют установление государственных норм, стандартов и условий пользования землей и другими ресурсами, продуманное внедрение ценовой политики, разработка эффективной системы финансирования и кредитования капитальных вложений, разгосударствление и приватизация государственной собственности, отвечающие условию целесообразности [2, с. 18-19].
Коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы пользуются всеми льготами по налоговым и таможенным платежам, установленными для юридических лиц Республики Беларусь. Это означает предоставление иностранным инвестициям национального правового режима. Государство гарантирует иностранным инвесторам:
• защиту права собственности и иных вещных прав, а также приобретенных законным образом имущественных прав;
• равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности;
• стабильность прав инвестора по осуществлению либо прекращению инвестиционной деятельности;
• право самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности.
Инвестиционным
законодательством