Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 23:21, курсовая работа
Актуальность проблемы привлечения иностранных инвестиций с целью достижения социально-экономических ориентиров экономики Республики Беларусь, а также регулирования данного процесса предопределили задачи работы:
• провести исследование сущности иностранных инвестиций;
• рассмотреть порядок организации инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
• провести анализ деятельности иностранных и совместных предприятий в Республике Беларусь;
• проанализировать мировой опыт регулирования процесса иностранного инвестирования;
• выработать предложения по совершенствованию привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………….......….…4
1 Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций…………………..6
1.1 Сущность и классификация иностранных инвестиций…………………………..6
1.2 Создание, государственная регистрация и формирование уставного фонда предприятий с иностранными инвестициями Республике Беларусь……………..…8
1.3 Роль государства в привлечении иностранных инвестиций…………………....10
2 Анализ деятельности предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь………………………………………………………………………………...13
2.1 Оценка деятельности предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь…………………………………………………………………..13
2.2 Анализ инвестиционного климата Республики Беларусь……………………....17
3 Практика стимулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь………………………………………………………………………………...23
3.1 Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций………………….….23
3.2 Пути совершенствования привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь……………………………………………………………………………..….26
Заключение………………………………………………………………………….….29
Список использованных источников………………………………………………....31
Приложения…………………………………………………………………………….33
К факторам, препятствующим притоку инвестиций в нашу страну, можно отнести достаточно высокую инфляцию, низкий уровень рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики и сельского хозяйства, высокий удельный вес сбережений в ВВП. Кроме того, экономика Беларуси в значительной степени ориентирована на достижение количественных, а не качественных показателей роста. Одним из важнейших факторов сдерживания инвестиционных процессов является по-прежнему достаточно жесткое вмешательство государства в экономику и бизнес. Низкий уровень самостоятельности субъектов хозяйствования оказывает значительное влияние на принятие инвестиционных решений. Далеко не каждый иностранный инвестор способен согласиться на условия, выдвигаемые ему нашим государством. Сказывается также отсутствие в Беларуси рынка корпоративных ценных бумаг, который в других странах является одним из важнейших рыночных инструментов для привлечения инвестиций.
Состояние
инвестиционного климата
Поданным доклада конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) Беларусь за 2007 г. заняла 95-е место из 141 по фактическому привлечению иностранных инвестиций, а по инвестиционному потенциалу республика находится на 48-м месте в мире.
В новом рейтинге 1-е место по фактическому привлечению инвестиций занял Гонконг. По инвестиционному потенциалу лидируют США, Сингапур и Великобритания. Проведенный анализ показал, что в СНГ инвесторов привлекали главным образом быстро расширяющиеся рынки потребительских товаров и природные ресурсы. Однако среди постсоветских стран самый высокий фактического привлечения прямых иностранных инвестиций у Эстонии - 4,869, позволившей ей занять 8-е место (по потенциалу - 34), следом идет Грузия - 9-е место и 102-е соответственно, Таджикистан (17 и 93). Следует отметить, что Беларусь совершила ощутимый рывок, поднявшись за год по фактическому привлечению инвестиций относительно ВВП на 27 позиций с ростом индекса с 0,423 до 0,779. При этом потенциал инвестиционной привлекательности почти не изменился: 0,241 в прошлом исследовании и новом. [23, с. 559].
Невозможно активизировать процесс привлечения иностранных инвестиций в страну на национальном уровне без развития инвестиционного сотрудничества в международном масштабе, то есть без интеграции в мировой инвестиционный процесс. В связи с этим для Республики Беларусь чрезвычайно важны участие и активная деятельность в международных инвестиционных организациях, среди которых можно выделить: FIAS– Агентство Мирового банка по содействию иностранным инвестициям; MIGA - Многостороннее агентство гарантий инвестиций; WIPA - Мировая ассоциация инвестиционных агентств; EIB - Европейский инвестиционный банк; UNIDO; UNCTAD; основные международные финансовые организации (Мировой банк и ЕБРР). Дополнительно к работе в международном масштабе важно обратить внимание на развитие сотрудничества Беларуси в области инвестиций в рамках двусторонних межгосударственных торгово-экономических комитетов и комиссий, которые организованы и действуют сегодня с Германией, Швейцарией, Австрией, США и другими странами [16, с. 637-638].
