Финансовое регулирование социально-экономических процессов. Формы государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 4
1 Финансовое регулирование социально-экономических процессов.…………………………..………….. 7
2 Счетная палата и её функции…………………………...……... 13
3 Развитие страхового рынка в стране……………………….. 18
Направления развития обязательного и добровольного видов страхования……………………………..………………………….
19
Совершенствование налогообложения и регулирования страховой деятельности………………………………….………..
21
Участие иностранного капитала на российском рынке страховых услуг…………………………………………………...
22
Совершенствование и развитие законодательства, регулирующего страхование ………………………………………
24
4 Содержание финансовой политики в России…………… 25
5 Формы государственного кредита…………...……………… 30
5.1 Внутриэкономический кредит……………………………………. 31
5.2 Международный государственный кредит……………………… 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

   ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………..   4
1 Финансовое регулирование социально-экономических процессов.…………………………..…………..              7
2 Счетная палата  и её функции…………………………...……...   13
3 Развитие страхового рынка в стране………………………..   18
    1. Направления развития обязательного и добровольного видов страхования……………………………..………………………….
               19
    1. Совершенствование налогообложения и регулирования страховой деятельности………………………………….………..
              21
    1. Участие иностранного капитала на российском рынке страховых услуг…………………………………………………...
            22
    1. Совершенствование и развитие законодательства, регулирующего страхование ………………………………………
        24
4 Содержание финансовой политики в России……………   25
5 Формы государственного кредита…………...………………   30
    5.1 Внутриэкономический кредит…………………………………….
  31
    5.2 Международный государственный кредит………………………
  35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………   37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………   39
 

 

    введение 

   Современная система государственного регулирования социально-экономических процессов представляет собой сложный механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное на достижение государством поставленных целей, и в то же время работающий как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической и социальной политики.

   В настоящее время в Российской Федерации продолжается пора реформирования законодательства, «перекрытие» возможности  двойного толкования некоторых законов. В данной ситуации необходимо постоянно перепроверять правильность и точность, а так же целесообразность расходования денежных средств федерального бюджета и внебюджетных фондов. Данную функцию уже на протяжении более 10 лет исполняет Счётная палата Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации была образована в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Примерно через год Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-Ф3 “О Счетной палате Российской Федерации” закрепил необходимость создания конституционного органа – Счетной палаты и определил ее как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля, подотчетный лишь Федеральному Собранию Российской Федерации.

   Страхование, как метод управления рисками, способствует защите имущественных интересов предприятий и граждан, безопасности и стабильности предпринимательства. Роль страхования особенно важна в контексте экономических реформ, поскольку оно стимулирует развитие рыночных отношений и деловой активности, улучшает инвестиционный климат. Степень развития страхового рынка отражает возможности экономического роста страны. Способствуя перераспределению рисков между экономическими субъектами и возмещению убытков за счет накопления, страхование позволяет повысить эффективность экономики в целом и отдельных предприятий. Поэтому развитие национальной системы страхования – одна из важных стратегических задач в области создания инфраструктуры рынка. Для России, где практически все виды деятельности характеризуются повышенным риском, это имеет особое значение.

   Успешное  функционирование и развитие экономики  любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных  на них функций по обеспечению  экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития. Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

   В условиях развитых товарно-денежных отношений  государство может привлекать к  покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные  на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает  государственный кредит, выражающий отношения между государственными  и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда  (наряду с бюджетом)  в руках государства. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене. 
 

 

    1 Финансовое регулирование социально-экономических процессов 

   Уровень и качество жизни людей, а также  политическая и социальная стабильность зависят от доступности услуг, связанных  с образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием, возможностью получения достойной заработной платы и компенсацией ее утраты в результате потери трудоспособности.

   В статье 7 Конституции РФ определено, что российское государство является социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Все современные учебники по экономической теории определяют, что повышение благосостояния населения — главная цель экономической политики государства, в том числе финансовой. Для реализации основных жизненно важных социальных гарантий (таких как право на труд и защита от безработицы; право на государственную защиту материнства, отцовства, детства, семьи; социальное обеспечение при утрате трудоспособности или потере кормильца; право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование) предусмотрены специальные финансовые механизмы. Социальная стабильность как условие экономического развития предполагает отсутствие резкого расслоения общества, поэтому государственное финансовое регулирование социально-экономических процессов также направлено на нивелирование разницы в уровне доходов отдельных социальных групп.

   Финансовыми методами воздействия на социально-экономические  процессы являются:

  1. финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);
  2. финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;
  3. государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг первой необходимости;
  4. налоговое регулирование доходов граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на стимулирование благотворительной деятельности);
  5. бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание), а также государственная поддержка других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;
  6. финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятельности, финансирование общественных работ;
  7. государственное финансовое регулирование рынка жилья;
  8. содействие развитию финансового рынка, участники которого ориентированы на «мелких» (с точки зрения размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание специального механизма защиты их интересов.

   В Российской Федерации за счет средств бюджетов разных уровней и государственных социальных внебюджетных фондов финансируются выплаты, называемые социальными трансфертами:

   • пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслугу лет;

   • пособия при временной и постоянной нетрудоспособности, на детей, на погребение, по безработице, вынужденным мигрантам;

   • стипендии студентам, в том числе  социальные стипендии студентам  из малоимущих семей;

   • жилищные субсидии;

   • материальная помощь малоимущим гражданам.

   Большая часть социальных выплат регулируется федеральным законодательством, в то время как сами выплаты нередко производятся по месту жительства или работы их получателей, в том числе и через исполнительные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

   Извечной  дилеммой финансового регулирования социально-экономических процессов является выбор между денежными выплатами и предоставлением бесплатных или частично оплачиваемых услуг, т. е. социальных льгот. В теории отдается предпочтение денежным выплатам, так как они дают возможность выбора использования денежных средств на те или иные цели, что в большей степени отвечает рыночным принципам, кроме того, денежная выплата, как правило, адресна, поэтому более эффективна.

   Одним из основных методов сглаживания  дифференциации доходов разных социальных групп, обеспечения доступности жизненно важных товаров и услуг является налоговое регулирование. Стимулами производства недорогих товаров и услуг первой необходимости могут быть налоговые льготы их производителям. Так, например, в Российской Федерации от обложения налогом на добавленную стоимость освобождено производство и реализация протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, которые могут быть использованы для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков, линз и оправ для очков; медицинских услуг, а также услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях и др. Более низкая ставка НДС (10% по сравнению с действующей ставкой 18% для всех других товаров и услуг) установлена для производства продуктов питания, детских товаров, некоторых видов лекарств.

   Налоговые методы регулирования социальных процессов  связаны также со стимулированием  благотворительной деятельности физических и юридических лиц, а также  установления дополнительных к государственным  гарантиям выплат, которые осуществляет работодатель в пользу своих работников (добровольное медицинское страхование, дополнительное пенсионное обеспечение, оплата образовательных услуг, услуг, связанных с поддержанием здоровья, дополнительные выплаты женщинам, имеющим детей, и т.п.). Российским налоговым законодательством освобождается от уплаты НДС передача товаров и имущества в благотворительных целях. По оплаченным самим гражданином образовательным и медицинским услугам, в том числе в пользу членов его семьи, предусмотрены социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц.

   Образовательные, медицинские услуги, услуги в сфере  культуры и искусства, мероприятия  по социальному обслуживанию (в соответствии с российским законодательством  это услуги детских домов-интернатов, интернатов для пожилых граждан  и т.п.) могут осуществляться за счет трех основных источников финансирования:

Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов. Формы государственного кредита