Финансовое регулирование социально-экономических процессов. Формы государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 4
1 Финансовое регулирование социально-экономических процессов.…………………………..………….. 7
2 Счетная палата и её функции…………………………...……... 13
3 Развитие страхового рынка в стране……………………….. 18
Направления развития обязательного и добровольного видов страхования……………………………..………………………….
19
Совершенствование налогообложения и регулирования страховой деятельности………………………………….………..
21
Участие иностранного капитала на российском рынке страховых услуг…………………………………………………...
22
Совершенствование и развитие законодательства, регулирующего страхование ………………………………………
24
4 Содержание финансовой политики в России…………… 25
5 Формы государственного кредита…………...……………… 30
5.1 Внутриэкономический кредит……………………………………. 31
5.2 Международный государственный кредит……………………… 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

   2) обращение части вкладов населения  в государственные займы;

   3) заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;

   4) казначейские ссуды;

   5) гарантированные займы.

     Государственные займы характеризуются  тем, что временно свободные  денежные средства физических  и юридических лиц привлекаются  на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты.

   Другим  видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые  отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций  направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализации только среди населения.

   Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам.

   По  праву эмиссии они делятся  на выпускаемые:

   а) центральным правительством;

   б) республиканскими правительствами;

   в) местными органами власти.

   По  признаку держателей ценных бумаг займы  могут подразделяться на:

   а) реализуемые только среди населения;

   б) среди юридических лиц;

   в) универсальные, т.е. предназначенные  для размещения среди физических и юридических лиц.

   В зависимости от формы выплаты  доходов выделяют:

   а) процентные займы;

   б) выигрышные займы;

   в) процентно-выигрышные займы;

   г) беспроигрышные займы;

   д) беспроцентные (целевые) займы.

   Владельцы долговых обязательств процентного  займа получают твердый доход  ежегодно путем оплаты купонов или  один раз при погашении займа  путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат).По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются. Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который пока полностью не удовлетворяется.

   По  срокам погашения займы делятся  на:

      а) краткосрочные займы - срок  погашения до 1 года;

      б) среднесрочные займы - срок  погашения до 5 лет;

      в) долгосрочные займы - срок  погашения более 5 лет.

   По  методу размещения займы подразделяют на:

      а) добровольные займы;

      б) займы размещенные по подписке;

      в) принудительные займы.

   Каждому методу размещения займов соответствует  свой способ реализации. Облигации  добровольных займов свободно продаются  и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

   Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные  займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием  соглашений, договоров, а также путем  записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

   В тесной связи с государственными займами находится вторая форма  государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.) и является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства - обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия.

   Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма государственного кредита характеризуется тем, что  государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть  кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жесткого контроля за эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого заимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита.

   Казначейские  ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. В настоящее время в нашей стране эта форма активно не используется. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций в виду их особого положения на рынке, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

   По  гарантированным займам правительство  реально несет финансовую ответственность  только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране созданы  условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а так же отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов. 
 

   5.2 Международный государственный  кредит. 

   Международный кредит традиционно играл роль фактора, который главным образом обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Традиционно международный кредит представлял собой предоставление валютных и товарных ресурсов предприятиям и финансовым институтам одной страны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны на условиях возвратности, срочности и платности. Кредиторами и заемщиками были представители двух разных стран. Источником финансирования товарного кредита и перевода валютных ресурсов в этом случае всегда являлся национальный рынок капиталов.

   Традиционной  формой международного кредита является внешнеторговый кредит. Он представляет собой важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается как правило в кредит. Условия этого кредита - сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков - существенно влияют на конкурентоспособность товара.

   Старейшая форма внешнеторгового кредита - фирменные кредиты. Преимущественно это ссуды, предоставляемые экспортером одной страны импортеру другой в виде отсрочки платежа или коммерческий кредит во внешней торговле.

   Банковский  внешнеторговый кредит имеет с позиций  импортера определенные преимущества перед фирменным кредитом: возможность некоторого маневра в выборе фирмы поставщика определенной продукции; более длительные сроки кредита; большие объемы поставок по кредиту; сравнительно меньшая стоимость кредита.

   Первоначально банки вышли в сферу внешней торговли как кредиторы фирм экспортеров. Поэтому таки внешнеторговые кредиты именуются кредитами поставщику. Со временем национальные банки страны фирмы экспортера стали осуществлять более гибкую политику внешнеторгового кредитования: они стали предоставлять кредиты непосредственно импортеру. За счет полученных от банка средств импортер оплачивает поставки экспортера. Такой метод банковского внешнеторгового кредитования получил наименование кредиты покупателю.

   Помимо  внешнеторгового кредита банки  предоставляют своим контрагентам из других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю (частному или государственному) использовать их в гораздо широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять за счет этого кредита закупки товаров и услуг в любой стране, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные же кредиты предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в свободно конвертируемой валюте.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

   Государственное финансовое регулирование социальных процессов требует ответа на вопрос, есть ли противоречие между государственной  поддержкой малоимущих, попыткой выравнивания уровня доходов отдельных социальных групп, с одной стороны, и мерами по обеспечению экономического роста — с другой.

   Итоги деятельности свидетельствуют, что  Счетная палата проводит эффективную  работу по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Это позволяет заключить, что она стала инструментом, с помощью которого общество реально осуществляет пристрастный аудит своего государства.

   В связи с осуществлением мер по совершенствованию налогообложения  страховых операций, развитием долгосрочного  страхования жизни и пенсионного  страхования и введением новых  видов обязательного страхования  произойдет дальнейший рост числа договоров  страхования, размеров страховых выплат и, как следствие, рост объема финансовых средств в системе страхования и предоставление более широкому кругу граждан и юридических лиц страховой защиты.

   Финансовая  система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов. Формы государственного кредита