Экономический
подъем и рост благосостояния людей
невозможны без роста притока
инвестиций в экономику Беларуси, но
чтобы создать привлекательный инвестиционный
климат как для внешних, так и для внутренних
инвестиций, необходимо последовательно
и эффективно либерализировать экономику,
вводить и обеспечивать соблюдение четких
и понятных правил инвестирования.
3
Практика стимулирования
иностранных инвестиций
в Республике Беларусь
3.1
Зарубежный опыт
привлечения иностранных
инвестиций
Развитие процесса мирового переплетения капиталов связано с углубляющимся разделением труда в международном масштабе. В современный период все промышленно развитые страны выступают и экспортерами, и импортерами капитала, и иностранные капиталовложения играют очень существенную роль в экономическом развитии всех промышленно развитых государств, а в ряде отраслей их влияние может быть преобладающим.
При этом следует отметить, что воздействие иностранных инвестиций на экономику развитых стран и развивающихся — не одинаково; в развитых странах оно не столь велико, ему противостоит мощный национальный капитал, в развивающихся — такой преграды нет. Это, в известной мере, объясняет и разный подход к правовому регулированию иностранных инвестиций в указанных группах стран.
В подавляющем большинстве западных стран нет специальных законов об иностранных инвестициях; они регулируются так же, как и национальные инвестиции, на основе норм общего законодательства. Ни в одном развитом государстве нет запрета на ввоз иностранного капитала. Однако существует законодательство, регулирующее его приток, предоставляющее средства его стимулирования, влияющего на пути его размещения. Характерной особенностью этого законодательства является то, что оно практически не содержит прямых ограничений, устанавливая лишь косвенные пределы иностранных инвестиций, которые содержатся, прежде всего, в их валютном и налоговом законодательстве, и, вместе с тем, осуществляет действенный государственный контроль за иностранными инвестициями.
Наиболее строгий режим в отношении иностранного капитала во Франции. В Германии, наоборот, установлен один из самых либеральных режимов. В Испании иностранные инвестиции, не превышающие 50% капитала компании, осуществляются свободно, остальные подлежат предварительной проверке генеральным директором по внешним сделкам. Никакого одобрения для иностранных инвестиций не требуется в таких, например, странах, как Бельгия, Швейцария, Англия и т.д., хотя и там могут существовать некоторые официальные процедуры, устанавливаемые либо центральными банками, либо министерствами. Степень иностранного участия не ограничивается. Только в Швеции 60% капитала и 80% голосов в компаниях, разрабатывающих природные ресурсы, должны принадлежать шведам, однако и здесь могут быть исключения. Примерно те же требования действуют и в Финляндии [24, с.1-4].
На проводимую политику и законодательство стран Европы заметный отпечаток наложили интеграционные процессы, и, прежде всего, образование Европейского союза. Проведение единого политико-экономического курса этих стран осуществляется путем принятия органами ЕС обязательных директив, реализация которых в странах-участницах достигается путем национального регулирования. Это определяет более благожелательное и либеральное отношение стран ЕС к инвестициям друг друга.
Франция. Инвестирование иностранного капитала не допускается либо ограничивается лишь в отдельных отраслях экономики, например в разведке недр, добыче полезных ископаемых, фармацевтической промышленности. На иностранную компанию распространяется национальный режим уплаты налогов, получения кредитов и разного рода льгот. Ограничений при переводе из страны прибылей нет. По общему правилу перевод капитала из Франции резидентами ограничен; в то же время ввоз во Францию капитала из иностранных государств свободен. Перевод за границу средств нерезидентов также не ограничен. Иностранные инвесторы, осуществляющие капиталовложения в менее развитых (отсталых) районах, пользуются субсидиями французского правительства, кредитами на льготных условиях и налоговыми льготами в размере 15-20% ввозимого иностранного капитала. Помимо этого, местные власти могут освободить предприятия от уплаты налогов на 5 лет [24, с.4-6].
