Финансовое регулирование социально-экономических процессов. Формы государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 4
1 Финансовое регулирование социально-экономических процессов.…………………………..………….. 7
2 Счетная палата и её функции…………………………...……... 13
3 Развитие страхового рынка в стране……………………….. 18
Направления развития обязательного и добровольного видов страхования……………………………..………………………….
19
Совершенствование налогообложения и регулирования страховой деятельности………………………………….………..
21
Участие иностранного капитала на российском рынке страховых услуг…………………………………………………...
22
Совершенствование и развитие законодательства, регулирующего страхование ………………………………………
24
4 Содержание финансовой политики в России…………… 25
5 Формы государственного кредита…………...……………… 30
5.1 Внутриэкономический кредит……………………………………. 31
5.2 Международный государственный кредит……………………… 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

   3.4 Совершенствование и развитие законодательства, регулирующего страхование  

   Для решения задач развития рынка  страховых услуг в первоочередном порядке необходимо разработать  и осуществить меры по совершенствованию и развитию законодательства, регулирующего страхование, и в частности обеспечить:

  • создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования;
  • совершенствование законодательства о налогах и сборах;
  • установление основ обязательного страхования, а также определение их приоритетных видов;
  • совершенствование осуществления государственного надзора за страховой деятельностью на территории Российской Федерации.

   Решение указанных задач позволит продолжить работу по модификации основ законодательного регулирования страхования, которое должно отвечать возрастающему уровню развития страхового дела.

   Совершенствование системы законодательства в области  страхования должно основываться на глубоком научном анализе законодательства Российской Федерации и практики его применения, международном опыте и стандартах, включать в себя мероприятия по регулированию страхования как целостной системы страховой защиты граждан, организаций и государства.

 

    4 Содержание финансовой политики в России 

   Финансовая  политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию,  распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой. 

   Главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста  общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества. 

   Основой успешного экономического развития является функционирование стабильной финансовой системы, соответствующей  уровню развития производительных сил  и общественных отношений. Глубокий экономический кризис, инфляция, характерные для нынешнего этапа развития, привели к дестабилизации финансовой системы России, разбалансированности ее отдельных элементов. Это проявляется в кризисе в области кредитно-денежной и инвестиционной деятельности, недостатке внебюджетных ресурсов, неплатежеспособности предприятий, негативных тенденциях в денежном обращении.

   Для реализации поставленных целей, функций  и задач разрабатывается соответствующая  финансовая политика, содержание которой включает в себя широкий комплекс мероприятий:

  • разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;
  • создание адекватного финансового механизма;
  • управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики;
  • определение основных направлений использования финансов на текущий период и на перспективу;
  • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

   Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

   Главной задачей финансовой политики является обеспечение соответствующими финансовыми  ресурсами реализации той или  иной государственной программы  экономического и социального развития.

   Таким образом, финансовая политика - это  совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование  для выполнения государством его  функций. Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Разработка и успешное проведение финансовой политики возможно только при наличии у правительства ясной программы общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных его групп, характеристикой текущих и перспективных задач, определением сроков и методов их решения. Результативность финансовой политики тем выше, чем полнее она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретные исторические и социальные условия.

   Существует  финансовая политика государства, финансовая политика предприятия и международная  финансовая политика.

   Финансовая  политика государства, в свою очередь, разделяется на бюджетную и кредитно-денежную политику.

   Под бюджетной политикой государства  понимается определение источников формирования доходов государственного бюджета, приоритетных направлений  расходов бюджета, допустимых пределов разбалансированности бюджета, источников финансирования бюджетного дефицита, принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

   В составе бюджетной политики имеют  относительную самостоятельность  налоговая политика, политика управления государственным долгом, политика бюджетного федерализма.

   Под кредитно-денежной политикой государства понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота.

   Для реализации финансовой политики, успешного  проведения ее в жизнь требуется  соответствующий финансовый механизм, представляющий собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях  обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Он включает все виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. Сочетание этих элементов образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого элемента, то есть определенных ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр.

   Процесс построения в России финансового  механизма сопровождается созданием  соответствующей правовой базы. К  основным законам, принятым в России в процессе создания правовой основы финансовой деятельности, относятся законы: о предприятиях и предпринимательской деятельности, о налогах с предприятий и граждан, об иностранных инвестициях, о государственной налоговой службе и др.

   Важной  особенностью государственного финансирования предприятий является сочетание  отраслевого и территориального принципов управления. Территориальный  принцип формирования и распределения  ресурсов в современных условиях является приоритетным. Имеются три уровня территориального управления:

  • федеральный;
  • региональный (субъектов Федерации);
  • местный (муниципальных образований).

   Финансовые  ресурсы в значительной степени  сосредоточены в бюджетах субъектов  Федерации и в местных бюджетах. Федеральный бюджет финансирует региональные программы государственного значения. При этом обоснованность распределения финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней является важной проблемой не только для государства, но и для территорий.

   Финансовые  взаимоотношения между территориальными единицами, регионами и Федерацией обеспечиваются движением соответствующих потоков финансовых ресурсов и соблюдением установленных социальных стандартов. Система социальных стандартов включает показатели минимально необходимой обеспеченности населения наиболее важными социально-культурными, жилищно-бытовыми и прочими услугами. С использованием этих Показателей составляется минимальный потребительский бюджет для населения.

   Минимальный потребительский бюджет разрабатывается  на основе набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения. Однако фактическое удовлетворение социальных потребностей населения определяется минимальными размерами оплаты труда, пенсий и социальных пособий, которые в настоящее время не соответствуют минимальному потребительскому бюджету. Причинами этого являются различные диспропорции, имеющиеся в бюджетах регионов. Для выправления бюджетных диспропорций регионам оказывается финансовая помощь, которая осуществляется посредством выделения субсидий и грантов.

   Субсидиями  называются пособия, предоставляемые, как правило, в денежной форме  за счет средств государственных  бюджетов различных уровней, а также  специальных фондов. Прямые субсидии направлены на удовлетворение потребностей предприятий региона или отрасли, а косвенные субсидии выражаются в форме льготных условий налогообложения и кредитования. В настоящее время в России используются следующие методы бюджетного субсидирования: дотации, субвенции, ссуды вышестоящих бюджетов, взаимозачеты, трансферты.

   Государственная бюджетная политика требует постоянного  совершенствования, к числу важнейших  направлений которого могут быть отнесены:

  • разработка мер по усилению стимулирующего воздействия порядка формирования территориальных бюджетов на заинтересованность территорий в развитии собственной экономической базы;
  • устранение волевого подхода в распределении ресурсов между бюджетами различных уровней;
  • определение принципов установления размеров и направления бюджетных субсидий.

   Принципы  выделения дотаций и субвенций из вышестоящих бюджетов нижестоящим должны основываться на объективной оценке состояния развития и экономических возможностей территорий. Предоставлять бюджетные средства целесообразно непосредственным потребителям, а не промежуточным инстанциям. 
 

 

    5 Формы государственного  кредита 

   Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика.

   Государственный кредит используется государством для  решения различных задач:

  • поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

   Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями  общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета.

   Под формой кредита понимается внешнее  проявление содержания тех экономических  отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства  широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

   Товарная  форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения  (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита.  
 

   5.1 Внутриэкономический кредит. 

   В системе кредитных отношений  внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:

   1) государственные займы;

Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов. Формы государственного кредита