Великобритания. Главной особенностью английской политики в отношении иностранного капитала было и остается стремление всемерно содействовать его притоку. Однако существует строго соблюдаемое правило, предусматривающее, что иностранные фирмы, создаваемые в целях импорта и реализации на английском рынке продукции, произведенной за пределами «стерлинговой зоны», должны финансироваться исключительно за счет собственных, т.е. иностранных, а не за счет заемных, полученных в Великобритании средств (что допускается, например, во Франции). Наиболее жесткие кредитные ограничения касаются фирм в сфере обращения, т.е. торговых компаний. Английское правительство разработало и применяет для инвесторов систему финансовых льгот, единых для национальных и иностранных фирм. Как и во Франции, в первую очередь финансовую помощь и различные льготы получают компании, деятельность которых, сосредоточена в так называемых районах развития — часть Шотландии и Уэльса, районы Ливерпуля и Мерсейсайда, а также Северо-Восточной и Юго-Западной Англии.
К факторам, ограничивающим приток иностранного капитала относится существующая система налогообложения и валютных ограничений. В последние годы в Великобритании наблюдается тенденция более дифференцированно подходить к оценке планов расширения вложений отдельными иностранными фирмами и связывать их определенными обязательствами. Каких-либо гарантий на случай национализации иностранные фирмы не имеют [24, с.7-8].
Германия. В стране для иностранных инвесторов существует один из самых благоприятных режимов. Законодательство Германии не устанавливает никаких ограничений на ввоз и вывоз иностранного капитала. Нет и каких-либо норм, ограничивающих участие иностранцев в капитале создаваемых обществ или занятие иностранцами должностей в их руководящих органах. В Германии действует большое число предприятий, контролируемых иностранным капиталом, которые широко используют научно-технические достижения материнских компаний, расположенных за рубежом. Направление инвестиций регулируется с помощью системы дифференцированных налогов [24, с.11-13].
В Российской Федерации основным нормативным актом, регулирующим иностранные инвестиции, является Закон «Об иностранных инвестициях». Определение прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации в основном сводится к вложению доли не менее 10% в уставном капитале, и не отражает полный спектр других форм прямого инвестирования. Российское законодательство гарантирует иностранным инвесторам режим хозяйствования не менее благоприятный, чем отечественным агентам. Кроме того, предусматривается возможность ряда льгот для иностранных инвесторов по принципу приоритетности проекта (приоритетным считается инвестиционный проект, сумма которого составляет не менее 1 млрд. рос. руб.). Гарантии от неблагоприятного изменения законодательства распространяются также лишь на «приоритетные проекты» и организации с долей иностранных инвестиций не менее 25% от уставного фонда. Помимо льгот, законом предусматриваются возможные изъятия из национального режима в пользу отечественных инвесторов в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства. В вопросах валютного регулирования, перемещения капитала и репатриации прибыли существенных ограничений не допускается. Закон о валютном регулировании закрепляет свободные валютные операции резидентами и нерезидентами [25, с. 646-647].
Различное отношение к иностранному капиталу диктуется особенностями политического и экономического развития каждой страны, что находит отражение в законодательстве. Степень заинтересованности конкретного государства в иностранном капитале объясняет и тот факт, обладает ли инвестор всей полнотой прав наравне с национальными вкладчиками капитала или же его права ограничиваются. Развивающиеся страны на мировом рынке, как правило, являются объектом приложения иностранного капитала. Иностранный капитал для них является средством развития экономики, и они стремятся использовать его с наибольшей пользой. В большинстве этих стран приняты инвестиционные кодексы (законы), которые регулируют иностранные инвестиции. Следует отметить, что практически все страны увязывают регулирование таких инвестиций с экономической политикой. Они определили наиболее необходимые сферы экономики и стремятся направить туда капитал путем предоставления более благоприятного режима.
Таким образом, исходя из опыта стран мирового сообщества, можно сделать вывод, что, безусловно, в процессе регулирования иностранного капитала в национальной экономике каждая из стран исходит, прежде всего, из состояния своей экономики, своей финансовой системы, своих интересов, но в то же время, учитываются и аспекты международной политики. Одни страны всячески способствуют привлечению иностранного капитала, другие – делают это с установлением определенных ограничений допуска, а третьи – еще пытаются найти наиболее эффективный режим для себя. Для улучшения форм регулирования иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь необходимо учитывать: международную практику в этой сфере, а также интеграционные процессы, происходящие на мировом пространстве, в которые, безусловно, вовлечена и Беларусь; уже сложившуюся в республике систему регулирования и, конечно же, национально-экономические аспекты данного вопроса.
3.2
Пути совершенствования
привлечения иностранных
инвестиций в Республику
Беларусь
Привлечение
в широких масштабах